Дело № 2-925/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2013 года р.п. Городище Волгоградской области
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи: Болурова А.Б.,
при секретаре: Садчиковой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Городищенского района волгоградской области к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, обществу с ограниченной ответственностью «Волгоградская строительная компания» о признании недействительным разрешения на строительство объектов капитального строительства, понуждении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская строительная компания» привести проектную документацию объектов капитального строительства в соответствие с фактически возводимым объектом и принятию мер по устранению выявленных нарушений требований градостроительного законодательства путем получения заключения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Городищенского района Волгоградской области обратилась в суд с выше указанным иском, где указал, что в апреле-мае 2013 года с привлечением специалистов Министерства строительства и ЖКХВолгоградской области, Инспекции государственного строительного надзораВолгоградской области проведена проверка соблюдения требованийградостроительного законодательства в деятельности администрацииЕрзовского городского поселения Городищенского муниципального районаВолгоградской области и ООО «Волгоградская строительная компания»(далее - ООО «ВСК») при строительстве многоквартирных жилых домов вр.п.Ерзовка, в ходе которой установлены грубые нарушения требованийградостроительного законодательства. ;
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
Градостроительной деятельности помимо прочего относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство в соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства согласно ч.2 ст. 51 ГрК РФ осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Проведенной проверкой установлено, что ООО «ВСК» осуществляет строительство комплексной жилой застройки в р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, в состав которой входят два трехэтажных жилых дома по ул.Комсомольская, в квартале 5 р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области и два трехэтажных жилых дома по ул.Молодежная, в квартале 1 р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области.
Земельный участок под строительство в квартале № 5 предоставлен ООО «ВСК» Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области по договору аренды от 10.11.2011 года № 187/11, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2011 за № 34-34-16/034/2011-141. Срок аренды-до 10.11.2014.
Разрешение на строительство № КИ 34503102-106 выдано Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области 31.10.2011, срок действия -до 28.02.2013, продлен до 28.02.2014.
Земельный участок под строительство в квартале № 1 предоставлен 000 «ВСК» Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области по договору аренды от 01.11.2011 года № 184/11, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2011 за № 34-34-16/034/2011-47. Срок аренды - до 01.11.2014.
Разрешение на строительство № 1Ш 34503102-105 было выдано Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области 31.10.2011, сроком действия - до 28.02.2013. В связи с изменением Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского района Волгоградской области градостроительного плана и уточнением границ земельного участка разрешение на строительство № КД 34503102-105 отменено и выдано новое разрешение № • К17 34503102-132 от 13.06.2012, сроком действия - до 14.10.2013.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно п.З ч.2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Понятие этаж формулируется одинаковым образом как для одноквартирных жилых домов (СНиП 31-02-2003), так и для многоквартирных жилых зданий (СНиП 31-01-2003) как часть здания между верхом перекрытия или пола по грунту и верхом расположенного над ним перекрытия. Аналогичное определение понятия этаж сформулировано в СНиП 1-2 «Строительная терминология».
Пунктом 1.6 Приложения «В» Свода правил «Здания жилые и многоквартирные», утвержденного приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778 (СНиП 31-01-2003) установлено, что при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра.
В отличие от этажности, как числа наземных этажей здания, ГрК РФ одним из главных критериев установлено количество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли, т.е. при подсчете количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, технический, мансардный. Понятие «количество этажей» используется при установлении градостроительных регламентов и проведении государственной экспертизы проектной документации.
Согласно Приложению «Б» «Термины и определения» Свода правил «Здания жилые многоквартирные», утвержденного Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 №778, под техническим этажом понимается этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами.
Пространство высотой 1,8 метра и менее, используемые только для прокладки коммуникаций, этажом не являются.
Пунктом 1 ч.1 ст. 54 ГрК РФ установлено, что при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, осуществляется государственный строительный надзор.
Прокуратурой района 24.04.2013 с привлечением в качестве специалиста - консультанта отдела строительного надзора по муниципальным образованиям инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области ФИО1 проведен осмотр вышеуказанных строящихся многоквартирных жилых домов по адресу: р.п.Ерзовка Городищенского района, квартал №5, ул. Комсомольская, и квартал №1, ул. Молодежная, установлено, что высота подвальных помещений указанных домов составляет 3,0 м (оконные проемы в помещениях выполнены на высоте 1,2 м от уровня выполненного бетонного пола, выполняется прокладка системы отопления под окнами).
В связи с вышеизложенным, высота подвального этажа не соответствует указанной в проектной документации 11-107/6-АС (л. 14,15 стадия ПР). Более того, на основании вышеуказанных норм указанные подвальные этажи учитываются при определении количества этажей.
Учитывая вышеизложенное, возводимые жилые дома имеют количество этажей - четыре, в том числе подвальный, проектная документация в соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса РФ подлежит экспертизе проектной документации и в соответствии с требованиями ст. 54 Градостроительного кодекса РФ при строительстве предусмотрен государственный строительный надзор.
В силу положений п.З ч.б ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления муниципального района по заявлению застройщика, к которому прилагаются документы, указанные в ч.7 ст. 51 ГрК РФ, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (п.4 ч.7 ст. 51 ГрК РФ).
Между тем, администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в нарушение требований п.4 ч.7 ст. 51 ГрК РФ ООО «ВСК» 31.10.2011 выдано разрешение №!Ш 34503102-106, которое 28.02.2013 продлено до 28.02.2014, а также 13.06.2012 выдано разрешение № КШ4503102-132 на строительство объектов капитального строительства - «Два 3-х этажных жилых дома в <...> и «Два 3-х этажных жилых дома в <...>, при отсутствии у застройщика положительного заключения экспертизы проектной документации.
Ввиду того, что застройщиком фактически возведен 3-х этажный жилой дом с подвалом, соответственно с количеством этажей - 4, то при его строительстве в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ должен осуществляться государственный строительный надзор, чего в свою очередь также сделано не было.
При этом, задачей государственного строительного надзора в соответствии с п.З Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (далее Положение), является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п. 16 Положения).
В настоящее время у ООО «ВСК» экспертное заключение о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов отсутствует, в связи с чем, строящийся объект потенциально опасен, так как уполномоченным на то органом не проведена соответствующая проверка на предмет его соответствия установленным требованиям.
Таким образом, разрешения №№ КЛ 34503102-106, КШ4503102-132 на строительство объектов капитального строительства - «Два 3-х этажных жилых дома в <...> и «Два 3-х этажных жилых дома в <...>, при отсутствии у застройщика положительного заключения экспертизы проектной документации, являются незаконными.
На основании изложенного, с учетом уточнений, в защиту интересов неопределенного круга лиц заместитель прокурора просила суд » о признании недействительным разрешений №RU 34503102-106 и №RU 34503102-132 на строительство объектов капитального строительств «Два 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал, №5, ул. Комсомольская» и «Два 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал №1, ул. Молодежная», выданных администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ООО «Волгоградская строительная компания», понуждении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская строительная компания» привести проектную документацию объектов капитального строительства: двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал, №5, ул. Комсомольская и двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал №1, ул. Молодежная, понуждении ООО «Волгоградская строительная компания» принять меры по устранению выявленных нарушений требований градостроительного законодательства путем получения заключения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства : двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал, №5, ул. Комсомольская и двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал №1, ул. Молодежная.
В судебном заседании заместитель прокурора Городищенского района Волгоградской области Балычева А.С. требования поддержала, настаивает на удовлетворении.
Представители ответчика – администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ФИО2 и ФИО3 считают иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представители ответчика ООО «ВСК» ФИО4 и ФИО5 иск не признали, суду пояснили, что ООО «ВСК» осуществляет строительство комплексной жилой застройки в р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, в состав которой входят два трехэтажных жилых дома по ул. Комсомольская в квартале № 5 р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области и два трехэтажных жилых дома по ул. Молодежная в квартале № 1 р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области.
Земельный участок под строительство в квартале №5 предоставлен Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области по договору аренды от 10.11.2011 года № 187/11, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2011 за №34-34-16/034/2011-141. Срок аренды - до 10.11.2014 года.
Разрешение на строительство № RU 34503102-106 выдано Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области 31.10.2011, срок действия - до 28.02.2013 года, продлен до 28.02.2014 года.
Земельный участок под строительство в квартале №1 предоставлен ООО «ВСК» Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области по договору аренды от 01.11.2011 года № 184/11, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2011 за №34-34-16/034/2011-47. Срок аренды - до 01.11.2014 года.
Разрешение на строительство № RU 34503102-105 было выдано Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области 31.10.2011 года, сроком действия -до 28.02.2013 года. В связи с изменением Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского района Волгоградской области градостроительного плана и уточнением границ земельного участка разрешение на строительство № RU 34503102-105 отменено и выдано новое разрешение № RU 34503102-132 от 13.06.2012 года, сроком действия до 14.10.2013 года.
В соответствии с ч.1. ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2,3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы. Согласно п.3. ч.2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В соответствии со сводом правил «Здания жилые и многоквартирные», утвержденного приказом Минрегиона России от 24.12.2010 №778 (СНиП 31-01-203) установлено, пространство высотой 1,8 метра и менее, используемые только для прокладки коммуникаций, этажом не являются.
Таким образом, если подземные помещения к моменту принятия документа о вводе в эксплуатацию дома, будут менее или равны 1,8 м., то проведение негосударственной экспертизы будет необязательно.
Прокуратурой района 24.04.2013 года было установлено, что высота подвальных помещений обследованных домов составляет 3,0 м. Однако, по нашему мнению, говорить о наличии нарушений проекта на этапе, когда работы по возведению подвальных помещений не закончены - преждевременно.
Планировавшийся срок сдачи обследуемых домов в эксплуатацию составляет с августа 2013 года по октябрь 2013 года. Т.е. на настоящий момент степень готовности домов составляет от 50 до 80 %. Другими словами, на настоящий момент работы по домам не завершены, и говорить о наличии несоответствия подвальных помещений в части высоты проекту преждевременно. Данное заявление равнозначно тому, чтобы привлекать к ответственности за отсутствие крыши на этапе возведения фундамента.
Уровень обследованного подвала образовался в связи с тем, что в соответствии с указаниями, данными при геологической разведке грунта, глубина залегания фундамента здания должна быть ниже отметки 3 метров от уровня земли, для прокладки фундамента был вырыт котлован, соответствующей глубины.
Технический этаж по проекту здания предполагается использовать для прокладки коммуникаций при организации поквартирного котельного отопления. В связи с этим подвальные помещения здания для соблюдения энергоэфективности дома, должны быть так же отапливаемыми и сделаны по той же технологии, что и весь дом. В связи с этим возникает заблуждение, что это полноценный этаж. В дальнейшем уровень пола подвала будет поднят до необходимой величины.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
То есть, действительно, существует возможность обжаловать принятые решения Администрацией, как уполномоченным органом по выдаче разрешений на строительство в соответствии с главой 25 ГПК РФ, т.е. возможно обращение с иском о признании действия или решения уполномоченного органа о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, в соответствии с данными положениями прокуратура может обратиться с заявлением об обжаловании действия по выдаче разрешения на строительство к Администрации, доказывая, что разрешение на строительство было выдано в нарушение норм ГрК РФ по процедуре принятия, по форме, фактическому содержанию.
При рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Требование Прокуратуры сходно с требованием части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», когда органы местного самоуправления или его должностные лица вправе отменить принятый им правовой акт лишь в том случае, если будет установлено, что данный акт был принят с нарушением действующего законодательства. Муниципальный орган должен доказать, что отмененный им ненормативный акт (в данном случае -разрешение на строительство) принят с нарушением действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам.
Разрешение на строительство - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Кодекса строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Частью 7 ст. 51 Кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Указанной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Согласно п. 11. ст. 51 Градостроительного кодекса, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;
выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такогоразрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 Кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указание на правовую природу разрешения на строительство так же дано в ст. 21.1. ГрК: действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Так же, в соответствии со ст. 21.4 ГрК уполномоченными на выдачу разрешений на строительство органом местного самоуправления принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов: 1] уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок; 2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
Таким образом, действие уже выданного разрешения на строительство зависит только от наличия прав на земельный участок, на котором ведется строительство.
Предметом доказывания по данным категориям дел, должно быть соответствие представленного в администрацию проекта, для получения разрешения на строительство, требования ГрК РФ. В данном случае, необходимо исследовать сам проект, и выявить, сколько этажей в нем и какой этажности предусмотрен дом. И если будет обнаружено, что количество этажей в проекте больше, чем предусмотрено ГрК РФ, то данное требование может быть удовлетворено. Однако само по себе разрешение было выдано в рамках закона. Требование прокурора не основано на законе.
