ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-924/2022 от 17.05.2022 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-924/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 17 мая 2022 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Куприяновой Е.Л.,

с участием представителя истца прокурора Дингизбаевой Г.Г.,

представителя ответчика ГБОУ РПЛИ Абдуллиной А.З., действующей на основании доверенности от <...><...>,

при секретаре судебного заседания Ивановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Кумертау Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республиканский политехнический лицей-интернат об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику терроризма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кумертау РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ РПЛИ об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику терроризма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <...> РБ проведена проверка исполнения Плана мероприятий Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в <...> на 2019-2023 годы (указанное задание предполагает проведение проверок исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования) в деятельности ГБОУ РПЛИ.

Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от <...> N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, «Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

При этом под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от <...> N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.

Согласно ст. 4 Федерального закона от <...> N 124-ФЗ (ред. от <...>) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях; нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение, прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц. граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства РФ от <...> N 1006 (далее - Требования).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Требования установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории; опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется мероприятие по оснащению объектов (территорий) охранной сигнализацией (датчики на открывание на запасных выходах).

Между тем, проведенная прокуратурой города проверка показала, что в ГБОУ РПЛИ до настоящего времени не обеспечено надлежащее исполнение вышеприведенных требований закона и нормативных правовых актов.

Установлено, что согласно проведенному <...> категорированию ГБОУ РПЛИ, расположенному по адресу: <...>, присвоена вторая категория опасности.

Так, в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требования в ГБОУ РПЛИ отсутствует охранная сигнализация, а именно отсутствуют датчики на открывание запасных выходов.

Ранее <...> прокуратурой <...> проведена проверка антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, в ходе которой одними из нарушений явились отсутствие в учреждении охранной сигнализации, а именно датчиков на открывание запасных выходов.

По выявленному нарушению прокуратурой города внесено представление, которое рассмотрено, требования прокурора удовлетворены, однако датчики на запасных выходах так и не установлены.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что администрацией ГБОУ РПЛИ, осуществляющего эксплуатацию объекта с массовым пребыванием людей, не выполняются требования вышеуказанных законодательных и нормативных актов. Указанные нарушения не отвечают требованиям антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей и свидетельствуют о том, что ответчиком не принимаются профилактические меры, направленные на предупреждение террористической деятельности.

В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц, круг которых не представляется возможным персонифицировать и установить, настоящий иск предъявлен прокурором города в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.

На основании изложенного просит обязать ответчика - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский политехнический лицей-интернат - в срок до <...> произвести монтаж и установку охранной сигнализации, а именно датчиков на открывание запасных выходов в здании, расположенном по адресу: <...>.

Представитель истца старший помощник прокурора <...> Дингизбаева Г.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ГБОУ РПЛИ в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, показала, что все необходимые мероприятия будут выполнены после поступления денежных средств, соответствующее обращение, а также локальный сметный расчет направлены Министру образования и науки РБ.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки РБ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представил пояснения на исковое заявление, в которых указал, что согласно нормам ст.ст. 28 и 41 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, также относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...> и постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...>, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно уставу ГБОУ «Республиканский политехнический лицей -интернат», является самостоятельным юридическим лицом, имеет в своем ведении обособленное имущество, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

В соответствии с п.п. 1.7 и 1.19 устава функции и полномочия учредителя ГБОУ «Республиканский политехнический лицей - интернат» от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство. <...> не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Вместе с тем на 2022 год ГБОУ «Республиканский политехнический лицей-интернат» включено в реестр образовательных организаций, имеющих потребность в дополнительных средствах на укрепление антитеррористической безопасности.

На основании изложенного просит принять законное и обоснованное решение по делу и рассмотреть его дело в отсутствие своего представителя.

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от <...> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений РБ.

Представитель третьего лица Министерство земельных и имущественных отношений РБ в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав прокурора Дингизбаеву Г.Г., исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, согласно проведенному <...> категорированию ГБОУ РПЛИ, расположенному по адресу: <...>, присвоена вторая категория опасности.

Так, в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требования в ГБОУ РПЛИ отсутствует охранная сигнализация, а именно отсутствуют датчики на открывание запасных выходов.

Ранее <...> прокуратурой <...> проведена проверка антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, в ходе которой, одним из нарушений явились отсутствие в учреждении охранной сигнализации, а именно датчиков на открывание запасных выходов. По выявленному нарушению прокуратурой города внесено представление, которое рассмотрено, требования прокурора удовлетворены, однако датчики на запасных выходах так и не установлены.

В соответствии с п.п. 1.7 Устава Учреждения функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство образования Республики Башкортостан. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что администрацией ГБОУ РПЛИ, осуществляющего эксплуатацию объекта с массовым пребыванием людей, не выполняются требования вышеуказанных законодательных и нормативных актов. Указанные нарушения не отвечают требованиям антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей и свидетельствуют о том, что ответчиком не принимаются профилактические меры, направленные на предупреждение террористической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора <...> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республиканский политехнический лицей-интернат об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику терроризма - удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский политехнический лицей-интернат произвести монтаж и установку охранной сигнализации, а именно датчиков на открывание запасных выходов в здании, расположенном по адресу: <...>, в срок до <...>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующая