2- 923/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г.Омска
в составе председательствующего судьи Шафоростовой Л.С.
при секретаре Низамутдиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Омске
05 апреля 2017 года
гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г.Омска в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК о запрете до устранения нарушений градостроительного и жилищного законодательства привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского АО г.Омска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Октябрьского АО г.Омска проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при осуществлении работ по строительству жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>9. Согласно п. 2.1 Устава ЖСК <данные изъяты> целью кооператива является удовлетворение потребностей членов кооператива в жилье. В ЖСК <данные изъяты> утверждено Положение о порядке оплаты паевых и иных платежей и предоставления жилых помещений. Также установлено, что между <данные изъяты> (Застройщик) и ЖСК <данные изъяты> (Инвестор) заключен договор об участии в инвестировании строительства жилого многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ б/н. Согласно условиям данного договора Застройщик обязуется построить и ввести в эксплуатацию многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г<адрес>. Инвестор обязуется осуществлять инвестирование строительства объекта в сроки и порядке, предусмотренные договором. В силу п. 1.2 договора строительство вышеуказанного многоквартирного дома будет осуществляться на земельных участках, относящихся к категории земель населенных пунктов, общей площадью № кв.м, с кадастровыми номерами № и №, местоположение которых установлено в № и № метрах западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>. В настоящее время на указанном земельном участке осуществляется строительство многоквартирного жилого дома на основании выданного разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № № (продлено до ДД.ММ.ГГГГ) ООО <данные изъяты>. ЖСК <данные изъяты> соответствующая разрешительная документация не получалась, что свидетельствует о том, что ЖСК <данные изъяты> не исполняет функции застройщика. В нарушение ст. 110 Жилищного кодекса РФ ЖСК <данные изъяты> при осуществлении инвестирования строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, привлекаются денежные средства граждан на строительство 2 многоквартирных домов. После поступления денежных средств на счет или в кассу ЖСК <данные изъяты>, они направлялись в инвестирование строительства объекта, указанного в инвестиционном договоре. Таким образом, ЖСК <данные изъяты> при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, а также разрешительной документации на строительство многоквартирного дома привлекались денежные средства граждан для осуществления строительства (инвестирования) многоквартирного дома. На основании изложенного ДД.ММ.ГГГГ прокурором округа в отношении председателя ЖСК <данные изъяты>ФИО6 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, председателю ЖСК <данные изъяты> вносились представления об устранении нарушений закона. В настоящее время работы по адресу: <адрес> приостановлены. В рамках проведения проверки установлено, что при заключении договоров паевого взноса (либо тарифных планов – соглашений) в строительстве многоквартирных домов кооперативом указывались разные сроки передачи объекта пайщикам. Также кооперативом не выполнена обязанность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства соответствующей информации. Поскольку неправомерными действиями ответчика создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, чьи денежные средства привлекаются и (или) могут быть привлечены на строительство, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратится в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Просит запретить ЖСК <данные изъяты> до момента устранения нарушений градостроительного и жилищного законодательства привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, возложить на ответчиков расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского АО г.Омска <данные изъяты> исковые требования поддержала.
Председатель ЖСК <данные изъяты>ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в материалы дела представлено заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает на то, что с исковыми требованиями он согласен, в настоящее время реализация квартир не производится и производиться не будет до устранения нарушений жилищного законодательства.
Представители третьих лиц <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. От представителя Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области по доверенности ФИО8 в материалы дела поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что деятельность ЖСК <данные изъяты> по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома по <адрес> в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, а также разрешительной документации на строительство является незаконной, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГРК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 51 ГРК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214 - ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 214-ФЗ) установлено, что данный Закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
- на основании договора участия в долевом строительстве;
- путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
- жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Статья 110 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Жилищного кодекса РФ члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Кроме того, в силу ст. 113 Жилищного кодекса РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
Согласно положениям ст. 4 Жилищного кодекса РФ правоотношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и особенностей их членов регулируется жилищным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу правил ст.121 Жилищного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Согласно п. 2.1 Устава ЖСК <данные изъяты> целью кооператива является удовлетворение потребностей членов кооператива в жилье.
В ЖСК <данные изъяты> утверждено Положение о порядке оплаты паевых и иных платежей и предоставления жилых помещений.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что между <данные изъяты> (Застройщик) и ЖСК <данные изъяты> (Инвестор) заключен договор об участии в инвестировании строительства жилого многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ б/н.
