ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-929(1)/2015 от 22.10.2015 Балашовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-929(1)/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2015 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего Климовой С.В.

при секретаре Фроловой О.В.

с участием представителей истца по доверенностям ФИО1 и ФИО2, ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» к ФИО3 о признании свидетельства о праве на льготы недействительным,-

установил:

Военный комиссариат Саратовской области обратился в суд с иском к ФИО3, в котором просит признать недействительным свидетельство о праве на льготы серии А , выданное 03 апреля 1991 года Бухарским областным военным комиссариатом.

Указывая, что на основании Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в Военный комиссариат Саратовской области обратился ФИО3 с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к пенсии 32% от расчетного размера пенсии как ветеран боевых действий ДРА. Проверив материалы пенсионного дела на его имя сделан вывод об отсутствии доказательств (документов), подтверждающих факт участия ФИО3 в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). Факт направления ФИО3 в служебные командировки в ДРА не является доказательством непосредственного участия ФИО3 в боевых действиях на территории ДРА. Истец полагает, что оспариваемое свидетельство о праве на льготы выдано ФИО3 незаконно, поскольку в материалах пенсионного дела ФИО3 отсутствуют сведения о прохождении им военной службы на территориях и в периоды ведения боевых действий, за которые полагаются соответствующие льготы.

В судебном заседании представители истца по доверенностям ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель истца ФИО2 пояснил, что факт прохождения ответчиком военной службы в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся на территории Афганистана, является единственным законным основанием для получения специального свидетельства о праве на льготы и подтверждения статуса ветерана боевых действий. Подтверждением данного факта является документальное отражение сведений о прохождении истцом военной службы в соответствующих документах по вопросам учета военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.

Основным документом персонального учета военнослужащих является их личное дело, которое состоит из послужного списка, автобиографии, фотокарточки, аттестационных и дополнительных материалов.

В соответствии с Правилами составления и ведения личных дел сведения о прохождении военной службы (в том числе о периодах службы в особых условиях, дающих право на льготное исчисление выслуги лет - со ссылкой на соответствующие приказы по личному составу) записываются в хронологическом порядке в графе 12 послужного списка, а сведении об участии в войнах и других боевых действиях записываются в хронологическом порядке в графе 13 с указанием воинских частей, в составе которых военнослужащий принимал участие в боевых действиях и периодов участия в боевых действиях.

При этом все записи в графе 12 послужного списка, кроме дат призыва и принятия Военной присяги, должны производиться на основании соответствующих приказов, а сведения, записанные в графе 13 послужного списка об участии в войнах и других боевых действиях заверяются при оформлении личных дел военнослужащих, при увольнении с военной службы.

Ни одно из вышеперечисленных требований в случае с ФИО3 не выполнено, каких-либо сведений о прохождении им военной службы в воинских частях в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДРА, участии в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей, а также о расчете выслуги лет на пенсию за указанный период на льготных условиях в личном деле не имеется.

Более того, в графе 13 послужного списка истца, где отражаются сведения об участии в войнах и других боевых действиях, проставлена отметка «не участвовал», а в подпункте «в» пункта 3 Расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию отражены сведения о том, что истцу засчитан период военной службы на льготных условиях (один месяц за полтора месяца) только за период прохождения им военной службы в местности с тяжелыми климатическими условиями.

Приказом командующего ТуркВО от 30.11.1986 года ФИО3 был назначен начальником окружного артиллерийского склада (командиром войсковой части 67736), личное дело из штаба округа поступило в штаб войсковой части 67736. Как командир части ФИО3 имел доступ к личному делу.

Истец предполагает, что ФИО3, используя свое служебное положение командира части, взяв личное дело и произвел в нем незаконные записи.

Ответчик ФИО3 с иском не согласился, поясняя, что оспариваемое свидетельство о праве на льготы является законным, выдано правомочным органом Бухарским областным военным комиссариатом.

В период с ноября 1982 года по октябрь 1986 года он проходил службу в должностях: офицера отдела и старшего офицера 3 отдела Штаба Туркестанского Военного округа (ТуркВО). В этот период с 1979 года по 1989 год в соседней Республике Афганистан по просьбе Правительства этой Республики и по решению ЦК КПСС СССР и Советского Правительства, для оказания помощи в стабилизации внутриполитического положения в указанной стране находились войска СССР (40 Армия). Задача 40 Армии заключалась в том, чтобы не допустить вторжения на территорию Афганистана контрреволюционных сил с территории сопредельных государств Ирана и Пакистана, а также охраны и обороны государственных объектов стратегического назначения страны и мест дислокации своих воинских частей. Войска 40 Армии находились в боевой готовности для отражения нападений бандформирований моджахедов. Боевые нападения осуществлялись постоянно на расположения Советских воинских частей, минировались дороги, сбивали военные самолеты, вертолеты, обстреливали колонны Советских войск, перемещающихся по дорогам, нападали на военные городки. В этих условиях войскам 40 Армии приходилось постоянно обороняться и отражать нападения ответным огнем из всех видов вооружения.

Войска 40 Армии по всем вопросам жизни и деятельности, в том числе и боевой, были подчинены штабу ТуркВО. Для контроля за деятельностью 40 Армии, в том числе и боевой, на территорию Республики Афганистан по решению командующего войсками округа (ТуркВО) направлялись в командировку офицеры штаба ТуркВО, в том числе и он, о чем сделана запись в его послужном списке в разделе: «Участие в боевых действиях» такого содержания: «По решениям Командующего Округом ТуркВО с 1982 года по 1986 год направлялся в служебные командировки в Республику Афганистан для выполнения служебных заданий».

Служебное задание заключалось в следующем: оказание помощи командирам воинских частей 40 Армии в подготовке и проведении боевых операций, в организации обороны частей и других оргмероприятий, связанных с применением вооружения против бандформирований моджахедов.

На период командировок в Афганистан в войска 40 Армии офицеры штаба ТуркВО были полноправными членами тех частей, в которые командировались. Приказами по частям командированные офицеры зачислялись в списки личного состава этих частей и ставились на все виды довольствия, в том числе и денежного довольствия. По окончании командировки приказом по части их исключали из списков части и снимали из всех видов довольствия, в том числе и денежного, они получали денежное довольствие в виде «чеков» за период командировок. Командировки были от 10 суток до одного месяца. Таким образом, командированные офицеры штаба округа, как и все военнослужащие этих частей, являлись участниками боевых действий. Это считалось секретным материалом, не подлежащим огласке. Связано с тем, что СССР не объявлял войну Афганистану. В командировки они летали военно-транспортной авиацией экипированной по боевому, с оружием и боеприпасами. Таким образом, офицеры штаба ТуркВО, находясь в служебных командировках в Афганистане в войсках 40 Армии, находились в боевой обстановке, что и обозначает термин «служебное задание», что являлось выполнением боевых действий, связанных с большим риском для жизни.

Кроме того, за успешное выполнение заданий командования округа в войсках 40 Армии на территории Афганистана он награждён: орденом «За службу Родине в ВС СССР 3 степени», Министром Обороны РФ «За участие в боевых действиях локальных войн» награждён знаком «Фронтовик», награжден Министром Обороны РФ медалями за участие в боевых действиях в Афганистане: «Юбилейная медаль 20 лет вывода Советских войск из Афганистана, юбилейной медалью «В память 25- летия окончания боевых действий в Афганистане».

С декабря 1986 года по апрель 1992 года, т.е. до увольнения в запас, он проходил службу в Бухарской области г.Каган, Республики Узбекистан, в должности командира войсковой части 67736.

В 1991 году он обратился в военный комиссариат Бухарской области с просьбой выдать свидетельство о праве на льготы как участнику боевых действий в Афганистане, так как штаб ТуркВО не имел юридических полномочий на выдачу таких свидетельств. К заявлению он приложил документы, подтверждающие участие в боевых действиях в Афганистане. Это были заверенные копии денежных ведомостей воинских частей 40 Армии, в которых он был в командировках. Работники областного военкомата Бухарской области, изучив представленные документы, приняли решение о выдаче свидетельства о праве на льготы как участнику боевых действий в Афганистане, о чем была сделана запись в его личном деле. При записи была сделана ошибка, вместо того, чтобы записать все командировки с указанием дат начала командировки и конца (число, месяц, год) командировки, работники областного военкомата, обобщив все документы, сделали в личном деле следующую запись: «По решению Командующего войсками ТуркВО с 1982 по 1986 г. направлялся в служебные командировки в Республику Афганистан для выполнения служебных заданий. Имеет право на льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров от 17 января 1983 года. Выдано свидетельство о праве на льготы: серия А от ДД.ММ.ГГГГ.

При увольнении в запас контрольный орган финансового Управления штаба ТуркВО при подсчете выслуги лет на пенсию обратил на это внимание по причине невозможности при такой записи произвести расчет выслуги лет этого периода службы как 1 месяц за 3 месяца. Изменить запись было поздно, и поэтому он согласился, на то, чтобы не считать этот период службы как 1 месяц службы за три.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО3 является пенсионером Министерства обороны РФ, с мая 1992 года состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Саратовской области.

В декабре 2014 года ФИО3 обратился в Военный комиссариат Саратовской области с заявлением о назначении доплаты к пенсии 32% от расчетного размера пенсии, которая выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 45 подпункта 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального Закона «О ветеранах».

Вместе с заявлением ФИО3 были представлены документы, в том числе ксерокопия свидетельства А о праве на льготы, выданное Бухарским областным Военным комиссариатом 03.04.1991 года. Свидетельство предоставляло право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № N 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям».

Полагая, что указанное свидетельство о праве на льготы выдано незаконно, поскольку в материалах пенсионного дела ФИО3 отсутствуют сведения о прохождении им военной службы на территориях и в периоды ведения боевых действий, за которую полагаются соответствующие льготы, истец обратился в суд с указанным иском.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из представленного суду военного билета на имя ФИО3, копия которого имеется в материалах дела, усматривается наличие записи в разделе , участие в боевых действиях в Афганистане в период с 1982 года по 1986 год, запись сделана на основе данных личного дела, заверена печатью горвоенкомата г. Балашова.

За успешное выполнение заданий командования Округа в войсках 40 Армии на территории Афганистана ФИО3 награжден: орденом «За службу Родине в ВС СССР 3 степени», Министром Обороны РФ «За участие в боевых действиях локальных войн» награждён знаком «Фронтовик», награждён Министром Обороны РФ медалями за участие в боевых действиях в Афганистане: «Юбилейная медаль 20 лет вывода Советских войск из Афганистана, юбилейной медалью «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане».

Указанная совокупность доказательств бесспорно подтверждает факт участия ФИО3 в боевых действиях на территории Республики Афганистан.

Ссылка представителя ответчика ФИО2 на неправильное оформление соответствующих записей в личном деле истца не может влечь неблагоприятных последствий для ФИО3, поскольку ответственным за ведение данных записей он не являлся, все представленные документы, подтверждающие факт его участия в боевых действиях, исходят не от ответчика. Соответственно оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется. Истцом не представлены доказательства того, что ФИО3, как командир части, взял личное дело на свое имя и произвел в нем записи.

Доводы представителя истца о наличии сомнений в законности самого факта выдачи удостоверения ответчику не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Следовательно, при отсутствии доказательств совершения ФИО3 противозаконных действий у истца не имелось оснований сомневаться в законности удостоверения ФИО3 При этом, указанное удостоверение не является единственным доказательством, подтверждающим факт участия ответчика в боевых действиях на территории Республики Афганистан, на что было указано выше.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") территория Республики Афганистан отнесена к территории ведения там боевых действий в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Пунктами 6 и 7 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" установлено распространить действие пунктов 1 - 5 настоящего Постановления соответственно на военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР (включая военных советников и специалистов), принимавших участие в боевых действиях, рабочих и служащих, выполнявших интернациональный долг в других странах, ведущих боевые действия, и их семьи; установлено, что документом, подтверждающим право на льготы, предусмотренные подпунктом "в" и "ж" пункта 1 настоящего Постановления, является специальное свидетельство о праве на льготы. Изготовление бланков этих свидетельств обеспечивается Министерством финансов СССР.

