ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-926/10 от 18.05.2010 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2010 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Димковой О.Ю.

с участием прокурора Лаврешиной М.А., ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска в интересах государства к ФИО1 о взыскании государственных денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Волгодонска обратился с иском в суд в интересах государства к ФИО1 о взыскании государственных денежных средств, указав, что ФИО1 обратился 05.06.2009 года в Государственное учреждение Центр занятости населения г. Волгодонска (далее ГУ ЦЗН г. Волгодонска) и был зарегистрирован в целях поиска работы. С первого дня обращения ФИО1 был признан безработным, ему было назначено и выплачивалось пособие по безработице в установленном ст. ст. 30, 31 Закона РФ «О занятости населения в РФ» порядке.

10 июля 2009 года между ГУ ЦЗН г. Волгодонска и ФИО1 был заключен договор № 369 - С о предоставлении суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости. 22 июля 2009 года платежным поручением № 2310 и августа 2009 года платежным поручением 2470 ФИО1 была начислена и перечислена субсидия на организацию самозанятости в размере 58 800 рублей. Указанная сумма выделена ФИО1 в размере 55 860 рублей из федерального бюджета, 2 940 рублей - из областного бюджета.

По условиям договора ФИО1 обязан в течение первых шести месяцев ведения предпринимательской деятельности, то есть с 20 июля 2009 года, когда он был внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предоставить в ГУ ЦЗН г. Волгодонска надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование бюджетных средств на цели, указанные в бизнес-плане.

20 января 2010 года истек срок предоставления отчетно-финансовых документов.

Проверкой было установлено, что ответчик ФИО1 указанные средства использовал не по целевому назначению, распорядившись ими по своему усмотрению, чем причинил ущерб государству в лице ГУ ЦЗН г. Волгодонска материальный ущерб в сумме 58 800 рублей.

Прокурор просит взыскать с ФИО1 денежные средства 58 800 рублей.

Лаврешина М.А. - прокурор в процессе, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, взыскать с ФИО1 58 800 рублей государственных бюджетных средств, из них 55 860 рублей в федеральный бюджет, 2 940 рублей в областной бюджет.

Ответчик ФИО1 - исковые требования не признал, суду пояснил, что получил от ГУ ЦЗН г. Волгодонска денежную сумму в размере 58 800 рублей на организацию самозанятости, а именно на предпринимательскую деятельность по организации услуг по дизайну стеклянных изделий - нанесение матированных и цветных рисунков на зеркала, окна, мебельные и дверные стекла. Перечисленные ГУ ЦЗН г. Волгодонска денежные средства частично в сумме 14 243 рубля были им потрачены на приобретение компьютера, необходимого для организации предпринимательской деятельности, частично денежные средства были потрачены на рекламу, остальные денежные средства были потрачены на собственные нужды. ФИО1 полагает, что ошибочно выбрал направление бизнеса, не пользующееся спросом, так как бизнес не принес дохода, на перечисленную денежную сумму ФИО1 перед ГУ ЦЗН г. Волгодонска отчитался частично, 20 января 2010 года по истечении шести первых месяцев предпринимательской деятельности отчет не представил. Полагает, что сумма, потраченная на приобретение компьютера и рекламу является целевым использованием денежных средств и не подлежит взысканию.

ФИО2 и ФИО3 - представители третьего лица Государственного учреждения Центр занятости населения города Волгодонска, действующие по доверенностям л.д. 32, 33), исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, суду пояснили, что ФИО1 5 июня 2009 года обратился в ГУ ЦЗН г. Волгодонска и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. В установленные законом сроки, в связи с отсутствием вариантов трудоустройства, ФИО1 был признан безработным с выплатой пособия по безработице в минимальном размере.

По личному обращению ФИО1 ему была предоставлена государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан. 9 июля 2009 года ГУ ЦЗН г. Волгодонска рассмотрело на заседании комиссии бизнес - план ФИО1 утвердив положительное заключение. 10 июля 2009 года между ФИО1 и ГУ ЦЗН г. Волгодонска заключен договор № 369-С о предоставлении 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости. По предоставлении свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ФИО1 перечислена платежными поручениями субсидия на организацию самозанятости в размере 58 800 рублей.

По условиям договора ФИО1 в течение первых шести месяцев ведения предпринимательской деятельности должен был представить в ГУ ЦЗН г. Волгодонска надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование бюджетных средств на цели, указанные в бизнес-плане. Срок предоставления отчетно-финансовых документов истек 20 января 2010 года. ФИО1 нарушил срок предоставления отчетно-финансовых документов, не представил отчетно-финансовые документы о целевом расходовании бюджетных денежных средств. Отсутствие предпринимательской деятельности и нецелевое использование бюджетных средств ФИО1 подтверждается выездными проверками ГУ ЦЗН г. Волгодонска от 12 января 2010 года и 20 января 2010 года.

Суд, выслушав пояснения сторон, представителей третьего лица, изучив иные доказательства по делу, дав им оценку, приходит к следующему.

ФИО1 - ответчик по делу 5 июня 2009 года обратился в ГУ ЦЗН г. Волгодонска и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. В связи с отсутствием вариантов трудоустройства ФИО1 признан безработным с выплатой пособия по безработице в минимальном размере c 5 июня 2009 года (приказ от 11 июня 2009 года № 162ДТ/09010 и приказ от 11 июня 2009 года № 162пп/09010л.д. 37, 38).

По личному обращению ФИО1 ему была предоставлена государственная услуга по содействия самозанятости безработных граждан.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение на рынке труда субъектов РФ» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «г» части 2 статьи 2 указанных Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих ряд дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Согласно статье 13 указанных Правил уровень софинансирования региональной программы за счет субсидии устанавливается в размере до 95 процентов общего размера расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации.

Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Ростовской области от 14 января 2009 года №5 «Об утверждении Областной программы по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2009 год» утверждена данная программа. Пунктом 2.3. указанной программы предусмотрено, что условием предоставления субсидий является софинансирование из областного бюджета в объеме 5 процентов расходов на мероприятия Программы.

Согласно п. 3.1. раздела третьего указанной программы общий объем средств на реализацию мероприятий Программы определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Программой и областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с вышеназванными Постановлением Правительства РФ и Постановлением Администрации Ростовской области субсидии безработным гражданам предоставляются при условии положительной экспертной оценки предоставленного бизнес-плана и копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

ФИО1 представил бизнес-план в ГУ ЦЗН г. Волгодонска. Согласно указанному плану ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя должен был организовать и оказывать услуги по дизайну стеклянных изделий. Основными видами деятельности являются нанесение матированных и цветных рисунков на зеркала, окна, мебельные и дверные стекла, стеклянную посуду, изготовление витражей. Общая стоимость проекта 70 000 рублей, из которых 11 200 рублей собственные средства, средства в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице - 58 800 рублей. Расходами планируемыми для реализации бизнес-проекта являются закупка материалов и изготовление, покупка компьютера и плоттера, расходы на рекламу л.д. 24-27). Указанный бизнес-план 9 июля 2009 года был рассмотрен на заседании комиссии ГУ ЦЗН г. Волгодонска. По бизнес - плану ФИО1 утверждено положительное заключение л.д. 28-31).

10 июля 2009 года между ФИО1 и ГУ ЦЗН заключен договор № 369-С о предоставлении 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости. Указанным договором оформлены отношения ответчика и ГУ ЦЗН г. Волгодонска по предоставлению субсидии на организацию самозанятости и урегулированы условия возврата субсидии ответчиком при нарушении условий ее предоставления. Указанный договор подписан сторонами и является доказательством достижения соглашения сторон по существенным условиям договора л.д. 12-13).

По условиям договора ФИО1 организует предпринимательскую деятельность, а ГУ ЦЗН г. Волгодонска предоставляет ФИО1 сумму 12-кратной максимальной величины пособия по безработице в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение на рынке труда субъектов РФ» и Постановлением Администрации Ростовской области от 14 января 2009 года №5 «Об утверждении Областной программы по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2009 год» (раздел 1 договора). По условиям договора ФИО1 обязуется предоставить свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней после его получения. Организовать самозанятость по направлению, указанному в бизнес-плане: нанесение матированных и цветных рисунков на зеркала, окна, мебельные и дверные стекла, стеклянную посуду, изготовление витражей и осуществлять на протяжении не менее 12 календарных месяцев с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Предоставить в ГУ ЦЗН г. Волгодонска в течение первых шести месяцев ведения предпринимательской деятельности должен был представить в ГУ ЦЗН г. Волгодонска надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование бюджетных средств на цели, указанные в бизнес-плане.

