Дело № 2-923/2022 74RS0029-01-2022-000993-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Кутырева П.Е.,
при секретаре Нестеренко Ю.Ф.,
рассмотрел 17 июня 2022 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Магнитогорске Челябинской области гражданское дело по исковому заявлению профсоюзной организации работников Южной Уральской железной дороги Локомотивного депо Карталы производственного участка Магнитогорск Межрегионального профсоюза работников нефте-газо-горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ в интересах ФИО1 ФИО6 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконными действий работодателя, взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Первичная профсоюзная организация работников Южной Уральской железной дороги Локомотивного депо Карталы производственного участка Магнитогорск Межрегионального профсоюза работников нефте-газо-горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ (далее – ППО «Южноуральский локомотив») обратилась в суд с иском в интересах ФИО1 к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), в котором просила признать незаконными действия ответчика по выплате ФИО1 заработной платы с 01 декабря 2020 года по 01 декабря 2021 года не в полном объеме, в связи с этим просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни за указанный период в размере 36199,53 рублей, кроме того просит взыскать денежную компенсацию морального вреда 10000 рублей, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1 обратился в профсоюзную организацию с заявлением о нарушении его трудовых прав, поскольку он привлекался к работе сверхурочно и в выходные и праздничные дни, однако дополнительные дни отдыха ему за это не предоставлялись, а оплата производилась в одинарном размере, таким образом заработная плата выплачена не полностью, своими действиями работодатель причинил работнику моральный вред.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, будучи надлежаще извещенным о его времени и месте, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, представитель ППО «Южноуральский локомотив» ФИО2 в судебном заседании заявленный иск поддержал.
Представитель ответчика – ОАО «РЖД» ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам письменного отзыва с дополнениями, указывая на то, что расчет задолженности истцом произведен неправильно, заработная плата рассчитана и выплачена истцу в соответствии с требованиями трудового законодательства и нормативными документам ОАО «РЖД», кроме того, сумма компенсации морального вреда истцами завышена, ссылалась на иную судебную практику.
Суд, заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного иска.
Как следует из материалов дела, 01 октября 2005 года между ОАО «РЖД» (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор, по условиям которого работник принимается на работу на должность машиниста электровоза, трудовой договор является договором по основной работе, на неопределенный срок, без испытания, впоследствии к трудовому договору заключались дополнительные соглашения, в том числе работник стал работать машинистом электровоза (пассажирское движение), установлен разъездной характер работы, определено, что режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. Кроме того, в дополнительных соглашениях работнику были установлены зональные надбавки, доплаты за работу та тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, доплата за работу без помощника, доплата за квалификационный класс, за работу в ночное время.
Система оплаты труда в ОАО «РЖД» закреплена в положении о корпоративной системе оплаты труда, количество отработанного времени фиксируется в табелях учета использования рабочего времени. Машинисты локомотивного депо объединяются в группы, выходят на работу и отдыхают в соответствии с графиками сменности и графиками выходных дней
19 ноября 2021 года на внеочередной конференции избран профсоюзный (местный) комитет ППО «Южноуральский локомотив», председателем избран ФИО2
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом внеочередной конференции, уставом профсоюза, трудовым договором, обращением в профсоюзную организацию с расчетом задолженности, приказами работодателя о приеме на работу и переводах, дополнительными соглашениями, расчетными листками, табелями учета рабочего времени, сведениями о количестве смен, контррасчетом, графиком сменности, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о корпоративной системе оплаты труда, должностной инструкцией.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются Федеральным законом от 10 января 2003 года №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами (пункт 1 статьи 25). В пункте 2 статьи 25 поименованного федерального закона установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.
Аналогичная норма содержится в части второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом.
Во исполнение приведенных предписаний закона и на основании предоставленных полномочий Минтранс России разработал и утвердил приказом от 09 марта 2016 года №44 Особенности режима рабочего времени и времени отдых, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее – Особенности).
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца (статья 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации). Видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются всем работникам.
При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка (статья 111 Трудового кодекса Российской Федерации).
Установленное Минтрансом России с учетом предоставленных полномочий в абзаце втором пункта 38 Особенностей нормативное правовое регулирование, предусматривающее число дней еженедельного непрерывного отдыха работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени равным числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода, не противоречит приведенным нормам закона.
В силу пункта 37 Особенностей работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 –х часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе.
Правилами внутреннего трудового распорядка локомотивного депо Карталы – структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги, структурного подразделения дирекции тяги филиала ОАО «РЖД», утвержденными начальником эксплуатационного локомотивного депо Карталы структурного подразделения Южно-Уральской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги ОАО «РЖД» 04.12.2019 года, установлено, что для работников локомотивных бригад устанавливается продолжительность рабочей недели – шестидневная с одним выходным.
Для работников с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом месяц, квартал, год – по графику сменности с количеством выходных дней соответствующих количеству воскресений в текущем месяце. Нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю (п.5.1).
Для работников локомотивных бригад работа организуется по вызывной системе и устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц и продолжительностью рабочей недели – шестидневная с одним выходным. Вызов работников локомотивных бригад грузового движения с резерва осуществляется посредством телефонной связи и с привлечением вызывного транспорта. Вызов бригады осуществляется с соблюдением междусменного отдыха не менее 16 часов и не менее 42 часов выходного дня при отработанной норме часов за неделю. Локомотивные бригады назначаются на работу по вызову дежурного персонала. Дежурный персонал вызывает работников локомотивной бригады, находящихся в резерве, не менее чем за два часа до предполагаемого начала работы (смены). При выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа, работник локомотивной бригады обязан лично сообщить об этом дежурному по депо или нарядчику локомотивных бригад (п.5.7).
Обратившись в суд с настоящим иском, истец указывал на нарушение прав работников в связи с привлечением к работе в выходные (праздничные) дни, а также сверхурочно без начислений стимулирующих надбавок на дополнительную оплату работы в выходные(праздничные дни).
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (части 2, 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия, в частности при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей (пункт 1 части 2 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть 6 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 99 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса РФ).
Заявленные исковые требования истец обосновывает тем, что он привлекался к работе сверхурочно, привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в том числе работал в ночное время.
Разрешая спор, суд исходит из необходимости произвести самостоятельный расчет задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, а также сверхурочно и сравнить её с суммой, выплаченной работодателем. Если полученная сумма больше выплаченной работодателем, то разница подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Для того, чтобы определить размер причитавшейся работнику платы за работу в выходные и праздничные дни необходимо умножить количество отработанных в месяце часов на тарифную ставку и на сумму надбавок (зональная надбавка + доплата за тяжелую работу и при наличии доплата за класс, за работу без помощника). К получившейся сумме необходимо прибавить количество отработанных в ночное время часов, умноженное на тарифную ставку и на 0,4 (так как надбавка за работу в ночное время составляет 40%), к общей сумме прибавить районный коэффициент.
Полученную сумму надлежит сравнить с указанной в расчетных листках работника в соответствующей графе, умноженной на районный коэффициент.
За январь 2021 года размер оплаты должен был составлять исходя из его тарифной ставки 205 руб. 77 коп. – 3717,73 рублей ((12,67 часов отработано х тарифная ставка 205 руб. 77 коп. х сумма надбавок 1,24) х уральский коэффициент 1,15). В этом месяце работодателем за работу в выходные и праздничные дни ничего работнику не выплачивалось.
За февраль 2021 года выплачено 2266,97 рублей (1971,28 рублей указано в соответствующей графе расчетного листка * 1,15), а потому задолженность составляет 5596,33 рублей ((23,94 часов отработано х тарифная ставка 205 руб. 77 коп. х сумма надбавок 1,24) + (8,86 часов отработано в ночное время х тарифная ставка 205 руб. 77 коп. х доплата за работу в ночное время 0,4) х уральский коэффициент 1,15) – выплаченные работодателем за работу в выходные и праздничные дни с учетом районного коэффициента 2266,97 рублей).
За март 2021 года выплачено с учетом районного коэффициента 3513,93 рублей, а потому задолженность составляет 629,72 рублей (((13,08 х 208 руб. 43 коп. х 1,24) + (2,67 х 208 руб. 43 коп. х 0,4) х 1,15) – 3513,93 рублей).
