Решение составлено в
окончательной форме 20.08.2013 года
№ 2-9287/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 августа 2013 года г. Подольск
Подольский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.
при секретаре Кузнецовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Климовский трубный завод» об оспаривании предписания государственного инспектора труда,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Климовский трубный завод» обратился в суд с заявлением об отмене пункта 5 Предписания №13-4-113-38 от 06.06.2013 года начальника отдела ГИТ по Юго-Западному ТОН ФИО1, Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Московской области ФИО2, вынесенного в отношении ООО «Климовский трубный завод».
Свои требования заявитель мотивировал тем, что в период с 31.05.2013 года по 06.06.2013 года Государственной инспекцией труда в Московской области Отдел ГИТ по Юго-Западному ТОН в лице ФИО1 и Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Московской области ФИО2 была проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении заявителя. По итогам проведенной проверки был оформлен Акт проверки соблюдения трудового законодательства, а также Генеральному директору заявителя было выдано предписание №13-4-113-38 от 06.06.2013 года, в соответствии с пунктом 5 которого, общество обязано в срок до 01.08.2013 года в соответствии со ст. 216.1 Трудового кодекса РФ направить документы по аттестации рабочих мест (оператор экструзионной линии (карта аттестации №1а от 2009 года), оператор термопластавтоматов (карта аттестации №23а от 2009 года), слесарь-сборщик по изготовлению нестандартных изделий (карта аттестации №15 от 2009 года) и результаты по другим профессиям, не соответствующим ЕТКС, на государственную экспертизу условий труда в Комитет по труду и занятости в Московской области для определения качества проведения аттестации указанного рабочего места по условиям труда. Заявитель считает пункт 5 Предписания, устанавливающий обязанность заявителя направить документы по аттестации рабочих мест на государственную экспертизу труда незаконным, нарушающим установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 года №558-н требования к порядку проведения государственной экспертизы условий труда и перечню документов, а именно, документы подлежат направлению на экспертизу на основании запроса органа государственной экспертизы, а не Предписания Государственной инспекции труда. Также, в предписании отсутствует указание на необходимость направления соответствующего заявления в орган государственной экспертизы. Кроме того, ст. 216.1 Трудового кодекса РФ работодателю предоставлено право обращения с заявлением в орган государственной экспертизы условий труда, а не обязанность. Таким образом, по мнению заявителя, пункт 5 Предписания нарушает право общества на самостоятельное определение необходимости обращения с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, и принят вне пределов полномочий, предоставленных должностным лицам Отдела ГИТ по Юго-Западному ТОН.
От представителя Государственной инспекции труда в Московской области представлен отзыв на заявление (л.д. 40-42), просил отказать в удовлетворении заявления по тем основаниям, что ст. 357 Трудового кодекса РФ государственный инспектор труда имеет право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с тем, что картах аттестации рабочих указаны наименования профессий не предусмотренных ЕТКС, и в связи с этим не предоставляются льготы и компенсации (в том числе льготное пенсионное обеспечение), Государственной инспекцией труда в МО заявителю было выдано предписание о необходимости направить результаты аттестации по рабочим профессиям на государственную экспертизу для подтверждения качества проведения аттестации рабочих мест согласно ст. 216.1 Трудового кодекса РФ. Пункт 5 Предписания не ущемляет права работодателя. Следовательно, Трудовой кодекс РФ не запрещает государственным инспекторам труда предъявлять работодателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Представитель ООО «Климовский трубный завод» по доверенности ФИО3 явилась, заявление просила удовлетворить.
Заинтересованные лица - начальник отдела ГИТ по Юго-Западному ТОН ФИО1, Главный государственный инспектор труда по правовым вопросам в Московской области ФИО2, представитель Государственной инспекции труда в Московской области в судебное заседание не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованных лиц (л.д. 39).
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в период с 31.05.2013 года по 06.06.2013 года Государственной инспекцией труда в Московской области Отдел ГИТ по Юго-Западному ТОН в лице ФИО1 и Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Московской области ФИО2 была проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ООО «Климовский трубный завод». По итогам проведенной проверки был оформлен Акт проверки соблюдения трудового законодательства (л.д. 10-18).
