ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-925/22 от 14.07.2022 Киреевского районного суда (Тульская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2022 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.В.,

при секретаре Савосиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-925/22 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Аквасервис» о прекращении противоправных действий,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ООО «Аквасервис» о прекращении противоправных действий.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределённого круга потребителей, а именно граждан, которым оказывается или будет отказываться услуга по предоставлению коммунальной услуги по подаче питьевой воды, которую предоставляет ООО «Аквасервис», а также определяет права и обязанности граждан, имеющих намерения или использующих услуги данного исполнителя исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определить полный перечень потребителей, на которые распространяются, и будут распространяться в дальнейшем отношения, не представляется возможным.

В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области из Киреевской межрайонной прокуратуры 04.05.2022 поступило обращение ФИО5, проживающей по , содержащее сведения о ненадлежащем исполнении услуги по подаче питьевой воды, предоставляемой ООО «Аквасервис».

На основании п.п. 4 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с целью установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установления соответствия (несоответствия) показателей качества и безопасности питьевой воды требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» направлено предписание о проведении лабораторных исследований питьевой воды из распределительной сети системы централизованного холодного водоснабжения населенного пункта по . По результатам проведения лабораторных исследований установлено, что на 19.05.2022 питьевая вода из распределительной сети системы централизованного холодного водоснабжения по , не соответствует СанПиН 1.2.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 16.05.2022 и экспертному заключению от 19.05.2022 , выполненному специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», проба питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранная из крана в квартире по , по химическому показателю (содержания железа общего) и по органолептическим показателям (запах, привкус, мутность) не соответствует гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: содержание железа общего в пробе воды составляет 7,4+/-1,3 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л; запах 3 балла при норме не более 2 баллов; привкус 5 баллов, при нормативе не более 2 баллов; мутность 10 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л.

Согласно п.3.1 договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.05.2022, заключенного между администрацией муниципального образования город Липки Киреевского района и ООО «Аквасервис», последний обязан обеспечить бесперебойное функционирование, комплексное обслуживание арендованного имущества в целях предоставления качественных услуг в сфере водоснабжения и содержания объектов водоотведения.

Таким образом, ООО «Аквасервис» является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения и обеспечивающей подачу питьевой и хозяйственной бытовой воды, в том числе для снабжения населения.

Согласно условиям п. 2.2.1 договора и акта приема-передачи муниципального имущества водопроводные сети по , переданы ООО «Аквасервис» во временное владение и пользование в технически исправном состоянии.

В соответствии со сведениями, содержащихся в ЕГРЮЛ, основными видами деятельности ООО «Аквасервис» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, дополнительными – распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

В соответствии с квитанциями потребителей на оплату коммунальных услуг ООО «Аквасервис» является исполнителем услуги водоснабжения. Потребители оплачивают эту услугу ООО «Аквасервис» через АО «ОЕИРЦ». Таким образом, ООО «Аквасервис», являющееся исполнителем услуги, обязано оказывать потребителям качественную услугу по подаче питьевой воды.

На основании изложенного, истец просит обязать прекратить противоправные действия исполнителя ООО «Аквасервис» в отношении неопределенного круга потребителей по предоставлению услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества; обязать исполнителя услуги холодного водоснабжения ООО «Аквасервис» провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества подаваемой питьевой воды для потребления населению по .

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в судебное заседание своего представителя не направило, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик ООО «Аквасервис» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте, дате и времени судебного заседания извещалось должным образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании ст. 233 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 19 Водного кодекса Российской Федерации питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и указываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и. проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

Согласно п. 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями ст. 4 Закона Российской федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям.

В судебном заседании установлено, что ООО «Аквасервис» является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения и обеспечивающей подачу питьевой и хозяйственной бытовой воды, в том числе для снабжения населения.

Основными видами деятельности ООО «Аквасервис» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД36.00.1), дополнительными – распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.05.2022.

Согласно п. 3.1 договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.05.2022, заключенного между администрацией муниципального образования город Липки Киреевского района и ООО «Аквасервис», последний обязан обеспечить бесперебойное функционирование, комплексное обслуживание арендованного имущества в целях предоставления качественных услуг в сфере водоснабжения и содержания объектов водоотведения.

В силу п. 2.2.1 договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.05.2022 арендодатель обязуется передать арендатору объекты аренды во временное владение и пользование в технически исправном состоянии.

Согласно акту приема-передачи муниципального имущества водопроводные сети, расположенные по переданы в аренду ООО «Аквасервис».

04.05.2022 в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области из Киреевской межрайонной прокуратуры поступило обращение ФИО5, проживающей по , содержащие сведения о ненадлежащем исполнении услуги по подаче питьевой воды, предоставляемой ООО «Аквасервис».

В соответствии с п. 4 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями, в том числе давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона.

С целью установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, установления соответствия (несоответствия) показателей качества и безопасности питьевой воды требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» направлено предписание о проведении лабораторных исследований питьевой воды из распределительной сети системы централизованного холодного водоснабжения по .

Из экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от 19.05.2022 следует, что согласно протоколу лабораторных испытаний от 16.05.2022 проба питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранная из крана в квартире по , по химическому показателю (содержания железа общего) и по органолептическим показателям (запах, привкус, мутность) не соответствует гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». По органолептическому показателю (цветность), отобранная проба воды соответствует вышеуказанным гигиеническим нормативам.

Согласно протоколу лабораторных испытаний от 16.05.2022 содержание железа общего в пробе воды составляет 7,4+/-1,3 мг/л при нормативе не более 0,3 мг/л; запах 3 балла при норме не более 2 баллов; привкус 5 баллов, при нормативе не более 2 баллов; мутность 10 мг/л при нормативе не более 1,5 мг/л.

В соответствии с квитанциями потребителей на оплату коммунальных услуг ООО «Аквасервис» является исполнителем услуги водоснабжения. Потребители оплачивают эту услугу ООО «Аквасервис» через АО «ОЕИРЦ».

Таким образом, материалами дела подтверждено, что потребителям (жителям дома ) предоставляются (оказываются) коммунальные услуги ненадлежащего качества (не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям), что сторонами не оспаривается. ООО «Аквасервис», являющиеся исполнителем услуги, обязано оказывать потребителям качественную услугу по подаче питьевой воды.

С учетом изложенного, требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к ООО «Аквасервис» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного курага лиц, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 6000 руб., подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области удовлетворить.

Обязать ООО «Аквасервис» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по предоставлению услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества.

Обязать ООО «Аквасервис» провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества подаваемой питьевой воды для потребления населению по .

Взыскать с ООО «Аквасервис» в доход муниципального образования город Киреевск Киреевского района Тульской области государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: