ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9275/2022 от 08.08.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2-9275/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«08» августа 2022 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кетовой Л.С.,

при секретаре Мягченкове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Местной религиозной организации «Православный приход Александра-Невского храма п. санатория им. Герцена Одинцовского округа Одинцовской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» к Администрации Одинцовского г.о. Московской области о признании права собственности на самовольную постройку

УСТАНОВИЛ

Местная религиозная организация «Православный приход Александро-Невского храма п. санатория им. Герцена Одинцовского округа Одинцовской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» обратилось в суд с иском к Администрации Одинцовского г.о. Московской области о признании права собственности на Приходской центр - трехэтажное (из них 1 подземный) нежилое здание, общей площадью 525,7 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, поселок санатория им. Герцена, земельный участок 23А, расположенное на земельном участке с кадастровым номером

Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора № безвозмездного пользования земельным участком от 07 июля 2020 года, заключенного между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, истцу в безвозмездное пользование сроком на 9 лет 11 месяцев был предоставлен земельный участок общей площадью 11000+/-37 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение храма, часовни и хозяйственных построек, кадастровый , расположенный по адресу: АДРЕС.

Возведенные в пределах границ указанного земельного участка здания Храма, амбулатории и здание хранения рентгеновской пленки ранее в установленном законом порядке поставлены на кадастровый учет и находятся в собственности истца.

Истец в целях ввода данного здания в эксплуатацию обращался с письменным заявлением в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области, в котором просил выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного здания. На данное обращение истцом был получен письменный ответ, из которого следовало, что в связи с передачей полномочий с ДД.ММ.ГГГГ, выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляет Министерство жилищной политики Московской области.

С учетом данных обстоятельств, истец обратился с письменным заявлением и приложенными к нему документами в Министерство жилищной политики Московской области посредством направления в его адрес почтового отправления ЕМС Почта России. Данный способ обращения в Министерство жилищной политики Московской области был обусловлен отсутствием, в соответствии с действующим регламентом работы министерства, возможности и процедуры непосредственного обращения в министерство на приеме у специалистов министерства. На указанное обращение истца в его адрес Министерством жилищной политики Московской области, на момент обращения в суд с настоящим иском, никакого ответа направлено не было, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

Третьи лица Министерство жилищной политики Московской области, Управление Росреестра по МО, в судебное заседание представителей не направили, извещались в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав мнение явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса, то есть положения ГК РФ о договоре аренды, в том числе земельного участка.

В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ, Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения пункта 4 статьи 222 ГК РФ не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие "имущество религиозного назначения" используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ (статья 22 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

Судом установлено, что на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 07 июля 2020 года, заключенного между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области, истцу в безвозмездное пользование сроком на 9 лет 11 месяцев был предоставлен земельный участок общей площадью 11000+/-37 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение храма, часовни и хозяйственных построек, кадастровый , расположенный по адресу: АДРЕС

Возведенные в пределах границ указанного земельного участка здания Храма, амбулатории и здание хранения рентгеновской пленки ранее в установленном законом порядке поставлены на кадастровый учет и находятся в собственности истца.

С момента предоставления истцу указанного земельного участка и в пределах границ земельного участка за счет средств и силами истца в соответствии с видом разрешенного использования указанного земельного участка было осуществлено строительство здания Приходского центра - 3 этажного (из них 1 подземный) нежилого здания общей площадью 525,7 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС.

В целях постановки указанного объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и проведения государственной регистрации права истец обратился к кадастровому инженеру ООО «Бион» - ФИО для подготовки технического плана указанного объекта недвижимого имущества. В результате проведенных кадастровым инженером работ был подготовлен технический план на указанный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный технический план с имеющимися в распоряжении истца документами, необходимыми для проведения постановки указанного объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и проведения государственной регистрации права собственности истца на указанный объект был подан в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности

По результатам рассмотрения государственным регистратором указанного заявления и комплекта, приложенных к нему документов истцом было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование вынесения указанного решения о приостановлении государственный регистратор указал на то, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Государственный регистратор указал на то, что в соответствии с частью 10 статьи 40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное здание осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию.

Согласно положениям ч. 3 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

- созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ч. 4 с. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

Согласно положениям ч. 5 с. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Истец в целях ввода данного здания в эксплуатацию обращался с письменным заявлением в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области, в котором просил выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного здания. На данное обращение истцом был получен письменный ответ, из которого следовало, что в связи с передачей полномочий с 1 января 2015 года, выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляет Министерство жилищной политики Московской области.

С учетом данных обстоятельств, истец обратился с письменным заявлением и приложенными к нему документами в Министерство жилищной политики Московской области посредством направления в его адрес почтового отправления ЕМС Почта России. Данный способ обращения в Министерство жилищной политики Московской области был обусловлен отсутствием, в соответствии с действующим регламентом работы министерства, возможности и процедуры непосредственного обращения в министерство на приеме у специалистов министерства. На указанное обращение истца в его адрес Министерством жилищной политики Московской области, на момент обращения в суд с настоящим иском, никакого ответа направлено не было.

В соответствии со статьей 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ).

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

Как указывает истец, с учетом того, что спорный объект недвижимого имущества был возведен без разрешения на строительство, собрать полный пакет документов, предусмотренных статьей 55 ГрК РФ, по объективным причинам не представляется возможным.

Фактически указанное строение является самовольной постройкой, поскольку возведено без получения необходимого разрешения на строительство, не введено в установленном порядке в эксплуатацию.

Вместе с тем, с учетом того обстоятельства, что получить разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию не представляется возможным ввиду отсутствия разрешения на строительство указанного объекта, истец не может предоставить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области соответствующие документы - разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта недвижимого имущества. Ввиду изложенного, истец не может исправить недостатки, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект недвижимого имущества.

Как следует из представленного в материалы дела технического заключения по определению соответствия нежилого здания - Приходской центр общей площадью 525,7 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС на земельном участке с кадастровым номером , нормативно-техническим требованиям и правилам от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным ООО «Бион», данное здание соответствует градостроительным, противопожарным, санитарно-бытовым, объемно-планировочным, санитарно-эпидемиологическим, эксплуатационным нормативно-техническим требованиям. Кроме того, заключением установлено, что указанное здание не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как следует из «Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если, строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что истцом были предприняты надлежащие меры к легализации спорного объекта, в том числе к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, спорный объект соответствует градостроительным, противопожарным, санитарно-бытовым, объемно-планировочным, санитарно-эпидемиологическим, эксплуатационным нормативно-техническим требованиям, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного, с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что исковые требования Местной религиозной организации «Православный приход Александро-Невского храма п. санатория им. Герцена Одинцовского округа Одинцовской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Местной религиозной организации «Православный приход Александра-Невского храма п. санатория им. Герцена Одинцовского округа Одинцовской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» к Администрации Одинцовского г.о. Московской области о признании права собственности на самовольную постройку, удовлетворить.

Признать право собственности Местной религиозной организации «Православный приход Александра-Невского храма п. санатория им. Герцена Одинцовского округа Одинцовской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (ОГРН на приходской центр-трехэтажное (из них 1 подземный), нежилое здание, общей площадью 525,7 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС расположенное на земельном участке с

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Л.С. Кетова