Обращаясь в суд в рамках главы 25 ГПК РФ, заявитель должен доказать, что разрешение на строительство выдано органом местного самоуправления (администрацией) с нарушением норм действующего законодательства, данным разрешением нарушены его права и законные интересы, в случае прокуратуры -нарушены интересы неопределенного круга лиц.
Разрешение на строительство может быть признано незаконным, если на момент его вынесения оно не соответствовало закону. Администрация не нарушила закон о выдаче разрешения на строительство.
Пункт 6 ст. 52 ГрК предусматривает, что Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
несоответствие параметров построенного, реконструированного объектакапитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии, развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Отмена разрешения на строительство повлечет за собой такие неблагоприятные последствия для застройщика, как невозможность привлечения денежных средств по договорам долевого участия в строительстве, поскольку требование о наличии разрешения на строительство в соответствии с законом о долевом участии в строительство является обязательным требованием для заключения договора долевого участия в строительстве.
Просят суд учесть, что до ввода в эксплуатацию все дома будут приведены в соответствие с законом и проектной документацией, поскольку иного выхода у компании все равно нет.
Законом не предусмотрено такого основания, как подача заявления об отмене разрешения на строительство, если разрешение на строительство ведется с нарушением проекта. Однако, прокуратура, соответственно, выполняя возложенные на нее функции контроля, имеет право обжаловать решение органа выдавшего документ о вводе объекта в эксплуатацию. В настоящее время, прокуратура имеет право только требовать устранение выявленных нарушений.
Считают, что оспариваемые разрешения на строительство получены в соответствии с законом, и на момент подачи заявления в Администрацию сам проект и сопутствующие документы соответствовали закону, а значит, оснований для отмены разрешения на строительство нет.
На основании вышеизложенного просят суд отказать прокурору Городищенского района Волгоградской области в иске к Администрации Ерзовского городского поселения и ООО «Волгоградская строительная компания».
Представитель третьих лиц - Министерства строительства и ЖКХ Волгоградской области и Инспекции Государственного строительного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явились. О причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:
В судебном заседании установлено, что ООО «ВСК» осуществляет строительство комплексной жилой застройки в р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, в состав которой входят два трехэтажных жилых дома по ул.Комсомольская, в квартале 5 р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области и два трехэтажных жилых дома по ул.Молодежная, в квартале 1 р.п. Ерзовка Городищенского района Волгоградской области.
Земельный участок под строительство в квартале № 5 предоставлен ООО «ВСК» Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области по договору аренды от 10.11.2011 года № 187/11, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2011 за № 34-34-16/034/2011-141. Срок аренды-до 10.11.2014.
Разрешение на строительство № КИ 34503102-106 выдано Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области 31.10.2011, срок действия -до 28.02.2013, продлен до 28.02.2014.
Земельный участок под строительство в квартале № 1 предоставлен 000 «ВСК» Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области по договору аренды от 01.11.2011 года № 184/11, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.12.2011 за № 34-34-16/034/2011-47. Срок аренды - до 01.11.2014.
Разрешение на строительство № 1Ш 34503102-105 было выдано Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области 31.10.2011, сроком действия - до 28.02.2013. В связи с изменением Администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского района Волгоградской области градостроительного плана и уточнением границ земельного участка разрешение на строительство № КД 34503102-105 отменено и выдано новое разрешение № • К17 34503102-132 от 13.06.2012, сроком действия - до 14.10.2013.
Данные обстоятельства участвующие в деле лица не оспаривают.
Как правильно указал прокурор, разрешение на строительство в соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства согласно ч.2 ст. 51 ГрК РФ осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно п.З ч.2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Понятие этаж формулируется одинаковым образом как для одноквартирных жилых домов (СНиП 31-02-2003), так и для многоквартирных жилых зданий (СНиП 31-01-2003) как часть здания между верхом перекрытия или пола по грунту и верхом расположенного над ним перекрытия. Аналогичное определение понятия этаж сформулировано в СНиП 1-2 «Строительная терминология».