Генеральному директору ООО «Климовский трубный завод» ФИО4 было выдано предписание №13-4-113-38 от 06.06.2013 года, в соответствии с пунктом 5 которого, общество обязано в срок до 01.08.2013 года в соответствии со ст. 216.1 Трудового кодекса РФ направить документы по аттестации рабочих мест (оператор экструзионной линии (карта аттестации №1а от 2009 года), оператор термопластавтоматов (карта аттестации №23а от 2009 года), слесарь-сборщик по изготовлению нестандартных изделий (карта аттестации №15 от 2009 года) и результаты по другим профессиям, не соответствующим ЕТКС, на государственную экспертизу условий труда в Комитет по труду и занятости в Московской области для определения качества проведения аттестации указанных рабочих мест по условиям труда (л.д. 19-26).
Заявитель считает пункт 5 Предписания, устанавливающий обязанность ООО «Климовский трубный завод» направить документы по аттестации рабочих мест на государственную экспертизу труда, незаконным, нарушающим установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 года №558-н требования к порядку проведения государственной экспертизы условий труда и перечню документов, а именно, документы подлежат направлению на экспертизу на основании запроса органа государственной экспертизы, а не Предписания Государственной инспекции труда. Также, в предписании отсутствует указание на необходимость направления соответствующего заявления в орган государственной экспертизы. Кроме того, ст. 216.1 Трудового кодекса РФ работодателю предоставлено право обращения с заявлением в орган государственной экспертизы условий труда, а не обязанность.
Действительно, ст. 216.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В отзыве на заявление представитель Государственной инспекции труда в Московской области указывает, что в нарушении ст.ст. 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса РФ, п.1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» ООО «Климовский трубный завод» не установлены и не предоставляются компенсации за работу с вредными условиями труда (включая установление права на досрочное пенсионное обеспечение) работников по профессиям: оператор экструзионной линии (карта аттестации №1а от 2009 года), оператор термопластавтоматов (карта аттестации №23а от 2009 года), слесарь-сборщик по изготовлению нестандартных изделий (карта аттестации №15 от 2009 года), которые фактически выполняют работу согласно требований тарифно-квалификационного справочника по соответствующим профессиям: машинист экструдера, литейщик пластмасс, сварщик пластмасс (ЕТКС, Выпуск 27, Раздел «Производство полимерных материалов и изделий из них).
В силу ст. 219 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсации, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Основанием для предоставления льгот и компенсаций являются результаты аттестации рабочих мест. Основанием для предоставления пенсии с особыми условиями труда является работа работника по определенной должности и профессии в соответствии со Списками №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, которые применяются на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 года №517.
Как усматривается из Акта проверки и Предписания, поскольку в картах аттестации указаны наименования профессий, не предусмотренных ЕТКС, в связи с чем не предоставляются льготы и компенсации (в том числе льготное пенсионное обеспечение), Государственной инспекцией труда в Московской области заявителю было выдано предписание о необходимости направить результаты аттестации по вышеуказанным рабочим профессиям на государственную экспертизу для подтверждения качества проведения аттестации рабочих мест согласно ст. 216.1 Трудового кодекса РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана труда, а также обеспечивается государственная поддержка социальной защиты. Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Как указано выше, Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства.
Таким образом, поскольку Государственной инспекцией труда в Московской области были выявлены нарушения трудового законодательства заявителем, а именно, в ООО «Климовский трубный завод» не установлены и не предоставляются компенсации за работу с вредными условиями труда (включая установление права на досрочное пенсионное обеспечение) по профессиям: оператор экструзионной линии, оператор термопластавтоматов, слесарь-сборщик по изготовлению нестандартных изделий, то в силу ст. 357 Трудового кодекса РФ Государственной инспекцией труда в Московской области на законных основаниях в пределах предоставленных законом полномочий заявителю было выдано предписание о необходимости направить результаты аттестации по вышеуказанным рабочим профессиям на государственную экспертизу для подтверждения качества проведения аттестации рабочих мест.
С учетом изложенного, суд считает, что оснований для отмены пункта 5 Предписания №13-4-113-38 от 06.06.2013 года начальника отдела ГИТ по Юго-Западному ТОН ФИО1, Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Московской области ФИО2, вынесенного в отношении ООО «Климовский трубный завод» не имеется, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления ООО «Климовский трубный завод».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ООО «Климовский трубный завод» об отмене пункта 5 Предписания №13-4-113-38 от 06.06.2013 года начальника отдела ГИТ по Юго-Западному ТОН ФИО1, Главного государственного инспектора труда по правовым вопросам в Московской области ФИО2, вынесенного в отношении ООО «Климовский трубный завод» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Мизюлин