ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9246/2021 от 03.12.2021 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2021 года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дошина П.А.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ МО "Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО3" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование денежными средствами,

установил:

ГКУ МО "Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО3" обратились в суд с иском к ответчику и просят суд взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения <адрес> "Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО3" неосновательное обогащение, полученное ФИО1 ввиду предоставления недостоверных сведений о своем трудоустройстве в размере 42418,15 руб., включающих в себя: сумму необоснованно полученною пособия но безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 33842,67 руб.; сумму необоснованно полученной региональной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по 28.08.2020г. в размере 5357,33 руб., сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, начисленных на вышеуказанные суммы по состоянию на дату обращения с настоящим требованием в размере 3218,15руб.

Представитель истца в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.

Ответчик в судебном заседании иск не признала, указала. Что она незаконно была включена в состав учредителей юридического лица и сама не знала об этом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ, Ответчик обратилась в Центр занятости с заявлением о постановке на учет в качестве безработной и оказания государственного взаимодействия при поиске работы.

ДД.ММ.ГГГГ приказами 01/21240. 01/21241 Центра занятости Ответчик была признана безработной с назначением выплаты пособия по безработице.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Центра занятости Ответчику была назначена региональная компенсационная выплата в размере 15 000 руб. в месяц (на основании п. 8 Постановления Губернатора МО -ПГ от 14,04.2020 "Об утверждении Положения об оказании региональной компенсационной выплаты гражданам, потерявшим работу").

ДД.ММ.ГГГГ приказом Центра занятости с ДД.ММ.ГГГГ Ответчику прекращены выплаты пособия по безработице по причине попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. В частности, согласно открытым общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ с 2016 <адрес> является единственным учредителем ООО "Индиго" (ОГРН <***>).

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на стороне Ответчика обралось неосновательное обогащение в общем размере 39 200 (тридцать девять тысяч двести) руб., состоящих из: суммы необоснованно полученного пособия по безработице в размере 33842,67 руб. и суммы неосновательно полученной региональной компенсационной выплаты в размере 5357,33 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика было направлено требование о возврате необоснованно полученных денежных средств, однако укатанное требование осталось б ответа, денежные средства фактически вплоть до настоящего времени не возвращены

Порядок постановки на учет в качестве безработного, а также условия размеры выплаты по безработице закреплены; в Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ о занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), разделе 11 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляет социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработным выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Правила), а также е Временных правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и г качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Временные правила).

Так, в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 31 и п. 1,2 ст. 3 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядок работы с безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане. которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; в качеств безработных такие граждане признаются в срок не позднее 11 дней со дня предъявления к органам службы занятости документов, перечисленных в и.2 ст. 3 Закона о занятости г качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

С учетом ограничительных мер, введенных в связи с распространения коронавирусной инфекции, регистрация в качестве безработного на период с марта по текущее время возможна в электронной форме; позднее в целях установления единого алгоритма электронной подачи документов были приняты Временные правила определяющие условия электронного взаимодействия заявителя и центров занятости.

Тем не менее, условия дли признания гражданина в качестве безработною изменились: гражданин может быть признан безработным только в том случае, ее - он не имеет работы и заработка. Указанное требование закона императивно.

В силу п. 3 Временных правил при регистрации заявления гражданин... постановке его на учет в качестве безработного центр занятости населения запрашивает с использованием информационно-аналитической системы через единую систем; межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда РФ сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего соответствующее заявление (аналогичные положения закреплены в п.4 ст. 15 Закона о занятости). Так же необходимо отметить, что на протяжении всего периода оказания услуги по содействию в поиске подходящей работы в случае признания гражданина безработным и начилении ему пособия по безработице, центр занятости населения взаимодействует с пенсионным фондом с целью подтверждения достоверности данных, представленных гражданином, а также проверки отсутствия работы у гражданина на весь период осуществления ему предусмотренных законом выплат (п. 17 Правил).

При этом в силу положений абз. 7,8 п. 3 ст. 3 и абз. 2 ст. 2 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, равно как и граждане, признанные занятыми в контексте ст. 2 Закона о занятости, в частности, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.

Сведения о трудоустройстве и факте трудовой деятельности передаются работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 66.1 ТК РФ), в связи с чем данные о трудовой деятельности заявителя могут быть получены центром занятости в порядке межведомственного взаимодействия с Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Соответствующие данные были получены в отношении Ответчика: согласно открытым общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ с 2016 г. по настоящее время

Ответчик, является единственным учредителем ООО "Индиго".

С учетом полученного ответа из ФНС России на основании положений ст. 2 и 3 Закона о занятости Ответчику было отказано в постановке на учет в качестве безработной.

Между тем, за период с даты постановки на учет в качестве безработного до обнаружения информации о трудоустройстве, в пользу Ответчика в порядке, установленном законодательством, были произведены соответствующие выплаты: пособие но безработице в размере 33 842,67 руб. и региональная компенсационная выплата в размере 5 357,33 руб.

При этом пункт 19 Временных правил закрепляет» что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном порядке или судебном порядке. В случае получения органами занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице в соответствующий период трудовой деятельности или иной деятельности в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.

Так, в силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательна обогащение).

Таким образом, учитывая, что Ответчик неосновательно получи, и вышеуказанные суммы (пособие по безработице и региональные компенсационные выплаты будучи трудоустроенной), е учетом отказа Ответчика от их возврата в добровольном порядке, указанные денежные средства в общем объеме 39200 руб. должны быть взысканы с нее в судебном порядке.

Помимо этого, в силу п.2 ст. 1107 ПС РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (в порядке ст. 395 ГК РФ) с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Принимая во внимание, что Ответчик не могла не знать о собственном трудоустройстве при обращении в Центр занятости с заявлением о постановке на учет в качестве безработной, полагаем обоснованным считать осведомленность ответчика о неосновательном обогащении (за счет получения соответствующих выплат) с даты их изначального перечисления, а. значит, проценты в порядке ст. 395 ГК РФ должны быть начислены с указанного периода.

По состоянию на дату обращения с настоящим требованием проценты за пользование неосновательным обогащением составляют 42 418.15 руб.

Расчетом задолженности подтверждается нарушение обязательств заемщиком по ежемесячным платежам в установленные договором сроки, сумма задолженности подтверждается справкой Банка.

Суд соглашается с расчетом суммы задолженности представленным истцом, т.к. он математически верен, произведен в соответствии с условиями договора и требованиями закона.

Суд не находит оснований для применения положений ст. 333 ГПК РФ, т.к. размер неустойки затребованной истцом соразмерен последствиям нарушения обязательств.

Суд критически оценивает доводы ответчика о том, что она незаконно без ее ведома была включена в состав учредителей юридического лица, так как согласно письма ИФНС, ответчик не обращалась в порядке установленном законодательством с заявлением об исключении несоответствующих сведений, кроме того постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, не установлен состав преступлений. Ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств свидетельствовавших бы в подтверждение обстоятельств на которые она ссылается как на основание отклонения исковых требований.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить доказательства в обоснование требований и возражений по иску.

В связи с чем, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г\о Балашиха подлежит взысканию госпошлина 1472 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ МО "Центр занятости населения городских округов Балашиха и ФИО3" сумму необоснованно полученною пособия но безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ гг. в размере 33842,67 руб.; сумму необоснованно полученной региональной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5357,33 руб., сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период 30.04.2020г. по 03.08.2021г. в размере 3218,15руб., всего на общую сумму 42418 рублей 15 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г\о Балашиха госпошлину 1472 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца, через Балашихинский городской суд, с даты изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2021г.

Федеральный судья П.А. Дошин