РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Железногорск-Илимский 20 декабря 2023 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре Васильеве А.С.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-923/2023 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга к муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (***), муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (***) о возложении обязанности подать необходимый пакет документов для утверждения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной, провести очередную проверку знаний лиц,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга к муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (***) о возложении обязанности подать необходимый пакет документов для утверждения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной, провести очередную проверку знаний лиц.
В обоснование иска прокурор указал, что в рамках осуществления надзора за состоянием законности, направленной на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения установлено, что на котельной, эксплуатируемой МУП «ЯЖКХ», не утвержден в установленном порядке нормативный несжигаемый запас топлива, не сформирован нормативный запас основного и резервного топлива на котельной, не проведена очередная проверка знаний лиц, не проведены необходимые работы и мероприятия для проведения отопительного сезона в пос. Янгель Нижнеилимского района Иркутской области.
Отсутствие утвержденного неснижаемого запаса топлива на 2023 год влечет за собою невозможность получения акта готовности к отопительному сезону 2023-2024 гг., а также угрозу прохождения отопительного сезона на территории Янгелевского городского поселения. В нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, не проведена очередная проверка знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок, оперативно-ремонтного персонала котельной.
Просит обязать МУП «ЯЖКХ» (ИНН ***) с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить утверждение в установленном порядке нормативного неснижаемого запаса топлива, сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной на отопительный сезон 2023-2024 гг., провести очередную проверку знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, оперативно-ремонтного персонала котельной, провести пуско-наладочные работы по котлам котельной, разработать гидравлический режим тепловых сетей котельной, провести техническое освидетельствование котлов котельной, утвердить график ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей теплоснабжающей организации, организовать утверждение актов готовности системы приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи котельной, организовать наличие режимных карт водогрейных котлов котельной, организовать оформление акта коммерческого учета реализуемой тепловой энергии, утверждение акта выполненных работ по капитальному ремонту котельной с заменой теплотехнического оборудования.
*** принято заявление прокурора об уточнении исковых требований, в котором указано, что *** между администрацией Янгелевского городского поселения и МУП «Янгелевское ЖКХ» (ИНН *** ОГРН ***) заключен договор *** о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, а именно: блочно модульной котельной с дымовой трубой инженерными сетями по адресу: ***, и именное данное предприятие в настоящее время осуществляет деятельность по теплоснабжению в поселке. Также установлено, что часть выявленных нарушений, указанных в иске, устранены. В связи с чем, просит суд обязать МУП «Янгелевское ЖКХ» (ИНН *** ОГРН ***) в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда представить в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области пакет документов, необходимый для получения государственной услуги – утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 10.03.2023 № 58-6-мпр, сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной на отопительный сезон 2023-2024 гг., провести очередную проверку знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, оперативно-ремонтного персонала котельной.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН *** ОГРН ***) (далее по тексту – МУП «ЯЖКХ (ИНН *** ОГРН ***).
Помощник прокурора Коблобков Ф.В в судебном заседании просил удовлетворить иск, заявленный к МУП «ЯЖКХ» (ИНН *** ОГРН ***), по основаниям, указанным в заявлении. Исковые требования, предъявленные к МУП «ЯЖКХ» (ИНН ***, ОГРН ***), не поддержал, просил их не рассматривать.
Представитель ответчиков ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении иска прокурора отказать. Указала, что МУП «ЯЖКХ» (ИНН *** ОГРН ***) предоставляет услуги с ***, в настоящее время подать необходимые документы в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области для утверждения нормативов запасов топлива не представляется возможным, поскольку выявлено расхождение в протяженности теплоподающих труб, требуется их уточнение, внесение изменений в кадастр, и без этого невозможно сделать необходимые расчеты. При этом, предприятием предприняты меры по созданию запаса топлива, заключены договора поставки угля, часть вагонов уже прибыло. Заключен договор на оказание платных образовательных услуг, в соответствии с которым проходит обучение руководящий состав, и в настоящее время ожидается вызов для сдачи экзаменов. Срок, в который просит прокурор устранить нарушения, является неразумным.
Суд, выслушав участников процесса, проверив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 п.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к основным принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно.
Согласно ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны участвовать организации всех форм собственности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ "О теплоснабжении (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115).
Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в силу положений подпунктов «в», «г», «д» пункта 3 раздела III которых предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении ***; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Кроме того, согласно п.121 раздела XI названных Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах а, б и д пункта 115 и пункте б пункта 117 настоящих Правил.
Приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденный приказом, устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
В соответствии с п.2 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что ННЗТ создаётся на котельных организаций для поддержания плюсовых температур на котельной и прилегающих сооружениях в режиме «выживания» с минимальной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (п.4 Порядка). ННЗТ восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций (п.9 Порядка).
В соответствии с п.11 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
В соответствии с п.21 Порядка, для расчёта размера нормативов эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ), принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток - по твердому топливу 45 суток.
В силу положений п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся: утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Приказом министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 10.03.2023 N 58-6-мпр утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более"
В соответствии с п. 3 Регламента заявителями при предоставлении государственной услуги являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов (цен), и осуществляющие на территории Иркутской области деятельность по производству тепловой энергии.
В силу п. 14 Регламента по государственной услугой в настоящем административном регламенте понимается - утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, предоставляющим государственную услугу, является министерство. Структурным подразделением министерства, ответственным за предоставление государственной услуги, является отдел нормативов и субсидирования ресурсоснабжающих организаций в управлении коммунальной инфраструктуры министерства (далее - Отдел) совместно с ОГКУ "ЦЭРС" ( п. 15 Регламента).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьей 6 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность организации теплоснабжения в границах поселения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.
