ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-924/2013 от 26.12.2013 Прохладненского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-924/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2013 г. КБР, г.Прохладный

    Прохладненский районный суд КБР в составе:

    председательствующей Бетрозовой Н.В.

    при секретаре Яковлевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по <данные изъяты> к некоммерческой организации «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции РФ по <данные изъяты> (далее по тексту Управление Минюста) обратилось в Прохладненский районный суд с вышеуказанным иском, в котором просит принять решение о ликвидации некоммерческой организации «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>», зарегистрированного в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации за регистрационным номером № исключить «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование исковых требований истец указал, что «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» (далее - Союз), создан в целях организации в установленном порядке независимой общественной экспертизы законопроектов, управленческих решений по вопросам развития экономики, предпринимательства, налоговой и финансовой политики, планов и программ социально-экономического развития <данные изъяты> и зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <данные изъяты>. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» запись о создании организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) – № от ДД.ММ.ГГГГ года. С момента государственной регистрации Федеральный закон «О некоммерческих организациях» возлагает на некоммерческие организации ряд обязанностей, в числе которых - обязанность соблюдать законодательство, нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Вопреки указанным требованиям, Союз осуществляет свою деятельность с нарушениями действующего законодательства Российской Федерации. Пунктом 3 ст.32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций предусмотрена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. №212 и Приказом Минюста РФ от 29.03.2010г. №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». По результатам экспертизы регистрационного дела Союза, а также журналов входящей и исходящей корреспонденции Управления на предмет наличия отчетности, предусмотренной законодательством, Управлением было выявлено, что Союзом в нарушение требований действующего законодательства, не представлялись сведения о продолжении деятельности за ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.3 ст.32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в адрес Союза ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предупреждение о выявленных нарушениях с предписанием устранить их в установленный срок. В связи с неисполнением данного требования, Союз был привлечен к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 руб. Между тем, основания, послужившие поводом для возбуждения административного дела до настоящего времени не устранены. В соответствии со ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям. Согласно пункту 3 комментируемой статьи Гражданского Кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям неисполнения некоммерческой организацией обязанностей, предусмотренных законодательством, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 21.05.2009г. №147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" Управление вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Таким образом, несоблюдение требований федеральных законов и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, а также неисполнение предписаний Управления свидетельствуют о том, что Союз коммерческих организаций <данные изъяты> противоправно и систематически уклоняется от выполнения обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии с п.10 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», за неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

Представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по <данные изъяты>, надлежащим образом уведомленный о дне и времени слушания дела, в суд не явился, согласно заявлению, поступившему в суд, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что предъявленные исковые требования поддерживает в полном объеме. При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Управления Министерства юстиции РФ по <данные изъяты>

Представитель ответчика - некоммерческой организации «Союз коммерческих организации <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, судебная повестка, направленная ответчику по указанному в иске адресу, возвращена в суд в связи с тем, что организация не существует. В связи с тем, что ответчик по последнему известному месту пребывания не находится и его новое местонахождение неизвестно, суд в соответствии со ст.119 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица МИФНС России №4 по <данные изъяты> надлежащим образом уведомленный о дне и времени слушания дела, в суд не явился, При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя МИФНС России №4 по <данные изъяты>.

Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии со ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На основании абз.2 ч.2 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.3 ст.61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в ч.2 ст.61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В судебном заседании установлено и представленными в материалы дела подтверждается, что запись о создании некоммерческой организации «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» в соответствии с данными свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по <данные изъяты> за основным государственным регистрационным номером № Запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управлением Федеральной регистрационной службы по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ за учетным номером № (л.д.28).

При государственной регистрации в качестве местонахождения данной организации был указан адрес: <адрес>

Также, в судебном заседании установлено, что в нарушение п.10 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.2 постановления Правительства РФ» от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, реализующих деятельность некоммерческих организаций» «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» не предоставлял в уполномоченный орган (Управление МЮ РФ по <данные изъяты>) ежегодных сведений с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается актом по итогам проверки реестрового дела Союза коммерческих организаций <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.34).

Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что нарушения, выявленные в деятельности Союза коммерческих организаций <данные изъяты>, являются основанием для ликвидации данной организации в порядке п.10 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (определение Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 86-Г08-7 в части указания на то, что ликвидация является основанием для одновременного принятия судом решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что некоммерческая организация «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» подлежит ликвидации как юридическое лицо с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по <данные изъяты> к некоммерческой организации «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» о ликвидации, удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>», зарегистрированную в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации за регистрационным номером №

Исключить некоммерческую организацию «Союз коммерческих организаций <данные изъяты>» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Прохладненского

районного суда КБР Н.В.Бетрозова