ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-925/2013 от 27.12.2013 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

  Дело № 2-925/2013

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 с. Шира      27 декабря 2013 года

 Ширинский районный суд Республики Хакасия

 в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия Шалгинова С.Н.,

 при секретаре Носакиной А.С.,

 при участии помощника прокурора Ширинского района Антонян А.Г., представителей администрации муниципального образования Ширинский район ФИО1, ФИО2,

 в судебном заседании по гражданскому делу по заявлению прокурора Ширинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Ширинский район,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Ширинского района обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Ширинский район, выразившегося не определении уполномоченного органа по ведению соответствующего учета <данные изъяты> лиц <данные изъяты>, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, приему документов, ведению списка такой категории граждан, специальной книги регистрации заявлений о включении в указанный список.

 В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Антонян А.Г. доводы заявления поддержала.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Ширинский район ФИО1, ФИО2 против заявления прокурора возражали, ФИО2 пояснила, что финансирование мероприятий по созданию уполномоченного органа по ведению соответствующего учета <данные изъяты> лиц из их числа на территории Ширинского района должно осуществлять исключительно за счет субвенций республиканского бюджета, который на сегодня таких позиций не предусматривает, в связи с чем оснований для признания бездействия администрации Ширинского района по не созданию такого органа не имеется. Также указала, что прокурором пропущен срок для обращения в суд с заявление, исходя из представленных прокурором документов, ему стало известно о таком бездействии органа местного самоуправления в <данные изъяты> года.

 Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

 Статьями 254, 255 ГПК РФ гражданину, который считает, что действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего нарушены его права и свободы, предоставлено право обратиться в суд с соответствующим заявлением.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Проанализировав поданное заявление и оспариваемое бездействие органа местного самоуправления, суд с учетом характера правоотношений приходит к выводу о том, что прокурором подано заявление, рассматриваемое в порядке главы 25 ГПК РФ, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

 Прокурором оспаривается бездействие администрации муниципального образования Ширинский район, выразившееся в не определении уполномоченного органа по ведению соответствующего учета <данные изъяты> лиц, которые относились в категории <данные изъяты>, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, приему документов, ведению списка такой категории граждан, специальной книги регистрации заявлений о включении в указанный список.

 Судом установлено, что на сегодня такой орган администрацией муниципального образования Ширинский район не создан.

 Относительно довода представителя органа местного самоуправления о пропуске прокурором срока обращения с заявлением суд приходит к следующим выводам.

 Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 При подаче прокурором заявления в порядке главы 25 ГПК РФ к нему в полной мере относятся требования о сроке обращения в суд с таким заявлением.

 Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

 Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

 В данном случае из материалов дела, объяснений помощника прокурора Антонян А.Г, данных в судебном заседании, усматривается, что прокурору стало известно о бездействии органа местного самоуправления в <данные изъяты> года, заявление об оспаривании такого бездействия было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

 Суд приходит к выводу о пропуске прокурором срока обращения в суд, в то же время находит причины такого пропуска уважительными, поскольку в течение периода времени с <данные изъяты> года до момента обращения в суд прокурором неоднократно направлялись запросы в адрес органа местного самоуправления на предмет создания последним уполномоченного органа, до <данные изъяты> года прокурору не было известно об обращениях граждан из числа <данные изъяты> с указанием нарушений их прав в связи с не созданием уполномоченного органа, прокурору не было известно о нарушении прав на предоставление жилья конкретных граждан в связи с не созданием уполномоченного органа.

 Суд отмечает, что в течение <данные изъяты> года орган местного самоуправления отказывает <данные изъяты> лицам <данные изъяты> во включении таких лиц в список <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ссылаясь именно на не создание уполномоченного органа, осуществляющего ведение списка таких лиц.

 Таким образом, суд приходит к выводу о восстановлении прокурору пропущенного срока для обращения в суд по заявленным им требованиям.

 В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Закон Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" (далее Закон N 107-ЗРХ) определяет порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

 Данным законом предусмотрено создание в муниципальном районе (городском округе) органа, осуществляющего государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (ч. 1 ст. 2 Закона N 107-ЗРХ).

 В полномочия данного органа входит включение граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (ч. 1 ст. 2 Закона N 107-ЗРХ); производство запросов необходимых документов (ч. 5 ст. 2 Закона N 107-ЗРХ); принятие решения о включении (об отказе во включении) в список (ч. 8 ст. 2 Закона N 107-ЗРХ); исключение граждан из списка (ч. 14 ст. 2 Закона N 107-ЗРХ); ведение книги регистрации заявлений о включении в список, надлежащее хранение списка и учетных дел граждан (ч. 17 ст. 2 Закона N 107-ЗРХ); представление списков в орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на организацию деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (ч. 18 ст.2 Закона N 107-ЗРХ); принятие решения о предоставлении гражданам жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия (ч. 1 ст. 4 Закона N 107-ЗРХ Х); принятие решение о заключении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на новый пятилетний срок (ч. 5 ст. 4 Закона N 107-ЗРХ) и др.

 Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон N 85-ЗРХ) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в частности, Ширинского района, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений), до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя (далее - лица, достигшие возраста 23 лет) (ст. 1 Закона РХ).

 На осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (ст. 2 Закона N 85-ЗРХ).

 Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, обязаны ежегодно (до 1 сентября текущего года) направлять в Министерство образования и науки Республики Хакасия список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями должно быть реализовано в планируемом финансовом году, ежегодно для формирования заявок на получение субвенций из республиканского бюджета изучать документы учетных дел, подтверждать нуждаемость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, и выносить заключение о возможности предоставления жилого помещения в отношении каждой кандидатуры, подтвердившей право на жилое помещение (ст. 3 Закона N 85-ЗРХ).

 Основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть: взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий; решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий. Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия (ст. 5 Закона N 85-ЗРХ).

 Доказательств прекращения осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий у суда не имеется.

 В силу приведенных норм указанные выше категории граждан имеют право на получение жилья, обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления. Данной обязанности корреспондируют полномочия органа местного самоуправления по созданию уполномоченного органа, который включает граждан в список <данные изъяты> лиц <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, запрашивает необходимые документы, принимает решения о включении (об отказе во включении) в список, исключает граждан из списка, ведет книги регистрации заявлений о включении в список, осуществляет хранение списка и учетных дел граждан, представляет списки в орган исполнительной власти Республики Хакасия, принимает решения о предоставлении гражданам жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасии, о заключении договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на новый <данные изъяты> срок и др.

 Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Ширинский район, выразившееся в не создании органа, осуществляющего государственные полномочия по предоставлению жилых помещений <данные изъяты>, данное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц - <данные изъяты> на получение дополнительных гарантий социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, и возложении на администрацию Ширинского района обязанности устранить данные нарушения путем создания такого уполномоченного органа в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок установлен судом с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенно круга лиц.

 Довод представителя органа местного самоуправления о том, что отсутствие субвенций республиканского бюджета на осуществление данных полномочий является основанием для не создания уполномоченного органа несостоятелен, поскольку указанные выше нормативные акты не связывают реализацию органом местного самоуправления соответствующих социальных гарантий <данные изъяты> с наличием либо отсутствием финансового обеспечения.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования Ширинский район, выразившееся в не создании органа, осуществляющего государственные полномочия по предоставлению жилых помещений <данные изъяты> лицам <данные изъяты>, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

 Обязать орган местного самоуправления администрацию муниципального образования Ширинский район в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать орган, осуществляющий государственные полномочия по предоставлению жилых помещений <данные изъяты> лицам <данные изъяты>, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено и подписано 27 декабря 2013 года.

 Председательствующий     Шалгинов С.Н.