ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-926/19 от 26.06.2019 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-926/2019

УИД: 42RS0037-01-2019-001853-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Юрга Кемеровской области 26 июня 2019 года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего Жилякова В.Г.

при секретаре Мельниченко А.В.

с участием:

представителя истца Кыргыс А.В.,

представителей ответчиков Шутовой И.В., Анкудинова К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Юргинского муниципального района, Администрации Зеледеевского сельского поселения о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд к ответчикам с вышеуказанным иском (л.д. 2-7).

Исковые требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от 11.05.2011, а также указания прокурора области от 20.03.2017 *** «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий» осуществлен прокурорский надзор в сфере обеспечения органами местного самоуправления пожарной безопасности в д. Алаево Зеледеевского сельского поселения, по результатам которого установлено следующее.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статьи 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В соответствии со статьей 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Согласно информации Администрации Зеледеевского сельского поселения от 17.05.2019 за исх. *** в д. Алаево централизованное холодное водоснабжение отсутствует. Источниками противопожарного водоснабжения с ранней весны до поздней осени являются р. Малая Черная и р. Томь, которым имеются подъезды, отсыпанные ГПС и щебнем. В д. Алаево постоянно проживают 23 человека, в период с ранней весны до поздней осени - более 200 человек. Количество домов - 168, из них двухэтажных - 6, одноэтажных - 158, одноэтажных кирпичных - 4. В д. Алаево отсутствуют пожарные гидранты.

Согласно объяснениям главы Зеледеевского сельского поселения Анкудинова К.Н. от 27.05.2019 в д. Алаево искусственных специализированных источников противопожарного водоснабжения нет. Используются естественные источники - р. Томь, р. Малая Черная. Подъезды оборудованы. Реки в зимний период замерзают, в связи с чем, забор воды не возможен. В случае пожара в зимний период за водой необходимо ездить в ближайшие населенные пункты - д. Варюхино, в котором имеются источники противопожарного водоснабжения - 2 скважины и 2 пожарных гидранта. Д. Варюхино от д. Алаево находится на расстоянии 5 км. В д. Алаево в основном деревянные строения и много домов, которые плотно прилегают к лесу и в случае пожара указанных домов, огонь может легко перейти в лес и, наоборот, в случае лесного пожара огонь может перейти в деревню, при этом, противопожарная опашка не поможет остановить переход огня. В д. Алаево имеются 2 садово-огороднических товарищества (более 80 дачных домов), члены которых на дачный сезон приезжают жить в д. Алаево. В дачный сезон в д. Алаево проживает более 200 человек.

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных требований закона Администрацией Зеледеевского сельского поселения не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах д. Алаево, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из естественных источников наружного водоснабжения (р. Малая Черная и р. Томь), не оборудованы наружные водопроводные сети с пожарным гидрантом.

Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории д. Алаево, имуществу граждан, территории деревни и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов Зеледеевского сельского поселения.

В соответствии со статьей 53 Закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по вопросам местного значения, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (Часть 2 статьи 86 БК РФ).

Статьей 142.1 БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Таким образом, в силу статьи 142.1 БК РФ решение о выделении из районного бюджета дотаций бюджету Зеледеевского сельского поселения для решения вопросов местного значения по оборудованию наружных водопроводных сетей с пожарным гидрантом принимается органами местного самоуправления района.

Согласно объяснениям главы Зеледеевского сельского поселения Анкудинова С.Н. в бюджете сельского поселения лимиты на обустройство источника противопожарного водоснабжения в д. Алаево отсутствуют и в ближайшее время их не будет. Большая часть расходов сельского поселения на решение вопросов местного значения покрываются за счет дотаций из районного бюджета. Поэтому чтобы оборудовать источник противопожарного водоснабжения, в том числе установить пожарный гидрант, необходимо обратиться в Администрацию Юргинского муниципального района для выделения дотаций из бюджета района. Бюджет Юргинского муниципального района также является дотационным, в связи с чем, в выделении дотаций будет отказано.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.

В соответствии с частью 4 статьи 27 вышеназванного Федерального закона случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение прокурора с настоящим гражданским иском в защиту прав неопределенного круга лиц обусловлено тем, что отсутствие в д. Алаево источника наружного противопожарного водоснабжения (наружной водопроводной сети с пожарным гидрантом) создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории д. Алаево, имуществу граждан, территории деревни и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов Зеледеевского сельского поселения.

Иного способа кроме как в порядке гражданского судопроизводства защитить вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц действующим законодательством в настоящее время не предусмотрено.

На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию Зеледеевского сельского поселения обеспечить деревню Алаево источником наружного противопожарного водоснабжения (наружной водопроводной сети с пожарным гидрантом) и Администрацию Юргинского муниципального района выделить из районного бюджета дотации бюджету Зеледеевского сельского поселения на обустройство в деревне Алаево источника наружного противопожарного водоснабжения (наружной водопроводной сети с пожарным гидрантом) в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора Кыргыс А.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Юргинского муниципального района Шутова И.В., действующая на основании доверенности (копия на л.д. 27), и представитель ответчика Зеледеевского сельского поселения Анкудинов К.Н., действующий на основании решения Совета народных депутатов Зеледеевского сельского поселения (копия на л.д. 20), в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, не возражали против их удовлетворения, однако просили установить срок для исполнения указанных действий, с учетом распределения бюджетных ассигнований бюджета Зеледеевского сельского поселения на 2019, и на плановый период 2020 и 2021 годов, до 31.12.2020 года.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Юргинской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от 11.05.2011, а также указания прокурора области от 20.03.2017 № 26/7/3 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий» осуществлен прокурорский надзор в сфере обеспечения органами местного самоуправления пожарной безопасности в д. Алаево Зеледеевского сельского поселения, по результатам которого установлено следующее.

Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статьи 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.

Согласно статье 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

В соответствии со статьей 68 Закона № 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Из пояснений главы Администрации Зеледеевского сельского поселения в судебном заседании и информации от 17.05.2019 за исх. № 338 в д. Алаево централизованное холодное водоснабжение отсутствует. Источниками противопожарного водоснабжения с ранней весны до поздней осени являются р. Малая Черная и р. Томь, к которым имеются подъезды, отсыпанные ГПС и щебнем. В д. Алаево отсутствуют пожарные гидранты (копия на л.д. 8).

Согласно объяснениям главы Зеледеевского сельского поселения Анкудинова К.Н. от 27.05.2019 в д. Алаево искусственных специализированных источников противопожарного водоснабжения нет. Используются естественные источники - р. Томь, р. Малая Черная. Подъезды оборудованы. Реки в зимний период замерзают, в связи с чем, забор воды не возможен. В случае пожара в зимний период за водой необходимо ездить в ближайшие населенные пункты - д. Варюхино, в котором имеются источники противопожарного водоснабжения - 2 скважины и 2 пожарных гидранта. Д. Варюхино от д. Алаево находится на расстоянии 5 км. (л.д. 18).

Таким образом, в нарушение вышеперечисленных требований закона Администрацией Зеледеевского сельского поселения не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах д. Алаево, в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из естественных источников наружного водоснабжения (р. Малая Черная и р. Томь), не оборудованы наружные водопроводные сети с пожарным гидрантом.

Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории д. Алаево, имуществу граждан, территории деревни и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов Зеледеевского сельского поселения.

В соответствии со статьей 53 Закона № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по вопросам местного значения, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (Часть 2 статьи 86 БК РФ).

Статьей 142.1 БК РФ предусмотрено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Таким образом, в силу статьи 142.1 БК РФ решение о выделении из районного бюджета дотаций бюджету Зеледеевского сельского поселения для решения вопросов местного значения по оборудованию наружных водопроводных сетей с пожарным гидрантом принимается органами местного самоуправления района.

Согласно объяснениям главы Зеледеевского сельского поселения Анкудинова С.Н. в бюджете сельского поселения лимиты на обустройство источника противопожарного водоснабжения в д. Алаево отсутствуют и в ближайшее время их не будет. Большая часть расходов сельского поселения на решение вопросов местного значения покрываются за счет дотаций из районного бюджета. Поэтому чтобы оборудовать источник противопожарного водоснабжения, в том числе остановить пожарный гидрант, необходимо обратиться в Администрацию Юргинского муниципального района для выделения дотаций из бюджета района. У Юргинского муниципального района бюджет также является дотационным, в связи с чем, в выделении дотаций будет отказано (л.д. 18).

Постановлением Администрации Зеледеевского сельского поселения от 10.04.2019 г. установлен особый противопожарный режим на территории Администрации Зеледеевского сельского поселения (л.д. 69-73).

Распределение бюджетных ассигнований бюджета Зеледеевского сельского поселения по целевым статьям (муниципальным программ и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов классификации расходов бюджета на 2019, и на плановый период 2020 и 2021 годов, принято решением Совета народных депутатов от 27.12.2018 г. ***-рс (л.д. 58).

Глава Администрации Зеледеевского сельского поселения 14.06.2019 года обратился в Администрацию Юргинского муниципального района с просьбой составить проектно-сметную документацию для изготовления скважины с пожарным гидрантом в д. Алаево (л.д. 74).

В настоящее время круглогодичный источник противопожарного водоснабжения в д. Алаево отсутствует.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств суд считает, что имеются все основания, чтобы обязать ответчиков исполнить указанные в исковом заявлении действия.

С учетом того, что обустройство в д. Алаево источника противопожарного водоснабжения имеет важное значение для обеспечения пожарной безопасности, суд полагает, что срок до 31 декабря 2020 года, предложенный представителями ответчиков, является слишком длительным. Суд полагает, что обеспечить финансирование и выполнение всех необходимых работ для обустройства в д. Алаево скважины с пожарным гидрантом возможно в срок до 01 июля 2020 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Юргинского муниципального района, Администрации Зеледеевского сельского поселения о понуждении к действию, удовлетворить.

Обязать Администрацию Зеледеевского сельского поселения обеспечить деревню Алаево источником наружного противопожарного водоснабжения (наружной водопроводной сети с пожарным гидрантом), а Администрацию Юргинского муниципального района выделить из районного бюджета дотации бюджету Зеледеевского сельского поселения на обустройство в деревне Алаево источника наружного противопожарного водоснабжения (наружной водопроводной сети с пожарным гидрантом).

Установить Администрации Зеледеевского сельского поселения и Администрации Юргинского муниципального района срок для выполнения всех мероприятий для обустройства в деревне Алаево источника наружного противопожарного водоснабжения (наружной водопроводной сети с пожарным гидрантом) до 01 июля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Юргинского городского суда В.Г.Жиляков

Решение принято в окончательной форме 12.07.2019 года