В силу правового регулирования установленного пунктом 8 ранее действовавшей Инструкции Минсоцзащиты РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, Минсвязи РФ, Минкультуры РФ от 26.07.1995 г. "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", ветеранам боевых действий на территориях других государств из числа лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на основании Свидетельства о праве на льготы (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27).

Свидетельство выдается по обращению гражданина военными комиссариатами или органами внутренних дел, или органами безопасности по месту жительства на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (Приложение к Федеральному закону "О ветеранах", разделы I и III), участия в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий, факт принадлежности к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий, а также факт участия в боевых операциях при выполнении правительственных боевых заданий на территории СССР в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года.

Основаниями для выдачи свидетельств также могут служить: военные билеты, личные дела, справки о ранениях, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, летные книжки и другие документы.

В Свидетельстве о праве на льготы производится отметка - "Имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которым Удостоверения были выданы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, указанная отметка производится в этих Удостоверениях.

Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации", действовавшим в период с 02 ноября 1993 г. по 24 апреля 2000 г., утверждена военная доктрина Российской Федерации.

Основные положения военной доктрины Российской Федерации, принятые Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833, являются составной частью концепции безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых в государстве взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросу использования Вооруженных Сил и других войск для защиты жизненно важных интересов. В документе рассматриваются варианты возникновения военных угроз, адекватного поведения государства и применения его Вооруженных Сил.

Пунктом 15 Военной доктрины предусмотрено, что основными формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск является, в том числе, миротворческие операции.

Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца: в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.; при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.

Из копии послужного списка ФИО3 следует, что он направлялся в служебные командировки в Республику Афганистан, данный факт не оспаривался и стороной истца.

Указанные выше обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 30.07.2015 года, в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение между теми же сторонами.

Представленные суду копии послужных списков иных военнослужащих, отсутствие сведений в послужном списке личного дела ФИО3, находящегося в отделе военного комиссариата Саратовской области по городу Балашов, Балашовскому и Романовскому районам, отсутствие сведений для расчета выслуги лет на пенсию за спорный период на льготных условиях не могут повлиять на изменение прав ФИО3 Требований об увеличении количества выслуги лет и размера пенсии ФИО3 не заявляет.

В течение длительного времени ответчик был сориентирован на определенные льготы, ввиду добросовестного с его стороны получения свидетельства, согласно которому его предъявитель имеет право на льготы и которое ему было выдано в соответствующем порядке, иное истцом в судебном заседании доказано не было, ввиду чего признание его недействительным теперь является прямым нарушением Конституции Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает тот факт, что с 20.02.2006 года на основании свидетельства о праве на льготы были назначены и производятся по настоящее время ежемесячные денежные выплаты в соответствии с ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 30 июня 1989 года № 529 "О распространении некоторых льгот, установленных для военнослужащих, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей, на военнослужащих, выполнявших интернациональный долг до 1 декабря 1979 года в странах, где велись боевые действия, и их семьи" было предусмотрено, что решение о предоставлении льгот военнослужащим принимаются Министерством обороны СССР и Комитетом государственной безопасности СССР на основании документов, подтверждающих их участие в боевых действиях.

Такое решение в отношении ФИО3 было принято Министерством обороны СССР в лице его уполномоченного органа – Бухарского областного военного комиссариата.

Свидетельство о праве на льготы выдано ФИО3 в установленном порядке как лицу, соответствовавшему предъявляемым на тот момент требованиям, установленным компетентным органом для получения удостоверений о праве на льготы, на основании документов, признававшихся подтверждающими факт участия в боевых действиях, что не оспаривалось ответчиком.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд делает вывод, что законных оснований для признания свидетельства о праве на льготы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Саратовской области» к ФИО3 о признании свидетельства о праве на льготы недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (27 октября 2015 года).

Председательствующий С.В. Климова