Дело №2-925/2021
УИД 42RS0012-01-2021-001943-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тураевой Н.Р.,
при секретаре Тарасенко О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области 19 октября 2021 года гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Мариинска к ФИО1 о взыскании пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ ЦЗН города Мариинска обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем.
Исковые требования мотивированы следующим. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2020 №460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (далее - Временные правила) и Приказу Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 14.04.2020 №44 «Об организации работы государственных казенных учреждений центров занятости населения Кемеровской области - Кузбасса» в период с 08.04.2020 по 28.09.2020 работа государственных казенных учреждений центров занятости населения <...> - Кузбасса осуществлялась в дистанционном формате (без личного посещения службы занятости).
В соответствии с п.2 Временных правил регистрация в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения (далее ЦЗН) заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполнялось гражданкой в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕГПУ) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, где определены условия регистрации в качестве безработного и получения пособия по безработице, а именно:
В разделе «Кто может получить пособие по безработице» даны разъяснения, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учет как безработный.
Гражданка ФИО1, <...> года рождения, зарегистрированная по адресу: <...>, подала заявление в ГКУ ЦЗН <...> в электронном виде через «Портал Работа в России» 02.06.2020, после чего была признана безработным и получила право на получение пособия по безработице.
ФИО1 было получено пособие:
Общая сумма социальных выплат за период с 02.06.2020 по 01.12.2020 составила 101330 (Сто одна тысяча триста тридцать) рублей 48 копеек.
Перерегистрация гражданки в качестве безработного осуществлялась дистанционно (приказ Минтруда Кузбасса 21.05.2020 №58). В целях перерегистрации ЦЗН ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факт осуществления гражданином трудовой деятельности.
На основании информации, полученной в результате сверки с ПФ РФ (данный факт подтвержден Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованной лица, по форме СЗИ-ИЛС, предоставленными ПФ РФ), гражданка была трудоустроена в ООО «КОУЛМЭН СЕРВИСИЗ» с февраля 2020 года и ООО «НЕОНПРОФИТ» с июля 2020 года, ООО «РЕТЕЙЛ ПЛЮС» с сентября 2020 года, т.е. согласно ст.2 Закона в РФ от 19.04.1991 №1032-1, являлась занятой на момент постановки на учет в качестве безработного.
Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.
В связи с чем, был выявлен факт пересечения трудовой деятельности и получения пособия по безработице за весь период с 02.06.2020 по 01.12.2020, вследствие чего у нее образовалась задолженность перед ГКУ ЦЗН г.Мариинска в размере 101330 (сто одна тысяча триста тридцать) рублей 48 копеек.
В информации, размещенной в ПАС ОБВ «Работа в России», указано, что безработными не могут быть граждане, являющиеся занятыми в соответствии сположениями Закона о занятости, а также информация об ответственности за получение пособие по безработице обманным путем.
Согласно п.19 Временных правил в случае получения гражданином пособия по безработице обманным путем сумма пособия по безработице подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
Гражданке ФИО1 было вручено уведомление лично в Государственном казенном учреждении Центра занятости населения г.Мариинска о незаконном получении пособия по безработице с требованием возместить ущерб в срок до 16.08.2021.
Однако до настоящего времени данные требования не исполнены, денежные средства не возмещены.
Просят взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Центра занятости населения г.Мариинска 101330 (Сто одну тысячу триста тридцать) рублей 48 копеек.
В судебном заседании представитель истца - директор ГКУ Центр занятости населения города Мариинска ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, с учетом позиции представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Суд, рассмотрев дело, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные ГКУ ЦЗН г.Мариинска исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 занятыми гражданами считаются: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из конструкции пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возникновения неосновательного обогащения необходимы следующие условия: сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя; убытки на стороне потерпевшего, являющиеся источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего), отсутствие правового основания для такого обогащения.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение (неосновательно получено либо сбережено имущество); обогащение произошло за счет истца; размер неосновательного обогащения; невозможность возврата неосновательно полученного или сбереженного в натуре.
При этом, исходя из положений части 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, в связи с чем, именно на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ответчик ФИО1, <...> года рождения, зарегистрированная по адресу: <...>, подала заявление в ГКУ ЦЗН <...> в электронном виде через «Портал Работа в России» <...>
02.06.2020 ФИО1, <...> года рождения признана безработным и получила право на получение пособия по безработице.
ФИО1 было получено пособие:
Общая сумма социальных выплат за период с 02.06.2020 по 01.12.2020 составила 101330 (Сто одна тысяча триста тридцать) рублей 48 копеек <...>
Согласно информации Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованной лица, по форме СЗИ-ИЛС <...>, ФИО1, <...> года рождения, была трудоустроена в <...>» с февраля 2020 года, <...>» с июля 2020 года, <...>» с сентября 2020 года.
Согласно расчету взыскиваемой суммы <...> общая сумма социальных выплат за период с 02.06.2020 по 01.12.2020 ФИО1 составила 101330 рублей 48 копеек. Указанная сумма перечислена ответчику и фактически получена ею.
Согласно уведомлению ГКУ Центр занятости населения города Мариинска от 15.07.2021 <...> вручено лично ФИО1 о незаконном получении ею суммы, которая подлежит возврату в срок до 16.08.2021.
До настоящего времени данные требования не исполнены, денежные средства ответчиком не возмещены.
Расчет, представленный истцом, судом проверен, он является арифметически верным, соответствует обстоятельствам дела.
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции, действовавшей как на момент возникновения спорных правоотношений, так и действующей в настоящее время, деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Введенным в действие с 01 июля 2011 года Федеральным законом от 01 июля 2011 года №169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пунктом 4 статьи 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года №891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Таким образом, положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2020 №460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и Приказу Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 14.04.2020 №44 «Об организации работы государственных казенных учреждений центров занятости населения Кемеровской области - Кузбасса» в период с 08.04.2020 по 28.09.2020 работа государственных казенных учреждений центров занятости населения Кемеровской области - Кузбасса осуществлялась в дистанционном формате (без личного посещения службы занятости).
В соответствии с п.2 Временных правил регистрация в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения (далее ЦЗН) заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Согласно п.17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 №460, у центров занятости населения с 01.09.2020 имеется возможность направлять запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.
Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается трудоустройство ФИО1 в спорный период времени.
Согласно п.19 Временных правил в случае получения гражданином пособия по безработице обманным путем сумма пособия по безработице подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. В добровольном порядке ответчик требования о возврате пособия по безработице не исполнила.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлен не только сам факт приобретения или сбережения ответчиком имущества без установленных законом оснований, но и то, что ФИО1 является неосновательно обогатившимся лицом за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с нее неосновательного обогащения.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 в доход бюджета Мариинского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3227 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Мариинска удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Мариинска в размере 101330 (сто одну тысячу триста тридцать) рублей 48 копеек с зачислением на счет: УФК по <...>-Кузбассу (Министерство труда и занятости населения Кузбасса), <...>
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Мариинского муниципального района Кемеровской области государственную пошлину в размере 3227 (три тысячи двести двадцать семь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Мариинский городской суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Н.Р. Тураева
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2021 года
Судья - Н.Р. Тураева
Решение не вступило в законную силу
Судья - Н.Р. Тураева
Секретарь - О.Н. Тарасенко
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела №2-925/2021 Мариинского городского суда Кемеровской области
Секретарь - О.Н. Тарасенко