В целях реализации указанных обязанностей органам местного самоуправления в силу п. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 20 Закона о теплоснабжении, пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.
В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, п. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115, возложена на теплоснабжающие организации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик МУП «Янгелевское ЖКХ» (ИНН *** ОГРН ***) согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ создано в соответствии с решением Думы Янгелевского городского поселения ****** от ***, является коммерческой организацией. Основными целями и предметом деятельности предприятия являются решение социальных задач и вопросов местного значения как предоставление бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, решение других вопросов по предоставлению населению услуг, выполнению работ и получению прибыли. Основным видом деятельности предприятия является производство, передача, распределение пара и горячей воды котельными, обеспечение работоспособности котельных, тепловых сетей, торговля паром и горячей водой, забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод. Предприятие осуществляет свою деятельность на территории Янгелевского городского поселения.
*** между администрацией Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района и МУП «Янгелевское ЖКХ» (ИНН *** ОГРН ***) заключен договор *** «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения». В рамках данного договора за МУП «Янгелевское ЖКХ» на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество: Блочно модульная котельная производительностью *** с дымовой трубой и инженерными сетями, расположенное по адресу: ***, тепловые сети.
Согласно Акту проверки готовки к отопительному периоду 2023/*** от *** было установлено, что на котельной *** выявлены следующие замечания: не утверждение в установленном порядке нормативного несжигаемого запаса топлива, нормативный запас основного и резервного топлива на котельной не сформирован.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Янгелевского городского поселения, по состоянию на *** при проверке готовности к отопительному сезону выявлено 3 замечания: не проведена очередная проверка знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, оперативно-ремонтного персонала котельной ***, отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы запасов топлива для источников тепловой энергии МУП «Янгелевское ЖКХ».
Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что до настоящего времени не утвержден нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии и соответствующие документы в Министерство не подавались, а также не сформирован нормативный запас основного и резервного топлива на котельной.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком требования Федерального закона «О теплоснабжении», Приказа Минэнерго России от ****** «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» в части создания запаса основного и резервного топлива не исполнены, с заявлением в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области для утверждения нормативного несжигаемого запаса топлива не обращался, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан, пользующихся коммунальными услугами по теплоснабжению, а также создается угроза возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение прав жителей *** на бесперебойное получение тепловой энергии в отопительный период 2023 – 2024 годов.
Доводы ответчика о том, что им предприняты меры по исключению создания чрезвычайных ситуации, запас топлива на котельной имеется, что подтверждается договорами поставки угля, квитанциями о приемке груза не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного заседания установлены нарушения требований закона, которые ответчиком не исполнены.
В связи с чем, исковые требования прокурора о возложении обязанности представить в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области пакет документов, необходимый для получения государственной услуги – утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от ******-мпр, сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной на отопительный сезон 2023-2024 гг. подлежат удовлетворению.
Поскольку для формирования запаса основного и резервного топлива на котельной вначале необходимо решить вопрос об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, для чего требуется время, при этом сроки рассмотрения таких заявок установлены административным регламентом. Принимая во внимание характер, необходимый объем подлежащих совершению ответчиком действий для исполнения решения суда, суд считает, что заявленный истцом срок для устранения ответчиком выявленных нарушений законодательства не достаточным для реального исполнения судебного решения, однако исходя из принципа разумности срока в который должен быть исполнен судебный акт, суд считает необходимым возложить на ответчика исполнить обязанность по формированию нормативного запаса основного и резервного топлива на котельной на отопительный сезон 2023-2024 гг. в срок – в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с п. ***, п. *** Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от ****** проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится:
- первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет;
- периодическая - очередная и внеочередная.
Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год.
Как следует из Акта проверки готовки к отопительному периоду 2023/2024 *** от ***, очередная проверка знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, оперативно-ремонтного персонала котельной *** не проведена.
Согласно Договору *** от ***, заключенному между АНО ДПО «Учебно-методический центр по технической безопасности» и МУП «ЯЖКХ», исполнитель обязуется предоставить услуги по предэкзаменационной подготовке лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, срок оказания услуг не согласован.
Представителем ответчика данное обстоятельство не оспаривалось, было указано о том, что обучение было проведено, ожидается вызов сотрудников для сдачи экзаменов.
В связи с чем, исковые требования прокурора о возложении обязанности провести очередную проверку знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, оперативно-ремонтного персонала котельной подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что устранение выявленных нарушений закона и возложении обязанности по их устранению должно быть возложено на МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН *** ОГРН ***), поскольку именно данное предприятие в настоящее время является ресурсоснабжающей организацией в ***, в ее ведении находится котельная ***. В удовлетворении исковых требований прокурора к МУП «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН ***, ОГРН ***) следует отказать.
В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196, 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга к муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН ***, ОГРН ***), муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН *** ОГРН ***) о возложении обязанности подать необходимый пакет документов для утверждения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной, провести очередную проверку знаний лиц удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН *** ОГРН ***) в течение десяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда представить в Министерство жилищной политики и энергетики пакет документов, необходимый для утверждения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 10.03.2023 N 58-6-мпр; в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда сформировать нормативный запас основного и резервного топлива на котельной п. Янгель Нижнеилимского района Иркутской области на отопительный сезон 2023-2024 года, провести очередную проверку знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, оперативно-ремонтного персонала котельной.
В удовлетворении исковых требований прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга к муниципальному унитарному предприятию «Янгелевское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН ***, ОГРН ***) и о возложении исполнить обязанность в иные сроки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Полное мотивированное решение судом изготовлено 27.12.2023 года.
Председательствующий М.Ф. Антоневич