Дело № 2-924/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 16 февраля 2016 г.
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Гринюк М.А.,
при секретаре Казариной Н.В.,
при участии представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Республики Марий Эл, в котором просит признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», присвоить ему звание «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что приказом от 21 апреля 2014 года Министерство социального развития Республики Марий Эл отказало ему в присвоении звания «Ветеран труда». С 3 октября 2005 г. по настоящее время он работает <данные изъяты> одновременно он работает неосвобожденным председателем профкома с 23 декабря 2005 г., выполняет профсоюзную работу, являясь членом республиканского комитета Профсоюза жизнеобеспечения, получает оплату за свой труд. Является пенсионером по старости, имеет трудовой стаж более 25 лет, награжден почетной грамотой ЦК Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения и золотым знаком ЦК Профсоюза «За личный вклад в Профсоюз». Полагает, что имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда».
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель ответчика Министерства социального развития Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Куженерском районе Республики Марий Эл» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 работает в должности неосвобожденного председателя первичной профсоюзной организации МП «<данные изъяты> с 23 декабря 2005 года по настоящее время. 12 апреля 2011 года он награжден золотым знаком ЦК Профсоюза «За личный вклад в Профсоюз» за многолетний добросовестный труд, активную работу в Профсоюзе и в связи с 60-летием со дня рождения. Данные сведения подтверждаются записями в трудовой книжке истца, представленным удостоверением и постановлением Президиума ЦК Профсоюза № от 17 сентября 2014 года. Также награжден почетной грамотой ЦК Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения за многолетний добросовестный труд, активную работу в Профсоюзе, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, представленной почетной грамотой и постановлением Президиума ЦК Профсоюза № от 11 ноября 2010 года.
ФИО2 обратился в ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Куженерском районе Республики Марий Эл» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив необходимые документы.
Уведомлениями № от 23 апреля 2015 года и № от 24 апреля 2014 г. ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Куженерском районе Республики Марий Эл» сообщено, что приказами Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл № от 20 апреля 2015 года и № от 21 апреля 2014 г. истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием оснований.
Однако, суд приходит к выводу о необоснованности отказа ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда» исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07 ноября 2006 года № 227 (ред. от 16.03.2015) «О реализации Закона Республики Марий Эл «Об условиях и порядке присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Марий Эл» утвержден порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Республики Марий Эл» и выдачи соответствующих удостоверений.
В соответствии с п.п. «а» п. 1 Порядка звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет.
Согласно п. 5 Порядка лица, указанные в п.п. «а» п. 1 Порядка, представляют документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет.
Под документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, в настоящем Порядке понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти (управления) СССР, РСФСР или Российской Федерации, руководителями палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Арбитражным судом Российской Федерации, Прокуратурой СССР, РСФСР, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Государственным банком СССР, РСФСР, Центральным банком Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации (абзац введен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 марта 2015 года № 124).
Данный перечень не является исчерпывающим и не является основанием для отказа в приеме и рассмотрении документов от лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (абзац введен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 марта 2015 года № 124).
Истец имеет общий трудовой стаж по состоянию на 1 апреля 2015 года 40 лет 4 месяца 8 дней, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой МП «Куженерводоканал».
Основанием для отказа истцу в присвоении звания «Ветеран труда» явился довод ответчика о том, что Почетная грамота Федерации независимых профсоюзов России не является ведомственным знаком отличия в труде. Данный довод суд считает несостоятельным.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются, в частности, нагрудные знаки «За активную работу в профсоюзах», почетные грамоты ВЦСПС и ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах», медаль «За безупречную службу».
С учетом анализа изложенных выше правовых норм суд принимает во внимание то обстоятельство, что точное определение понятия «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не закреплено.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10,11,12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сформулирована правовая позиция, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий (постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, определение от 04 апреля 2006 года № 89-О, определение от 08 февраля 2007 года № 321-О-П).
Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере.
В соответствии с Положением о знаке Центрального профсоюза «За личный вклад в профсоюз», утвержденным Постановлением президиума ЦК Профсоюза от 21 сентября 1998 г. № 13, высшим знаком отличия общероссийского профсоюза награждаются профсоюзные активисты за личный вклад в отраслевой профсоюз и многолетний, добросовестный труд. Золотым знаком награждаются профсоюзные активисты, проработавшие в профсоюзе на менее 15 лет. Аналогичные положения содержатся в положении о знаке ЦК Профсоюза «За личный вклад в профсоюз», утвержденным постановлением президиума от 12 апреля 2011 г. № 2.
Поскольку соответствующие полномочия Президиумом Центрального комитета Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения выполнялись указанным органом правомерно, на основании действующих норм права, то они законно порождали определенные правовые последствия в виде награждения конкретного лица ведомственным знаком отличия в труде.
Правовой смысл статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Толкование нормативных положений таким образом, что ведомственные знаки отличия в труде это знаки, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководителями (их заместителями) органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, в системе которых они работали согласно записям в их трудовых книжках, фактически исключает из данного понятия значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось иными органами, в том числе и общественными организациями, имеющими (имевшими) полномочия принимать такие решения, установленные федеральным законодательством, а также законодательством РСФСР и СССР. Соответственно, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.
Таким образом, золотой знак ЦК «За личный вклад в профсоюз» и почетная грамота ЦК Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде, если ею были награждены работники, состоящие в штате профсоюзной организации или работающие в ее системе, за длительную и безупречную профсоюзную деятельность.
Из постановлений ЦК Профсоюза от 11 ноября 2010 г. № от 17 сентября 2014 г., а также выданным истцу на их основании Почетной грамоты и золотой знак следует, что истец был награждена за многолетний добросовестный труд, активную работу в Профсоюзе.
В материалах дела имеются доказательства того, что истец состояла в штате профсоюзной организации, что подтверждается штатными расписаниями первичной профсоюзной организации <данные изъяты> Из штатных расписаний следует, что истец занимал должность неосвобожденного председателя (внешний совместитель) по сдельной оплате труда 5 % от профвзносов. Также истцом представлены расходные кассовые ордера о получении ежемесячной оплаты труда.
При изучении трудовой книжки истца, судом установлено, что в сведениях о награждения истца работодателем внесены указанные ранее награды.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец награжден знаком отличия в труде от имени ЦК профсоюза, что является ведомственной наградой, истец состоял в штате профсоюзной организации, в связи с чем исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, на момент обращения истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», он имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, отказ Министерства социального развития Республики Марий Эл в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является незаконным.
При таких обстоятельствах, на Министерство социального развития Республики Марий Эл следует возложить обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда».
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО2 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Республики Марий Эл в присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социального развития Республики Марий Эл присвоить ФИО2 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Министерства социального развития Республики Марий Эл в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.А. Гринюк
В окончательной форме решение принято 24 февраля 2016 года.