Согласно пункту 2.2.4. указанного договора ФИО1 обязался возвратить финансовые средства, полученные от ГУ ЦЗН г. Волгодонска, в случае выявления факта их использования не на цели, указанные в бизнес-плане.

20 июля 2009 года ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя л.д. 17).

21 июля 2009 года издан приказ № 98 о выплате 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости о выплате ФИО1 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице в размере 58 800 рублей, с перечислением денежных средств в размере 95% - за счет средств федерального бюджета - 55 860 рублей, 5% - за счет средств областного бюджета - 2 940 рублей л.д. 39).

ФИО1 на лицевой счет № <***> в Волгодонском отделении Сберегательного банка перечислена платежными поручениями (№ 2310 от 22 июля 2009 года и № 2470 от 6 августа 2009 годал.д. 40 и 41) субсидия на организацию самозанятости в размере 58 800 рублей.

Согласно п. 2.2.3. договора № 369-С о предоставлении 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости от 10 июля 2009 года ФИО1 обязан в течение первых шести месяцев ведения предпринимательской деятельности, надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование бюджетных средств на цели, указанные в бизнес-плане.

Указанную обязанность ФИО1 не выполнил, отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование бюджетных средств на цели, указанные в бизнес-плане в ГУ ЦЗН г. Волгодонска не представил.

Согласно акту выездной проверки по организации самозанятости по договору № 369-С о предоставлении 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости от 10 июля 2009 года 12 января 2010 года была проведена проверка выполнения указанного договора в результате которой установлено, что на 12 января 2010 года предпринимательская деятельность ФИО1 не ведется из-за отсутствия заказов. Документы, подтверждающие расходы на цели, указанные в бизнес-плане, представлены на сумму 14 243 рублей. Выполнение договорных обязательств по предоставлению отчетно-финансовых документов истекает 20 января 2010 года л.д. 19).

Согласно акту выездной проверки по организации самозанятости по договору № 369-С о предоставлении 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости от 10 июля 2009 года 20 января 2010 года была проведена проверка выполнения указанного договора в результате которой установлено, что на 20 января 2010 года предпринимательская деятельность ФИО1 не ведется. Надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы подтверждающие расходы на цели, указанные в бизнес-плане, представлены на сумму 14 243 рублей. На оставшуюся сумму 44 557 рублей документы ФИО1 не представлены. 22 января 2010 года ФИО1 обязался предоставить дополнительные отчетно-финансовые документы л.д. 18).

Таким образом ГУ ЦЗН г. Волгодонска выявлен факт использования ФИО1 субсидии на цели, не указанные в бизнес-плане.

На основании п. 15 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2.4. договора № 369-С о предоставлении 12-кратной суммы максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости от 10 июля 2009 года ответчик обязуется возвратить финансовые средства, полученные от ГУ ЦЗН г. Волгодонска в случае выявления факта их использования не на цели, указанные в бизнес-плане.

Доказательства ведения предпринимательской деятельности и целевого расходования денежных средств на финансирование предпринимательской деятельности ФИО1 суду не представил.

Доводы ответчика о том, что расходы на приобретение компьютера и рекламу образцов продукции в сумме 14 243 рубля является целевым расходованием бюджетных денежных средств и взысканию не подлежат, судом не принимаются, так как предпринимательская деятельность по направлениям бизнес-плана отделка оконных стекол и зеркал, изготовление витражей, отделка стеклянной посуды ответчиком не ведется, отчетно-финансовые документы на израсходование денежных средств в сумме 44 557 рублей на цели указанные в бизнес-плане отсутствуют.

При установленных судом обстоятельствах требования прокурора о взыскании 58 800 рублей государственных бюджетных средств, из них 55 860 рублей в федеральный бюджет, 2 940 рублей в областной бюджет подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1 государственные бюджетные средства -58 800 рублей, из них 55 860 рублей - в федеральный бюджет, 2 490 рублей - в областной бюджет.

Взыскать с ФИО1 в федеральный бюджет государственную пошлину 1964 рубля.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней через Волгодонской районный суд Ростовской области.

Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2010 года.

Судья Е.В. Попова