Пунктом 1.6 Приложения «В» Свода правил «Здания жилые и многоквартирные», утвержденного приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778 (СНиП 31-01-2003) установлено, что при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра.
В отличие от этажности, как числа наземных этажей здания, ГрК РФ одним из главных критериев установлено количество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли, т.е. при подсчете количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, технический, мансардный. Понятие «количество этажей» используется при установлении градостроительных регламентов и проведении государственной экспертизы проектной документации.
Согласно Приложению «Б» «Термины и определения» Свода правил «Здания жилые многоквартирные», утвержденного Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 №778, под техническим этажом понимается этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами.
Пространство высотой 1,8 метра и менее, используемые только для прокладки коммуникаций, этажом не являются.
Прокуратурой района 24.04.2013 с привлечением в качестве специалиста - консультанта отдела строительного надзора по муниципальным образованиям инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области ФИО1 проведен осмотр вышеуказанных строящихся многоквартирных жилых домов по адресу: р.п.Ерзовка Городищенского района, квартал №5, ул. Комсомольская, и квартал №1, ул. Молодежная, установлено, что высота подвальных помещений указанных домов составляет 3,0 м (оконные проемы в помещениях выполнены на высоте 1,2 м от уровня выполненного бетонного пола, выполняется прокладка системы отопления под окнами). Данные обстоятельства стороны также не оспаривают.
Высота подвального этажа действительно не соответствует указанной в проектной документации 11-107/6-АС (л. 14,15 стадия ПР). Более того, на основании вышеуказанных норм указанные подвальные этажи учитываются при определении количества этажей.
То есть фактически, в настоящее время возводимые жилые дома имеют количество этажей - четыре, в том числе подвальный.
Пунктом 1 ч.1 ст. 54 ГрК РФ установлено, что при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, осуществляется государственный строительный надзор.
Однако в данном случае, избранный прокурор способ защиты интересов и прав неопределенного круга лиц является неверным.
Из установленных судом обстоятельств следует, что застройщик осуществляет строительство жилых домов не в соответствии с проектной документацией.
Однако несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Выше указанные нарушения требований градостроительного закона не могут быть пресечены посредством признания незаконным разрешения на строительство и приведения проектной документации в соответствие с возводимым объектом, поскольку закон предписывает обратное и предполагает обязанность лица осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Законом не предусмотрено такого основания ля признания разрешения на строительство незаконным, если строительство ведется с нарушением проекта.
Однако, прокурор, соответственно, выполняя возложенные на нее функции контроля, имеет право обжаловать решение органа выдавшего документ о вводе объекта в эксплуатацию.
Оспариваемые же разрешения на строительство получены в соответствии с законом, и на момент подачи заявления в Администрацию сам проект и сопутствующие документы соответствовали закону, а значит, оснований для отмены разрешения на строительство нет.
Каких-либо доказательств не соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории на момент выдачи разрешений на строительство суду не представлено. Представленная при этом проектная документации предполагала возведение трехэтажных жилых домов. Соответственно, положения ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие обязательную экспертизу проектной документации и требования ст. 54 Градостроительного кодекса РФ о государственном строительном надзоре при их строительстве в данном случае не применимы.
В рамках избранного прокурором способа, выявленные нарушения градостроительных требований при строительстве жилых домом ООО «ВСК» не могут быть пресечены, а права и интересы неопределенного круга лиц защищены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск заместителя прокурора Городищенского района Волгоградской области к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, обществу с ограниченной ответственностью «Волгоградская строительная компания» о признании недействительным разрешений №RU 34503102-106 и №RU 34503102-132 на строительство объектов капитального строительств «Два 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал, №5, ул. Комсомольская» и «Два 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал №1, ул. Молодежная», выданных администрацией Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ООО «Волгоградская строительная компания», понуждении общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская строительная компания» привести проектную документацию объектов капитального строительства: двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал, №5, ул. Комсомольская и двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал №1, ул. Молодежная, понуждении ООО «Волгоградская строительная компания» принять меры по устранению выявленных нарушений требований градостроительного законодательства путем получения заключения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства : двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал, №5, ул. Комсомольская и двух 3-х этажных жилых дома в р.п. Ерзовка, квартал №1, ул. Молодежная – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья: А.Б. Болуров