ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-923/19 от 27.02.2019 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-923/19

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,

при секретаре Недбайловой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной компенсационной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму ежемесячной компенсационной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации в размере 74174,08 рубля.

Требования мотивированы тем, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» с заявлением в рамках программы «Социальная поддержка семей, имеющих детей» государственной программы «Развитие системы социальной поддержки населения», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, о предоставлении ежемесячной компенсационной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому временно не предоставлено место в детском саду. При обращении ответчик не представила справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, пояснив, что трудового стажа не имеет, соответственно и доходов тоже не имеет. Ответчице ФИО1 была назначена ежемесячная выплата – ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4109 рублей. За ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 получила ЕДВ в размере 10073, 68 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ год – 49308 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год – 14792, 04 рубля. В период получения выплат, ФИО1 утверждала, что трудового стажа не имела и трудовой книжки у нее нет. После рождения второго ребенка ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении ежемесячных компенсационных выплат нетрудоспособным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией организации. Право на получение пособия по беременности и родам, уволенным женщинам в связи с ликвидацией организации закреплено в ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». В случае увольнения женщины, осуществляющей уход за ребенком до полутора лет, по причине ликвидации организации, все пособия, связанные с беременностью, родами и уходом за ребенком, назначает и выплачивает местный орган социальной защиты населения. Ответчик ФИО1, претендующая на вышеуказанные ежемесячные компенсационные выплаты, как уволенная в связи с ликвидацией организации, предоставила пакет документов, подтверждающий ее трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Партнер» в должности регионального менеджера по момент ликвидации организации ДД.ММ.ГГГГ: трудовую книжку ТК-V от ДД.ММ.ГГГГ с записью о трудовой деятельности, справку от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год и расчет среднего заработка для начисления ежемесячного пособия. Таким образом, ранее ФИО1 предоставила не верные сведения о себе, имея трудовой стаж, постоянный доход от трудовой деятельности, указывала в заявлениях, что никогда и нигде не работала. ФИО1 обязалась добровольно возвратить необоснованно полученные денежные средства, о чем написала заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени сумма необоснованно полученных денежных средств ответчиком в бюджет <адрес> не возвращена.

В судебном заседании представитель истца – МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» - ФИО5, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик – ФИО1, надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении слушания дела, либо рассмотрении дела в ее отсутствие не ходатайствовала.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования" (подписан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по назначению (отказу в назначении) ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования (далее - ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет), в соответствии с пунктом 7 раздела 3 "Механизм реализации подпрограммы" подпрограммы "Социальная поддержка семей, имеющих детей" государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-п "Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан" (далее - государственные полномочия).

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-п "Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан" (приложение к государственной программе <адрес> "Развитие системы социальной поддержки граждан", программа «Социальная поддержка семей, имеющих детей», раздел 3 механизм реализации программы)

Мероприятие 1.13 перечня мероприятий (далее - Мероприятие) предусматривает ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования (далее - ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет) (п.7).

Право на ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет имеет один из родителей (опекунов, приемных родителей) многодетной семьи, один из родителей студенческой семьи, одинокая мать либо опекун, воспитывающий ребенка одинокой матери (далее - заявитель), совместно проживающие на территории края с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет и не получающие в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой, детям которых временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ООДО), в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий <адрес> (п.7.1).

ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства на территории <адрес>.

Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет устанавливается в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 43-п "Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в <адрес> (п.7.3).

ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет назначается уполномоченным органом местного самоуправления при наличии в муниципальном органе управления образованием по месту жительства заявителя и ребенка очередности для определения в ООДО.

Государственные полномочия по назначению ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет передаются уполномоченным органам местного самоуправления в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5-1967 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования" (п.7.4).

Размер ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет составляет 4109 рублей (п.7.5).

Для назначения ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет заявители представляют в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства заявителя и ребенка или в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - многофункциональный центр) заявление, в котором указываются фамилия, имя, отчество заявителя и ребенка, место проживания, способ выплаты ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет: через отделение почтовой связи или через российскую кредитную организацию (в случае выплаты путем перечисления денежных средств на лицевой счет заявителя указываются реквизиты лицевого счета), а также способ направления уведомления о принятом решении об отказе в назначении ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет (далее - заявление) (п.7.6).

К заявлению прилагаются следующие документы: документы, подтверждающие доходы членов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, в том числе: справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, выданная организацией - налоговым агентом, индивидуальными предпринимателями - нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты и другими лицами, занимающимися частной практикой и признаваемых налоговыми агентами, выплатившими доходы членам семьи (пп.5 п.7.7).

Документы, предусмотренные подпунктом 5 пункта 7.7 настоящего раздела, представляются заявителем только при наличии соответствующего вида доходов.

Решение о назначении ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет (отказе в назначении) принимается уполномоченным органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов от заявителя либо, при направлении межведомственных запросов, ответов по межведомственным запросам (п.7.11).

ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет назначается с даты достижения ребенком возраста 1,5 лет по дату достижения им возраста 3 лет, если обращение за назначением ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет последовало не позднее шести месяцев с даты достижения ребенком возраста 1,5 лет.

При обращении за ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет по истечении шести месяцев с даты достижения ребенком возраста 1,5 лет ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть истекших месяцев, исчисляемых со дня подачи заявления (п.7.13).

Получатели ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет обязаны уведомлять уполномоченный орган местного самоуправления о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ее выплаты, в течение 10 дней со дня наступления таких обстоятельств.

При изменении доходов и (или) состава семьи заявитель обязан не позднее чем в 3-месячный срок сообщить об этом уполномоченному органу местного самоуправления, назначившему ЕДВ на ребенка от 1,5 до 3 лет (п.7.15).

Из материалов дела следует, ФИО1 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Одновременно с данным заявлением ФИО1 собственноручно было написано заявление, в котором она подтверждает, что трудовой книжки и трудового стажа не имеет, нигде не работала, в том числе по договору, индивидуальным предпринимателем не являлась и не является, частной практикой адвоката не занимается. Предупреждена об ответственности за предоставление заведомо ложной информации.

Согласно протоколу назначения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка от 1,5 до 3 лет в размере 4109 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как одинокой матери, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Согласно протоколу закрытия от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года выплачена ежемесячная денежная выплата на ребенка от 1,5 до 3 лет в общей сумме 74174,08 рубля.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации в связи с рождением второго ребенка – дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С указанным заявлением ответчиком ФИО1 была представлена копия трудовой книжки ТК-V , из которой следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности регионального менеджера в ООО «Партнер», уволена в связи с ликвидацией организации, а также справки о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год, из которых следует, что ФИО1 в указанный период в ООО «Партнер» получала доход 67000 рублей ежемесячно в ДД.ММ.ГГГГ году и 69000 рублей ежемесячно в 2016 году.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ адресованном в МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» ФИО1 просит произвести удержание необоснованно полученных в качестве пособия средств в размере 74174,08 рубля, указала, что денежные средства будут добровольно возвращены путем перечисления на счет УСЗН.

Однако, как пояснила представитель истца, до настоящего времени необоснованно полученные денежные средства ФИО1 не возвращены. Доказательств обратного ответчик не представила.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно получала ежемесячную компенсационную денежную выплату на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, добровольно необоснованно полученные денежные средства не вернула, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 в пользу МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» излишне выплаченной суммы ежемесячной компенсационной денежной выплаты в размере 74174,08 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной компенсационной выплаты удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу МКУ «Управление социальной защиты населения администрации <адрес>» сумму необоснованно полученной ежемесячной компенсационной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательно организации в размере 74174 (семьдесят четыре тысячи сто семьдесят четыре) рубля 08 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева

Копия верна:

Судья Емельяновского районного суда: