ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-923/2016 от 29.08.2016 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2016 года.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 августа 2016 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шумковой Н.В.,

с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Вечеркиной Ю.В.,

представителя ответчика администрации городского округа Краснотурьинск Герб Н.Г., действующей на основании доверенности от 11.01.2016 года,

при секретаре Юзеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск,

установил:

прокурор г. Краснотурьинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск, указав в обоснование, что Администрацией городского округа Краснотурьинск не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск, а также не составлен топливно-энергетические баланс, который необходимо оформлять ежегодно не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

Прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск в срок до 01.08.2016 года и составить топливно-энергетический баланс в срок не позднее 01.10.2016 года.

На основании определения суда к участию в деле привлечено Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В судебном заседании прокурор <ФИО>4 поддержала доводы искового заявления, уточнив, что просит установить срок для разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск три месяца с даты вступления решения в законную силу, и срок для составления топливно – энергетического баланса определить датой 01.10.2016 года, поскольку дата 01 октября определена диспозитивно. На протяжении нескольких лет прокуратура г. Краснотурьинска обращалась в Администрацию городского округа Краснотурьинск с письмами о необходимости разработки программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на срок не менее 10-ти лет в соответствии с требованиями законодательства, а также составить топливно-энергетический баланс. В настоящее время данные документы не разработаны Администрацией городского округа Краснотурьинск.

Представитель ответчика – Администрации городского округа Краснотурьинск <ФИО>2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что статьей 6 Закона «О теплоснабжении» определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, который не предусматривает возложение на Администрацию городского округа полномочий по составлению топливно – энергетических балансов. В целях реализации полномочий органов местного самоуправления Администрацией городского округа Краснотурьинск разработана целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск на 2010 – 2015 года», в настоящее время проводится работа по разработке целевой программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск на 2016 – 2020 годы», что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате проведения судебного заседания путем вручения судебной повестки, указав в отзыве на иск, что разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов и составление топливно – энергетических балансов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Представитель ответчика просит удовлетворить исковые требования прокурора.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закона № 131-ФЗ) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральными законами «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении», а также полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.п. 4.2, 4.3, 6.1 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов предусмотрены также положениями п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодека Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ).

Согласно п. 23 ст. 1 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы. устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 ГрК РФ путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа, в том числе программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, осуществляется реализация генерального плана городского округа.

Согласно ч. 5.2 ст. 26 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения, что предусмотрено ч. 5.3 ст. 26 ГрК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Требования к программам № 502).

Согласно п. 2 Требований к программам № 502, программы разрабатываются органами местного самоуправления городских округов на основании генеральных планов городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 3 Требований к программам № 502, программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана городского округа. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.

Генеральный план городского округа Краснотурьинск утвержден Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 27.12.2012 № 83, т.е. до вступления в силу Федерального закона РФ от 30.12.2012 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответственно программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск должна была быть разработана и утверждена не позднее 1 января 2014 года.

Сторона ответчика не оспаривает отсутствие данного документа на 2016 и последующие годы.

Также, частью 10 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 19-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что на органы местного самоуправления возложены полномочия по составлению топливно-энергетического баланса.

Под топливно-энергетическим балансом понимается документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов (п. 22 ст. 1 Закона № 19-ФЗ).

Порядок составления топливно-энергетических балансов муниципальных образований, утвержден Приказом Минэнерго Российской Федерации от 14.12.2011 № 600.

Согласно требованиям пунктов 49 и 56 Приказа Минэнерго Российской Федерации от 14.12.2011 № 600 составления топливно-энергетических балансов муниципальных образований, органы местного самоуправления обязаны составлять топливно-энергетические балансы ежегодно, не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6, п. 4.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 31 Устава городского округа Краснотурьинск, утвержденного Решением Краснотурьинской городской Думы от 23.06.2005 № 76, Администрация городского округа как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, к числу которых относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, путем разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Установлено и не опровергается ответчиком, что в нарушение указанных требований законодательства Администрацией городского округа Краснотурьинск до настоящего времени не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск, а также не составлен топливно-энергетический баланс муниципального образования в срок не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

Неисполнение Администрацией ГО Краснотурьинск возложенных на нее законом обязанностей в установленные сроки влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безубыточную систему ресурсоснабжения населения городского округа Краснотурьинск.

Таким образом, вышеуказанные требования прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск и составлению топливно-энергетический баланса муниципального образования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом требований ст.ст. 206, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации действия по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, а обязанность по составлению топливно-энергетического баланса муниципального образования - в срок до 01.10.2016 года с учетом требований пунктов 49 и 56 Приказа Минэнерго России от 14.12.2011 N 600 (ред. от 19.11.2015) "Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию городского округа Краснотурьинск разработать и утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Краснотурьинск, соответственно полномочиям, в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа Краснотурьинск составить топливно – энергетический баланс муниципального образования в срок до 01 октября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.

Председательствующий судья: (подпись) Шумкова Н.В.

СОГЛАСОВАНО