Согласно условиям данного договора застройщик обязуется построить и ввести в эксплуатацию многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Инвестор обязуется осуществлять инвестирование строительства объекта в сроки и порядке, предусмотренные договором.
В силу п. 1.2 договора строительство вышеуказанного многоквартирного дома будет осуществляться на земельных участках, относящихся к категории земель населенных пунктов, общей площадью № кв.м, с кадастровыми номерами № и №, местоположение которых установлено в № и № метрах западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>.
В настоящее время на указанном земельном участке осуществляется строительство многоквартирного жилого дома на основании выданного разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № № (продлено до ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты>.
Судом установлено, что ЖСК <данные изъяты> соответствующая разрешительная документация не получалась, что свидетельствует о том, что ЖСК <данные изъяты> не исполняет функции застройщика.
Также в судебном заседании установлено, что в нарушение ст. 110 Жилищного кодекса РФ ЖСК <данные изъяты> при осуществлении инвестирования строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, привлекаются денежные средства граждан на строительство 2 многоквартирных домов. После поступления денежных средств на счет или в кассу ЖСК <данные изъяты>, они направлялись в инвестирование строительства объекта, указанного в инвестиционном договоре.
Таким образом, ЖСК <данные изъяты> при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, а также разрешительной документации на строительство многоквартирного дома привлекались денежные средства граждан для осуществления строительства (инвестирования) многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором округа в отношении председателя ЖСК <данные изъяты>ФИО9 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ, председателю ЖСК «Космический-9» вносились представления об устранении нарушений закона.
В настоящее время работы по адресу: <адрес> приостановлены.
В рамках проведения проверки установлено, что при заключении договоров паевого взноса (либо тарифных планов – соглашений) в строительстве многоквартирных домов кооперативом указывались разные сроки передачи объекта пайщикам.
Кроме того кооперативом не выполнена обязанность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства соответствующей информации.
В соответствии с ч.1 ст. 123.1 Жилищного кодекса РФ жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в системе в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, порядком, составом, сроками и периодичностью размещения в системе устав кооператива, а также следующие документы и информацию: количество членов жилищно-строительного кооператива; разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива; права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства; местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство; количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений; предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
В силу ч. 3 ст. 123.1 Жилищного кодекса РФ жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в системе, реестр своих членов, содержащий следующие сведения: фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица; определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью; размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.
В ходе проведения проверки прокуратурой Октябрьского АО г.Омска установлено, что в нарушение ст. 123.1 Жилищного кодекса РФ ЖСК <данные изъяты> должным образом не исполняются обязанности, предусмотренные данной статьей, а именно: в информационной системе не размещены данные о количестве членов жилищно-строительного кооператива, не указаны права ЖСК на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка и т.д., реестр пайщиков не содержит размер вступительных и паевых взносов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 214-ФЗ застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Правовой статус застройщика принадлежит в рассматриваемом случае исключительно <данные изъяты>, что подтверждается содержанием договора об инвестиционной деятельности многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н.
Земельные участки общей площадью № кв.м, с кадастровыми номерами № и №, местоположение которых установлено в № и № метрах западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, принадлежит застройщику ООО ПСК «Лидер» на основании договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты><данные изъяты>.
Застройщик осуществляет строительство многоквартирного жилого дома на основании разрешения на строительство № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и строительства Администрации г.Омска <данные изъяты>, которое продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст.1 Федерального закона № 214-ФЗ одним из способов привлечения денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию, является создание жилищно-строительных кооперативов.
Между тем, положения договора инвестирования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>9, позволяют квалифицировать <данные изъяты>, как застройщика многоквартирного дома, исходя из предусмотренных для него обязанностей.
Поскольку неправомерными действиями ответчика ЖСК <данные изъяты> при установленных в судебном разбирательстве обстоятельствах создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, чьи денежные средства привлекаются и (или) могут быть привлечены на строительство, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Октябрьского АО г.Омска подлежат удовлетворению.
По правилу ст. 98 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика ЖСК <данные изъяты> в доход бюджета г.Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского АО г.Омска к Жилищно-строительному кооперативу <данные изъяты> о запрете до устранения нарушений градостроительного и жилищного законодательства привлекать денежные средства граждан удовлетворить.
Запретить Жилищно-строительному кооперативу <данные изъяты> до устранения нарушений градостроительного и жилищного законодательства привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива <данные изъяты> в доход местного бюджета г.Омска государственную пошлину в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шафоростова Л.С.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2017 года.
Решение вступило в законную силу 11.05.2017 г.