За апрель 2021 года задолженность составляет 10011,30 рублей ((29,37 х 208 руб. 43 коп. х 1,24) + (13,37 х 208 руб. 43 коп. х 0,4) х 1,15).
За май 2021 года выплачено с учетом районного коэффициента 2157,26 рублей, а потому задолженность составляет 3309,69 рублей (((16 х 208 руб. 43 коп. х 1,24) + (7,42 х 208 руб. 43 коп. х 0,4) х 1,15) – 2157,26 рублей).
За июнь 2021 года задолженность составляет 6651,14 рублей ((20,01 х 208 руб. 43 коп. х 1,24) + (7,34 х 208 руб. 43 коп. х 0,4) х 1,15).
За октябрь 2021 года выплачено с учетом районного коэффициента 415,69 рублей, а потому задолженность составляет 1151,89 рублей (((3,84 х 208 руб. 43 коп. х 1,24) + (3,84 х 208 руб. 43 коп. х 0,4) х 1,15) – 415,69 рублей).
За ноябрь и декабрь 2021 года согласно расчетным листкам с учетом районного коэффициента выплачено соответственно 9414,06 рублей и 17045,88 рублей, что не свидетельствует о наличии задолженности за эти два месяца.
Аналогичным образом подлежит определению и размер задолженности по оплате за сверхурочную работу – для этого следует умножить количество отработанных работником в месяце часов сверхурочно на тарифную ставку и на сумму надбавок (зональная надбавка + доплата за тяжелую работу и при наличии доплата за класс, за работу без помощника). К получившейся сумме необходимо прибавить количество отработанных в ночное время часов, умноженное на тарифную ставку и на 0,4 (так как надбавка за работу в ночное время составляет 40%), к общей сумме прибавить районный коэффициент.
В результате этого получится размер оплаты в одинарном размере, но правила оплаты сверхурочной работы установлены в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).
При всем этом ссылки ответчика на указания Министерства путей сообщения от 15 декабря 1989 года N Г2967у "Об оплате работы в сверхурочное время работниками с суммированным учетом рабочего времени" обоснованными признать нельзя.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно указаниям Министерства путей сообщения от 15 декабря 1989 года N Г2967у "Об оплате работы в сверхурочное время работниками с суммированным учетом рабочего времени", для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта с суммированным учетом рабочего времени (рабочих локомотивных бригад, сменных работников железнодорожных станций и других подразделений) в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы в количестве, равном произведению числа рабочих смен по графику в данном учетном периоде на два. Количество смен (выходов) учитывается в пределах нормы часов учетного периода. Остальные сверхурочные часы оплачиваются в двойном размере.
Изложенный в данных Указаниях порядок означает зависимость доплаты за сверхурочную работу от количества рабочих дней в учетном периоде, таким образом этот порядок ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством.
Поэтому суд руководствуется не Указаниями Министерства путей сообщения от 15 декабря 1989 года N Г2967у, а частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и исходит из того, первые два часа переработки должны быть оплачены в полуторном, а оставшиеся – в двойном размере.
Так, за июнь 2021 года за 4,36 часов сверхурочной работы, из которых 2 часа ночные сумма в одинарном размере составит 1487,64 рублей ((4,36 часов отработано сверхурочно х тарифная ставка 208 руб. 43 коп. х сумма надбавок 1,24) + (2 часа отработано сверхурочно ночью х тарифная ставка 208 руб. 43 коп. х доплата за работу в ночное время 0,4) х районный коэффициент 1,15), за все 4,36 часов, то есть 341,20 рублей за один час. Из этих 4,36 первые два часа должны быть оплачены в полуторном размере, то есть размер доплаты за первые два часа сверхурочной работы составляет 341,20 рублей (341,20 рублей х 2 часа х 0,5), а за размер доплаты за оставшиеся 2,26 часов составляет 805,24 рублей (2,26 х 341,20 рублей), итого 2634,09 рублей, то есть согласно расчетным листкам задолженности за сверхурочную работу работодатель не имеет.
