Дело № 2-924/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2016 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Мицюк В.В.,
при секретаре Софроновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника Кингисеппского городского прокурора Ивановой К.Д., представителя третьего лица ООО РКС-энерго» - Сотниковой Д.А., представителя третьего лица АО «ЛОЭСК» - Кобзевой А.С.,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с сетевой организацией,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с энергоснабжающей и сетевой организациями (л.д. 2-7). В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере электроэнергетики установлено нарушение пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, а именно отсутствует акт согласования аварийной брони с поставщиком. Согласно Перечню потребителей электрической энергии (мощности), утвержденному распоряжением губернатора Ленинградской области от 13 ноября 2015 года № 767-рr ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» относится к потребителям электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии в отношении которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
В судебном заседании старший помощник Кингисеппского городского прокурора Иванова К.Д. исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала, уточнив, что просит обязать ответчика разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с сетевой организацией в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки не сообщил (л.д. 106). В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ (объяснения исследованы судом л.д. 113) с исковыми требованиями согласился, указав, что предприняты меры по устранению нарушений, составлен акт технологической брони и направлен на рассмотрение в АО «ЛОЭСК».
Представитель третьего лица Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки не сообщил (л.д. 107), представил отзыв, в котором указал, что собственником имущества и учредителем ответчика является <адрес>, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 64-67).
Представитель третьего лица АО «ЛОЭСК» - Кобзева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что от ответчика акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) для согласования не поступал.
Представитель третьего лица ООО РКС-энерго» - Сотникова Д.А. оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.
Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила) установлен порядок ограничения режима потребления электроэнергии.
При этом пунктами 17, 18 Правил установлено, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, являющихся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии (соглашение сторон, нарушение своих обязательств потребителем и др.), вводится в особом порядке и не ниже уровня аварийной (технологической) брони.
В силу пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442, В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).
Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.
Ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.
Согласно пункту 5 Приложения к Правилам к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся: учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.
В отношении таких потребителей в соответствии с пунктом 14 (2) Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенным условием договора энергоснабжения.
К числу таких потребителей в соответствии с пунктом 5 приложения к Правилам отнесены образовательные учреждения.
В соответствии с п. п. 53, 54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления энергетической энергии и использования противоаварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 06.06.2013 г. N 290 технологической броней электроснабжения являются минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя.
Аварийной броней являются минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при введении ограничения электроснабжения определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения.
В силу п. п. 31 (1), 31 (2), 31 (3), 31 (4), 31 (5), 31 (6) Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении, вправе составить и согласовать такой акт, как до заключения договора, так и после его заключения.
Потребитель составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.
Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
Вместе с тем, установлено, что в нарушение изложенных требований действующего законодательства ответчиками до настоящего времени не согласован уровень аварийной и технологической брони с сетевой организацией.
Согласно Перечню потребителей электрической энергии (мощности), утвержденному распоряжением губернатора Ленинградской области от 13 ноября 2015 года № 767-рr ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» относится к потребителям электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии в отношении которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (л.д. 12, 54).
В соответствии с ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии
Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442, установлен порядок ограничения режима потребления электроэнергии.
При этом пунктами 17, 18 Правил установлено, что в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, являющихся основанием для ограничения режима потребления электрической энергии (соглашение сторон, нарушение своих обязательств потребителем и др.), вводится в особом порядке и не ниже уровня аварийной (технологической) брони.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Пунктом 7 указанных Правил установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя определенные этапы, в том числе: составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В отношении таких потребителей в соответствии с пунктом 14 (2) Правил в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенным условием договора энергоснабжения.
К числу таких потребителей в соответствии с пунктом 5 приложения к Правилам отнесены образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 29.12.2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ответчик является образовательным учреждением.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, за исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
Согласно п. 5 приложению к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, образовательные учреждения относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Следовательно, в отношении потребителей - образовательных учреждений в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктом 14 (2) Правил, которые являются существенными условиями договора электроснабжения.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при введении ограничения электроснабжения определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимся неотъемлемым приложением к договору электроснабжения.
Введение ограничения режима потребления электроэнергии в случае отсутствия акта аварийной и технологической брони является несоблюдением специального порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии и ущемляет права и интересы ответчика.
Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении указанного учебного заведения специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.
При полном ограничении режима потребления электроэнергии образовательному учреждению будут нарушены права и законные интересы детей, преподавателей, воспитателей, создана угроза возникновения аварийных ситуаций, которая в свою очередь может привести к необратимым последствиям.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ч. 1). Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (ч. 2).
Образовательное учреждение, в соответствиями с положениями закона "Об образовании", создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
При этом суд исходит из того, что до настоящего времени ответчиком, в нарушение требований действующего законодательства не согласованы уровень аварийной и технологический брони с сетевой организацией в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442.
Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергосбытовой организации, в данном случае ОАО «РКС-энерго», не применять в отношении указанного образовательного учреждения специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.
При полном ограничении режима потребления электроэнергии образовательному учреждению, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся и воспитанников, поскольку будет создана угроза возникновения аварийных ситуаций, что может привести к необратимым, тяжким последствиям. Отсутствие установленного уровня аварийной брони на объекты водоснабжения учреждений приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом характера дела, мнения сторон, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу, который суд находит достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с сетевой организацией удовлетворить.
Обязать ГКУ ЛО «Ивангородский дошкольный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с сетевой организацией в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Судья