ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-927/18 от 01.11.2018 Смоленского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-927/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2018 года г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего судьи Ермаковой Л.А.,

при секретаре Батюта А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности,

У с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о возложении обязанности по принятию мер по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне, противорадиационного укрытия – защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 67-ПРУ-0811, расположенного на территории ООО Турбаза «Хвойная» по адресу: <адрес>, <адрес> (подвальное помещение кирпичного здания <данные изъяты> В обоснование иска указал, что в государственной собственности находится недвижимое имущество – защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 67-ПРУ-0811, принятое в эксплуатацию в 1985 году. Данное имущество <дата> зарегистрировано в реестре федерального имущества. В нарушение требований законодательства ответчиком не принято мер по его надлежащему содержанию, доступ посторонних лиц в помещение укрытия не ограничен, каких-либо договоров, соглашений, направленных на обеспечение сохранения и использования имущества в целях гражданской обороны не принимаются.

В судебном заседании помощник прокурора Мещеряков М.А. исковые требования поддержал, обосновав их вышеизложенными обстоятельствами.

Представитель МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях ФИО1 иск не признала, суду пояснила, что спорное помещение не отвечает признакам объекта гражданской обороны, поскольку необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ. Управление не наделено полномочиями по созданию убежищ и их восстановлению, правовое основание для расходования средств федерального бюджета на восстановление объекта не имеется. Управление не является собственником имущества, государственная регистрация права собственности на объект не производилась. Факт включения недвижимого имущества в реестр федеральной собственности не является доказательством права собственности или законного владения. Спорный объект в соответствии с постановлением ВС РФ № 3020-1 от 27.12.1991 не отнесет к объектам гражданской обороны, которые могут находиться только в федеральной собственности. По результатам проведенной инвентаризации имущества гражданской обороны по решению ГУ МЧС по Смоленской области спорный объект включен в список объектов гражданской обороны, подлежащий передаче на уровень государственной собственности Смоленской области.

Представители третьего лица ООО «Турбаза «Хвойная» ФИО2, ФИО3 при рассмотрении спора полагались на усмотрение суда, пояснили, что спорный объект находится в подвальном неотапливаемом помещении, лестница разрушена, дверь отсутствует. Помещение непригодно для эксплуатации для целей гражданской обороны, в связи с чем общество неоднократно обращалось об исключении объекта из реестра объектов гражданской обороны. Данное помещение в собственность ООО «Турбаза «Хвойная» не передавалось.

Представители Главного управления МЧС России по Смоленской области ФИО4, ФИО5 полагали требования прокурора законными и обоснованными, суду пояснили, что объект гражданской обороны находится в реестре федеральной собственности, наличие перспективной возможности передачи объекта в собственность Смоленской области и его исключения из реестра объектов гражданской обороны не освобождает собственника имущества от обязанности по принятию мер для сохранения имущества, его использования в соответствии с установленным в настоящее время целевым назначением.

Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Отдела по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Смоленского района Смоленской области округа в порядке осуществления надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны.

В ходе проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие с инвентарным номером № <номер>, расположенно по адресу: <адрес>, <адрес>, подвальное помещение кирпичного здания, принадлежащего <данные изъяты>».

Данное сооружение состоит на учете в отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с инвентарным номером 67-ПРУ-0811, класс защитного сооружения ВУП III, вместимость 130 человек, общая площадь 158 кв.м, год ввода в эксплуатацию – 1985 (л.д. 7-14).

Согласно акту проверки от 27.02.2018 защитное сооружение гражданской обороны к приему укрываемых не готово, а именно: помещение не поддерживается в состоянии постоянной готовности и использованию по предназначению, не проводится техническое обслуживание в полном объеме, не выполнены мероприятия по обозначению ЗС и маршрутов движения, укрываемых в данном сооружении; не обеспечена герметичность убежища, не разработана документация: паспорт убежища, журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения, план перевода ЗО на режим убежища, план ЗО ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнала регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журнала учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемы эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов; не ведется журнал проверки состояния убежища, в защитном сооружении в тамбурах входов и через несущую стену в помещениях для укрываемых устроены в ограждающих конструкциях отверстия и проемы, не предусмотренные проектом, допущено загромождение путей движения.

Из материалов дела следует, что защитное сооружение представляет собой подвальное помещение, находящееся в кирпичном здании корпуса № <номер>, право собственности на которое на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от <дата> признано за ООО Туристическая база «Хвойная» (л.д. 51-52,81).

Согласно извлечению из технического паспорта на корпус № <номер>, инвентарный номер № <номер>, в состав переданного в собственность ООО Туристическая база «Хвойная», подвальное помещение не входило.

Таким образом, ООО Туристическая база «Хвойная» не является собственником защитного сооружения гражданской обороны, каких-либо договоров о передаче в пользование данного имущества с ним не заключалось.

Как указали в судебном заседании представители ООО Туристическая база «Хвойная» указанное помещение в пользовании общества не находится.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 13.06.2018 данный объект зарегистрирован в реестре федерального имущества со статусом «защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ)». В качестве основания возникновения права собственности РФ указано постановление «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, Краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 № 3020-1.

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложении № 1 (объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности) и приложении № 3 (объекты, относящиеся к муниципальной собственности), независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, даже в том случае, если они не отнесены к разделу III приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).

Аналогичный порядок определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статьей 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), и требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.

Судом установлено, что в настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, конструктивно-планировочные решения, состояние систем жизнеобеспечения не соответствуют, предъявляемым к ним требованиям, инженерное оборудование отсутствует, тем самым нарушены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 N 583. Указанное свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Спорный объект является федеральной собственностью, представителем собственника объекта гражданской обороны на территории Смоленской области является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 471).

Учитывая, что собственником имущества в нарушение вышеприведенных норм права и положений ст. 210 ГК РФ не принимаются меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне, противорадиационного укрытия – защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 67-ПРУ-0811, расположенного на территории ООО Турбаза «Хвойная» по адресу: <адрес>, <адрес> (подвальное помещение кирпичного здания <данные изъяты>»), что привело к невозможности реализации основных задач гражданской обороны, суд считает необходимым заявленные истцом требования удовлетворить в полном объеме.

Довод ответчика о том, что спорное помещение не отвечает признакам объекта гражданской обороны, поскольку необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ не может служить основания для освобождения от выполнения возложенной обязанности, поскольку Правилами N 583 МЧС России предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).

Из материалов дела следует, что паспорт убежища составлен <дата>, ЗС ГО в реестре имущества органами МЧС России присвоен № <номер>.

Таким образом, до момента исключения данного объекта с учета в качестве ЗС ГО, либо признания в установленном порядке незаконным включение данных объектов на учет в качестве ЗС ГО, они должны использоваться в целях реализации основных задач гражданской обороны.

При разрешении заявленных требований, суд также учитывает, что согласно п. п. 2, 19, 23 Основ единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 20.12.2016 N 696, государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - опасности, возникающие при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях).

Государственная политика в области гражданской обороны реализуется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, основанной на законодательстве Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне, противорадиационного укрытия – защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № <номер>, расположенного на территории ООО Турбаза «Хвойная» по адресу: <адрес>, <адрес> (подвальное помещение кирпичного здания <данные изъяты>»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд <адрес>.

Председательствующий Л.А.Ермакова