ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-924/2021 от 23.08.2021 Белогорского районного суда (Республика Крым)

Дело

УИД 91RS0-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего - Соколовского И.С.,

при секретаре - Талалайко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании незаконными уведомления и решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, третье лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании незаконными уведомления и решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги и возложении обязанности совершить определенные действия.

Свои исковые требования истица мотивирует тем, что в ноябре 2020 года она получила уведомление к решению от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги, из содержания которого следует, что по результатам рассмотрения ее заявления о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДТСЗН администрации <адрес> принято решение отказать в предоставлении государственной услуги. Причина отказа: отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес> в соответствии с ч. 1 п. 10 ст. 3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 о приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что такой отказ подлежит признанию в судебном порядке незаконным с последующим возложением обязанности на ответчика предоставить государственную услугу, исходя из следующего. Согласно ч. 1 п. 10 ст. 3 Порядка, на который ссылается ответчик, решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случае отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка. Пункт 4 ст. 3 Порядка предусматривает, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двухкратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес> за III квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата, а также распоряжением единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий: если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявление о выдаче сертификата; если каждый из родителей (одинокий родитель) проживает на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата. При определении права на единовременную выплату также учитывается период проживания граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что дети родились на территории Республики Крым, а она вместе с супругом совместно проживают по одному адресу, то у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении государственной услуги.

Представителем ответчика поданы возражения, в которых указано, что Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. ФИО2 обратилась в ДТСЗН администрации <адрес> с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий и предоставила документы, согласно которым ее супруг зарегистрирован по адресу: <адрес>, имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по адресу: <адрес>. Заявительница с несовершеннолетними детьми зарегистрирована по адресу: <адрес>, постоянно. Согласно п.4 ст.3. Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес> право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗPK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Учитывая то, что заявительница с детьми и супругом проживает не на постоянной основе, по месту временного пребывания, а согласно действующему законодательству все члены семьи, обращающиеся за дополнительной мерой соцподдержки для улучшения жилищных условий, должны совместно проживать и быть зарегистрированы по месту жительства по одному адресу, ДТСЗН администрации <адрес> принято решение отказать в предоставлении данной услуги в соответствии ч.1 п.10. ст.3 вышеуказанного Порядка. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО2 посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ. Причины отказа указаны в уведомлении со ссылкой на нормативно-правовой акт. Таким образом, решение об отказе вынесено Департаментом на законных основаниях в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истица ФИО2 иск поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым по доверенности ФИО5 иск не признала, просила иск оставить без удовлетворения, приобщить письменные возражения на исковое заявление, которые суд считает возможным приобщить к материалам дела.

В судебное заседание представитель третьего лица - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников судебного разбирательства, их доводы и возражения, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. У истицы родились дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей (л.д.10,12).

Согласно копии паспорта гражданина РФ серии , выданного МВД по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.9).

Согласно копии паспорта гражданина РФ серии , выданного ФМС РФ ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.11).

Согласно копии свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ (Форма ), ФИО3, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). Место постоянной регистрации истицы и детей <адрес>, <адрес>, <адрес>, что усматривается из копии паспорта истицы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., серии , выданного МВД по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения (л.д.8).

Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» были установлены дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в <адрес>.

Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ действие Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>». Согласно 2 названного закона, порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, порядок разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до дня вступления в силу Закона Республики Крым «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020.

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым -ЗРК/2020.

Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес> устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в <адрес> и предусматривает право лиц, указанных в статье 3 данного Закона, обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Статьей 3 указанного Закона Республики Крым установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в <адрес> за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Согласно п. 3, 4 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым -ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.

Право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу пункт 4). Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.

Решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случае отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка (пункт 10).

Статья 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 определяет особенности предоставления дополнительной меры социальной поддержки и уточняет, что единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий: 1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; 2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата; 3) если каждый из родителей (одинокий родитель) проживает на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

Аналогичные условия и особенности предоставления дополнительной меры социальной поддержки установлены в п. 7 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>».

При этом в п. 9 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ уточняется, что к заявлению о выдаче сертификата прилагаются, в том числе, паспорта заявителя и второго родителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым.

Действие Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020, а действие Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ».

Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>».

Подпунктом 2 пункта 5 указанного Порядка, утв. Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, также указано на необходимость предоставления в том числе, документа о регистрации по месту жительства граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих и зарегистрированных).

Судом установлено, и как усматривается из материалов дела, что истица ФИО2 обратилась к ответчику за получением указанного сертификата, представив необходимые для этого документы, подтверждающие, что совместно с ней по адресу: <адрес>, пгт. Зуя, проживают и зарегистрированы ее дети. Супруг истицы – ФИО3 прописан по месту пребывания по данному же адресу, по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Муниципального казённого учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, истице отказано в предоставлении государственной услуги, причина отказа мотивирована тем, что отсутствует право на меру социальной поддержки в соответствии с ч.1 п.10 ст.3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес>» до вступления в силу Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

О принятом решении Муниципальное казённое учреждение Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым направило ФИО2 письменное уведомление (л.д.16,17).

В письменных возражениях ответчик указал, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии ч.1 п.10. ст.3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, явился тот факт, что заявительница с детьми и супругом проживают совместно по месту пребывания, по адресу: <адрес>, пгт. Зуя, <адрес>, при этом супруг – ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Однако согласно действующему законодательству все члены семьи, обращающиеся за дополнительной мерой соцподдержки для улучшения жилищных условий, должны совместно проживать и быть зарегистрированы по месту жительства по одному адресу.

Статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в статье 2 приводит следующие определения места жительства и места пребывания: место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Кроме того, в указанной статье законодатель разделяет понятия регистрации по месту жительства и месту пребывания: регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

В соответствии с п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В п. 3 указанных Правил определено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П указано, что из статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что под «местом пребывания» и «местом жительства» подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так и «преимущественное проживание» и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

Таким образом, нормами Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 и постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, на которые ссылается истец, прямо предусмотрено предоставление Органу труда и социальной защиты населения документов, подтверждающих регистрацию именно места жительства, а не места пребывания, в связи с чем, в данном случае, суд приходит к выводу о том, что решением Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в предоставлении мер социальной поддержки, соответствует требованиям ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019, ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК/2020, Постановления СМ РК от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, считает, что истице правомерно отказано в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки, а исковые требования о признании решения незаконным являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

С учетом вышеизложенного, и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит о том, что исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

иск ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: И.С. Соколовский