Решение вступило в законную силу: 12.01.2016 года.
Дело № 2-926 (2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Облучье 03 декабря 2015 года
Облученский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Суржиковой А.В.,
при секретаре Плотниковой В.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО Титоренко С.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Афониной С.В.,
соответчиков Маловой Т.К. и Кушнир Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, Маловой Т.К., Кушнир Л.И. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Облученское городское поселение» к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Облученского района ЕАО по поручению прокуратуры ЕАО от 28.08.2015 № 7-15-2015/2125 на основании поступившей информации управления Росприроднадзора ЕАО от 18.08.2015 № 02-04/1935 о нарушении природоохранного законодательства, проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Облученское городское поселение» ЕАО требований природоохранного законодательства, направленного на выявление мест размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления. В результате обследования территории, входящей в границы Облученского городского поселения, прокуратурой района выявлены места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (навалы мусора). Так, в ходе обследования и визуального осмотра местности по АДРЕС, в 60 метрах от дома № Х по направлению к АДРЕС, обнаружено место несанкционированного размещения отходов и мусора в виде навалов, около 33 м. в длину и 12 м. в ширину, поросшего густой травяной растительностью (географические координаты 49 градусов 00 24,0 СШ, 131 градус 02 44.1 ВД), чем нарушена ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ указано, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом Облученского городского поселения полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к компетенции администрации поселения (п. 17 ч. 1 ст. 27). Вместе с тем, результат проведенной проверки свидетельствует о неисполнении администрацией Облученского городского поселения обязательств по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории Облученского городского поселения, что привело к нарушению прав граждан на здоровье, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления расположенной по АДРЕС.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи от 28 октября 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Малова Т.К. и Кушнир Л.И.
В судебном заседании помощник прокурора Титоренко заявленные исковые требования к ответчику Маловой Т.К. поддержал. Пояснил, что в ходе проверки, проведенной специалистами Росприроднадзора ЕАО, в районе АДРЕС установлено несанкционированное размещение отходов и мусора в виде навалов, около 33 метров в длину и 12 м. в ширину, поросшего густой растительностью. При осмотре места расположения несанкционированного размещения отходов, произведенного прокуратурой Облученского района ЕАО совместно с представителями ответчика-администрации муниципального образования «Облучеснкое городское поселение» установлено, что отходы располагаются в пределах границ земельного участка, предоставленного в аренду ответчику Маловой Т.К. Размещение отходов в неотведенном для этого месте, которое также расположено в водоохранной зоне, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с положениями статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, а также условий договора аренды земельного участка, заключенного с Маловой Т.К., последняя обязана не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановке на арендуемом ею земельном участке и прилегающих к нему территориях, выполнять работы по благоустройству территории. Просит обязать ответчика Малову Т.К. в срок до 01 июня 2016 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную по АДРЕС по направлению к АДРЕС на земельном участке с кадастровым номером Х. Также пояснил, что требования к ответчику администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления не поддерживает, от требований к ответчику Кушнир Л.И. отказывается.
Ответчик Малова Т.К. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в 2013 году администрацией ей был предоставлен в аренду участок для ведения личного подсобного хозяйства, который находится за домом АДРЕС. До настоящего времени участок не огорожен, в целях, указанных в договоре аренды не используется. После заключения договора на арендуемом ею земельном участке неизвестными лицами были размещены отходы с ливневой канализации, бытовые отходы. Не оспаривает, что несанкционированная свалка отходов полностью находится в границах участка, предоставленного ей в аренду. Полагает, что обязанность по ликвидации свалки отходов должна быть возложена не только на нее, но и на администрацию городского поселения в связи с тем, что отходы на земельном участке были размещены неизвестными лицами, ей затруднительно ликвидировать свалку своими силами, кроме того, органы местного самоуправления должны организовывать сбор и вывоз отходов в территории поселения. Срок для ликвидации свалки, указанный прокурором – до 01 июня 2016 года полагает достаточным.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Афонина С.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что свалка отходов производства и потребления, указанная в актах проверки управления Росприроднадзора ЕАО размещена в границах земельного участка, предоставленного в аренду Маловой Т.К., что было установлено во время совместного осмотра участка, произведенного ею и представителем прокуратуры, а также не оспаривается ответчиком Маловой Т.К. В соответствии с условиями договора аренды арендатор Малова Т.К. не должна допускать ухудшение состояния земельного участка. Орган местного самоуправления обязан организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, расположенных на территории поселения только с тех земельных участков, которые не находятся в собственности лиц либо не переданы в аренду. В связи с этим на администрацию Облученского городского поселения не может быть возложена обязанность организовать ликвидацию свалки. Просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.
Ответчик Кушнир Л.И. просила производство по делу в части исковых требований к Кушнир Л.И. прекратить в связи с отказом прокурора от иска.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", частью 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Письменными материалами дела подтверждается, что в ходе проведения управлением Росприроднадзора ЕАО 23 апреля 2015 года проверки территории, расположенной в границах водоохранной зоны реки Хинган на предмет соблюдения природоохранных требований установлено место несанкционированного размещения отходов ливневой канализации и бытовых отходов по АДРЕС по направлению к АДРЕС, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком Маловой Т.К., что несанкционированная свалка, указанная прокурором в иске, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером Х, предоставленного по договору аренды от АДРЕС администрацией муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Маловой Т.К. для ведения личного подсобного хозяйства, на срок с 25 марта 2013 года по 24 марта 2062 года.
Согласно п.1.1. договора, предоставленный в аренду ответчику Маловой Т.К. земельный участок, общей площадью 539 кв.метров находится примерно в 49 метрах по направлению на запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами земельного участка, АДРЕС.
В соответствии с пунктом 4.4.7 договора аренды арендатор Малова Т.П. обязана не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Как следует из материалов дела, на момент выявления свалки и рассмотрения настоящего спора, договор аренды свое действие не прекратил, в установленном порядке не расторгнут, арендованный Маловой Т.К. земельный участок муниципальному образованию Облученское городское поселение до настоящего времени не возвращен.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой Маловой Т.К., то она подлежит ликвидацией указанным лицом.
Доводы ответчика Маловой Т.К. о том, что несанкционированная свалка образовалась в результате действий неизвестных ей лиц, суд во внимание не принимает как не имеющие правового значения для существа настоящего спора. От обязанности привести земельный участок в соответствие с требованиями природоохранного и земельного законодательства данное обстоятельство Малову Т.К. как арендатора не освобождает.
В судебном заседании помощник прокурора требования к ответчику администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не поддержал, от требований к указанному ответчику не отказывался.
Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Пунктом 18 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, обязанность арендатора земельного участка по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов и по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель предусмотрена действующим законодательством.
При таком положении у лиц, к которым процессуальным истцом одновременно предъявлены настоящие исковые требования, в рассматриваемом случае не имеется солидарной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку в силу прямого указания закона обязанность по сбору и вывозу мусора на арендуемом Маловой Т.К. земельном участке лежит на арендаторе, в связи с чем общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы и в исковых требованиях, заявленных к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО прокурору надлежит отказать.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Ответчик Малова Т.К. в судебном заседании пояснила о достаточности срока для ликвидации свалки, указанного прокурором.
Принимая во внимание размеры свалки отходов производства и потребления, а также, что ликвидация свалки в зимний период времени затруднительна, суд соглашается с предложенным прокурором сроком, считая его разумным и достаточным для устранения нарушения, и приходит к выводу об обязании ответчика Маловой Т.К. ликвидировать свалку отходов производства и потребления в срок до 01 июня 2016 года.
В соответствии со ст.103 ГК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу статьи 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку требования прокурора подлежат удовлетворению, ответчик Малова Т.К. от уплаты государственной пошлины не освобождена, с Маловой Т.К. исходя из требований п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере Х рублей.
В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к ответчику Кушнир Л.И., просил производство по делу в этой части прекратить.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено право истца на отказ от исковых требований. При этом, суд не принимает отказ истца от исковых требований если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно абз. 5 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если судом принят отказ истца от исковых требований.
В судебном заседании установлено, что прокурор отказался от требований к ответчику Кушнир Л.И. в связи с тем, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления полностью расположена на территории земельного участка Маловой Т.К.
При таких обстоятельствах не имеется оснований, по которым суд вправе не принимать отказ прокурора от требований к ответчику Кушнир Л.И., отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем производство по делу в части требований к ответчику Кушнир Л.И. подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 39, 56, 173, 206, 220, 221, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к Маловой Т.К. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, удовлетворить.
Обязать Малову Т.К. в срок до 01 июня 2016 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную по АДРЕС на земельном участке с кадастровым номером Х.
Взыскать с Маловой Т.К. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере Х рублей.
В удовлетворении исковых требований прокурора Облученского района ЕАО к администрации муниципального образования «Облученское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, отказать.
Производство по делу в части исковых требований прокурора Облученского района ЕАО к Кушнир Л.И. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, прекратить в связи с отказом прокурора от иска в этой части.
Разъяснить сторонам, что после принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в суд ЕАО в апелляционном порядке через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А.В. Суржикова