ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9286/17 от 30.10.2017 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело №2-9286/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 30 октября 2017 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.В.,

при секретаре Ермолиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области о перерасчете выплаченных сумм,

установил:

18.02.2016 приказом №7-к и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области расторгнут служебный контракт, от замещаемой должности государственной гражданской службы освобождена и уволена ФИО1, государственный инспектор отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, 18.02.2016 в связи с сокращением замещаемой ею должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Возложена обязанность по выплате ФИО1 компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 11 календарных дней, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечении срока предупреждения об увольнении (с 19 февраля по 14.03.2016).

ФИО1, мотивируя тем, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области не были учтены денежные средства, выплаченные в виде материального стимулирования, при осуществлении расчета, обратилась в суд с иском. С учетом уточнения исковых требований просила суд взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в свою пользу недоплаченную при увольнении с государственной гражданской службы сумму в размере 40 799 руб. 47 коп., в счет компенсации морального вреда – 35 000 руб., сумму недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 4 455 руб. 11 коп., сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за январь 2016 года в размере 4 237 руб. 96 коп, проценты за просрочку выплаты компенсации при увольнении 12969 руб. 47 коп., проценты за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск – 1416 руб. 21 коп., проценты за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за январь 2016 года – 1347 руб. 18 коп., всего 100225 руб. 40 коп.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что с расчетом, представленным ответчиком согласна.

Представитель ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по доверенности ФИО2 просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснил, что выплаты осуществлены в полном объеме. Расчет, представленный истцом, составлен без налогового бремени работника.

Представитель третьего лица Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям частей 1, 2, 3, 10 статьи 50 указанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, в связи с увольнением ФИО1 выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.007.2004 №79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания - 74 816 руб. 24 коп., а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (11 календарных дней) в размере 6 259руб. 33 коп.

Вместе с тем, как указывает истец, при расчете ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные в виде материального стимулирования.

Приказом руководителя ФАС России от 28.04.2015 №12-ф «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России за I квартал 2015 г.» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 №302-12 территориальным органам ФАС России, в том числе УФАС по Вологодской области, выделены средства для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий.

Во исполнение данного приказа и приказа УФАС по Вологодской области от 14.06.2013 №166 «Об утверждении порядка оценки эффективности и результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих УФАС по Вологодской области при осуществлении материального стимулирования» руководителем УФАС по Вологодской области издан приказ от 06.05.2015 №29-к, которым осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за I квартал 2015 г., в том числе ФИО1

Далее Руководителем ФАС России ежеквартально издавались такие же приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России: от 29.06.2015 №18-ф - за II квартал 2015 г.; от 14.09.2015 №42-ф - за III квартал 2015 г.; от 07.12.2015 № 50-ф - за IV квартал 2015 г.; от 31.03.2016 №6-ф - за I квартал 2016 г.

На основании вышеперечисленных приказов ФАС России в соответствии с приказами представителя нанимателя в период работы с 2015 года по 18.02.2016 (дату увольнения) ФИО1 производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как усматривается из материалов дела, Правительством Российской Федерации 31.03.2015 и 23.04.2016 принимались постановления соответственно № 302-12 и №347-7, которыми также предусматривались в 2015 и в 2016 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 в соответствии с приказами УФАС по Вологодской области в период работы с февраля 2015 года по 18.02.2016 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2015 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7.

Учитывая изложенное материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения ФИО1 в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2015 году, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Как следует из расчета ответчика, с учетом сумм денежного стимулирования, ФИО1 следовало выплатить компенсацию при сокращении в размере 108 527 руб. 72 коп., компенсацию отпуска при увольнении в размере 9423 руб. 48 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в январе 2016 - 11857 руб. 16 коп.

Разница между денежными средствами, выплаченными ответчиком, и действительным размером, подлежащим выплате истцу с учетом сумм материального стимулирования, составила: 40902 руб. 59 коп. ( 33711 руб. 48 коп. + 3164 руб. 15 коп. + 4026 руб. 96 коп.)

С учетом изложенного, принимая во внимание, что с указанным расчетом истец согласилась, суд приходит к выводу о взыскании с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в пользу ФИО1 денежных средств в сумме 40 902 руб. 59 коп.

Положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Учитывая факт несвоевременной выплаты денежного содержания в полном объеме, суд полагает подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании процентов в порядке, установленном статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, размер которых составит по выходному пособию - 10407 руб. 30 коп., по компенсации за неиспользованный отпуск - 1043 руб. 50 коп., по компенсации за отпуск в январе 2016 года - 1247 руб.07 коп., всего 12697 руб.87 коп.

Далее, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания, суд полагает подлежащим взысканию с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 6 400 руб.

Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в пользу ФИО1 денежные средства в размере 40902 руб. 59 коп., компенсацию за нарушение сроков выплаты 12 697 руб. 87 коп. компенсацию морального вреда в размере 6 400 руб., всего: 60 000 руб. 46 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Иванова И.В.

Мотивированное решение изготовлено 03.11.2017