За октябрь 2021 года за 10,44 часов сверхурочной работы, из которых 2,83 часа ночные сумма в одинарном размере составит 3504,16 рублей ((10,44 часов отработано сверхурочно х тарифная ставка 208 руб. 43 коп. х сумма надбавок 1,24) + (2,83 часа отработано сверхурочно ночью х тарифная ставка 208 руб. 43 коп. х доплата за работу в ночное время 0,4) х районный коэффициент 1,15), за все 10,44 часов, то есть 335,65 рублей за один час. Из этих 10,44 первые два часа должны быть оплачены в полуторном размере, то есть размер доплаты за первые два часа сверхурочной работы составляет 335,65 рублей (335,65 рублей х 2 часа х 0,5), а за размер доплаты за оставшиеся 8,44 часов составляет 2832,87 рублей (8,44 х 341,20 рублей), итого 1964,40 рублей, согласно расчетному листку оплачено за сверхурочную работу 4708,27 рублей ((2729,43+1364,72) х 1,15), задолженность 1964,40 рублей.
Следовательно общий размер задолженности составляет 33032,18 рублей (3717,73+5596,33+629,72+10011,27+3309,69+6651,14+1151,89+0+0 +1964,40).
Ходатайство ответчика о передаче дела по подсудности удовлетворению не подлежало поскольку иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (часть 9 статьи 29 ГПК РФ), а рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть шестая статьи 209 ТК РФ).
Из пояснений сторон следует, что ФИО1 в том числе должен был находиться на железнодорожном вокзале г. Магнитогорска, находящемся в Ленинском районе г. Магнитогорска, либо же ему периодически необходимо было прибыть в Ленинский район г. Магнитогорска в связи с его работой в момент нахождения в Ленинском районе г. Магнитогорска он находился под контролем работодателя. Кроме того, иск заявлен профсоюзной организацией, расположенной в Ленинском районе г. Магнитогорска, при всём этом представитель ответчика не смогла пояснить в судебном заседании чем нарушаются права ОАО «РЖД» рассмотрением дела в Ленинском районном суде г. Магнитогорска и дело находится в суде с 24 марта 2022 года, а истец имеет право на своевременное рассмотрение его дела судом.
Что касается срока исковой давности, то он по мнению суда пропущен не был и во всяком случае если бы и был пропущен, то подлежит восстановлению, суд принимает во внимание отсутствие у ФИО1 юридического образования, его обращение в профсоюз незадолго до подачи иска, кроме того, в производстве суда находилось большое количество аналогичных споров по иска профсоюза в интересах других работников и ФИО1 объективно мог дожидаться каким образом будет разрешен спор.
Подлежат удовлетворению и требования о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8).
Следовательно, сумма компенсации морального вреда должна быть адекватной и реальной. В противном случае присуждение чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы означало бы игнорирование требований закона и приводило бы к отрицательному результату, создавая у потерпевшего впечатление пренебрежительного отношения к его правам.
Таким образом, по смыслу приведенного выше правового регулирования размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд, учитывая принципы разумности и справедливости, принимая во внимание характер и степень причиненных ответчиком истцам нравственных страданий, а также иные обстоятельства дела, соглашается с определенным истцами размером денежной компенсации морального вреда и приходит к выводу, что с ответчика в пользу каждого истца следует взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, чрезмерной эту сумму суд не находит и в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда, она не поставит.
Ссылки ответчика на иную судебную практику судом во внимание не принимаются, поскольку судебный прецедент в Российской Федерации источником права не является, кроме того, в судебных актах, на которые ссылается сторона ответчика, имели место иные обстоятельства.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации с ОАО «РЖД» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1490,97 рублей – 1190,97 рублей за материальное требование о взыскании заработной платы исходя из удовлетворенной суммы 33032,18 рублей и 300 рублей за требование о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Частично удовлетворить заявленные исковые требования.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по выплате ФИО1 ФИО7 заработной платы не в полном объеме.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 ФИО8 задолженность по заработной плате в размере 33032 рубля 18 копеек и денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1490 рублей 97 копеек.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: П.Е. Кутырев