Дело № 2- 928/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2016года г. Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Беляева В.М.,
при секретаре Лебедевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора в интересах РФ, <адрес>, муниципального образования г. о. <адрес> и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «КиП» о понуждении к исполнению законодательства об охране окружающей среды;
УСТАНОВИЛ:
Буйский межрайонный прокурор обратился в Буйский районный суд с иском к ООО «КиП» о понуждении предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2013 по 2015 год. В исковом заявлении указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «КиП» природоохранного законодательства, в части своевременности предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверкой установлено, что ООО «КиП» занимается хозяйственной деятельностью, связанной с розничной торговлей преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями в специализированных магазинах, что подтверждается выпиской из ЕГРЮП.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» (далее по тексту - Порядок).
Согласно преамбуле Закона РФ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В нарушение указанных требований законодательства, ООО «КиП» как природопользователь, своевременно не представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2013 по 2015 год, что подтверждено информацией, поступившей в прокуратуру <адрес> из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, объяснениями представителя Общества.
На основании изложенного Буйский межрайонный прокурор просит суд обязать ООО «КиП» не позднее 5 дней с момента вступления решения в законную силу, предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2013-2015 годы.
В судебном заседании помощник Буйского межрайонного прокурора ФИО2 поддержал требования в полном объеме по изложенным доводам, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - ООО «КиП» ФИО3 исковые требования не признала, указав, что для осуществления своей деятельности общество использует два магазина: магазин «Гермес» по ул. 1905 года, <адрес>, осуществляющий розничную продажу продовольственных товаров, и магазин «Люкс» по <адрес> октября, <адрес>, осуществляющий продажу бытовой химии. В процессе работы магазинов образуются отходы в виде упаковок от товара, которые передаются на утилизацию в МП «Коммунальная инфраструктура» на основании заключённого договора на вывоз, приём и утилизацию ТБО. С ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в закон «Об охране окружающей среды», о которых она читала в сети Интернет. Согласно изменений, организация, осуществляющая приём ТБО обязана вносить и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Предприятия, сдающие отходы освобождаются от указанной обязанности. Поэтому считает, что представлять расчёт должно МП «Коммунальная инфраструктура».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика МУП «Коммунальная инфраструктура» <адрес>ФИО4 возражал относительно доводов ответчика, указывая, что действительно ООО «КиП» и МП «Коммунальная инфраструктура» в 2008 году заключили договор на вывоз и размещение твердо бытовых отходов. По договору право собственности на отходы от ООО «КиП» к МУП «Коммунальной инфраструктуре» не переходит. Плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду остается ООО «КиП». При указанных обстоятельствах считает требования прокурора обоснованными.
Суд, выслушав истца, с учетом мнения представителя ответчика, третьего лица, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее по тексту - Закон «Об охране окружающей среды») одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 1, 2,3 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе: размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ФЗ закон дополнен ст. 16.1. Определяющей круг лиц обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность возложена на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» (далее по тексту - Порядок). Утвержден порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок внесения указанных платежей - 20 число месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом). Платежи носят компенсационный характер и взимаются за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановления от последствий хозяйственной деятельности юридического лица.
Согласно приложение № к Приказу Расчет за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 204 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 9725).
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору» функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в
части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в
области обращения с отходами и государственной экологической
экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере
природопользования(Росприроднадзор).Полномочияпо администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет также Росприроднадзор.
На основании ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за размещение отходов.
Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 года N 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и(или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
Согласно договора, заключенного между ООО «КиП» (Заказчик) и МП "Коммунальная инфраструктура"(исполнитель) от ДД.ММ.ГГГГ, П. 2.1 исполнитель обязался осуществлять прием вывоз и утилизацию ТБО три раза в неделю от магазина «Гермес», расположенного в <адрес>.
П.5.1 цена за услугу утвержденная главой Администрации городского округа <адрес> составляет 225,30 рублей за 1м3 без учета НДС. Дополнительными соглашениями на 2014, 2015 год внесены изменения в (п.4.1) договора определено, что плата за оказанную услугу состоит из стоимости работ по сбору, транспортировке, приему и размещению ТБО.. В Договорную цену не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В договоре не предусмотрена обязанность специализированной организации МП "Коммунакльная инфраструктура» производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью ООО «КиП», а также не предусмотрено, что при утилизации отходов право собственности на них переходит к МП "Коммунальная инфраструктура». При указанных обстоятельствах договор не является договором о конечном размещении отходов.
Собственником отходов остается ООО «КИП», которое должно составлять расчет и вносить плату за негативное влияние на окружающую среду.
При рассмотрении дела ответчиком представлен договор по утилизации бытовых отходов только от магазина «Гермес». В то же время каких либо договоров по обращению с твердыми бытовыми отходами образующимися от деятельности второго объекта - магазина «Люкс», расположенного по <адрес><адрес> суду не представлено.
В своих возражениях ответчик ссылается на изменение в 2016 году Закона «Об охране окружающей среды» в части определения кто их субъектов предпринимательской деятельности обязан производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению суда приведенные ответчиком в этой части доводы к рассматриваемому спору не относятся, поскольку изменения законодательства в части указанной ответчиком, не имеют обратной силы, и не влияют на отношения сторон возникшие в период с 2013 по 2015 год.
В совокупности выше приведенные обстоятельства указывают на необоснованность возражений ответчика относительно требований, заявленных прокурором.
Согласно ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется в размере 20 % в федеральный бюджет, в размере 40 % в бюджет субъекта РФ и 40 % в местный бюджет. Реализуя полномочия, предоставленные прокурору статьей 45 ГПК РФ, в данном случае прокурор обращается с указанным иском в суд в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - <адрес>, муниципального образования - г.о.<адрес>.
В суде исследовано сообщение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> об организациях и индивидуальных предпринимателях, не представивших в 2013-2015г.г. в установленном порядке расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 8-9), где в списочном составе указано ООО «КиП».
Факт не предоставления указанных сведений не оспаривал представитель Общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что требования Буйского межрайонного прокурора к ООО «КиП» о понуждении к исполнению законодательства об охране окружающей среды подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Буйского межрайонного прокурора к ООО «КиП» о понуждении к исполнению законодательства об охране окружающей среды - удовлетворить.
Обязать ООО «КиП» не позднее 5 дней с момента вступления решения в законную силу, предоставить в Управление Росприроднадзора по <адрес> расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2013-2015 годы.
Взыскать с ООО «КиП» госпошлину в доход городского округа <адрес> в размере 300 рублей (триста рублей)
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья: В.М. Беляев