ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9290/2016 от 16.08.2016 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

2-9290/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2016 г.

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе :

председательствующего судьи Шакирова А.С.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Республики Башкортостан о признании решения незаконным, восстановлении на учете

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском прося признать незаконньм решение комиссии Министерства образования Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения от 12 мая 2016 года о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной субсидии;

обязать комиссию Министерства образования Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения восстановить ФИО1 на учете для получения единовременной субсидии.

Требования мотивированы тем, что19 июля 2010 года ФИО1 поступила на работу в Министерство образования Республики Башкортостан. 2 декабря 2010 года постановлением №456 Правительства Республики Башкортостан был утвержден Порядок предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Порядок).

Решением №8 от 20.07.2011 года комиссии по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения на основании представленных документов ФИО1 была поставлена на учет для получения указанной субсидии.

Решением №3 от 12 мая 2016 года комиссии по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения ФИО1 была снята с учета на основании пп. «г» п. 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила).

Решение комиссии №3 от 12 мая 2016 года было мотивированно тем, что 26 июня 2010 года (до поступления на государственную гражданскую службу) ФИО1 было продано жилое помещение в г.Оренбурге.

С указанным решением комиссии о снятии ее с учета истец не согласна и считает его незаконным. Так в момент постановки на учет для получения субсидии ФИО1 были представлены все необходимые документы в соответствии с действовавшим на момент постановки на учет Порядком предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. При поступлении на государственную гражданскую службу факт продажи квартиры в г.Оренбурге был истцом указан.

Порядком, действовавшим на момент постановки на учет, был установлен перечень документов, предоставление которых было необходимо. ФИО1 были представлены все документы и сведения, на основании чего она и была принята на учет для получения субсидии. Жилое помещение было отчуждено ФИО1 до поступления на государственную гражданскую службу, а следовательно, она не могла иметь намерений ухудшить свои жилищные условия, тем более, что нормативный документ - Порядок предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения был утвержден Постановлением Правительства РБ лишь 2 декабря 2010 года. При продаже квартиры в г.Оренбурге она гражданским служащим не являлась, то есть не могла нарушить Правила.

Кроме того, на момент принятия решения 12 мая 2016 года о снятии ее с учета прошло почти 6 лет с момента продажи жилого помещения в другом регионе, которым ФИО1 в любом случае не могла бы пользоваться, являясь гражданским служащим Республики Башкортостан. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 18.06.2015 года (с изменениями от 15.03.2016г.) были даны разъяснения по вопросу получения государственными гражданскими служащими единовременных субсидий. Из указанного разъяснения следует, что действия по отчуждению жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданина РФ и совместно проживающих с ним членов его семьи, совершенные до поступления гражданина РФ на федеральную государственную гражданскую службу, не относятся к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО4 ( доверенность от 15.06.2016 г.) требования поддержали по изложенным в иске доводам.

Представители Министерства образования РБ ФИО5 ( доверенность от 19.10.2015 г.), ФИО6 ( доверенность от 15.08.2016 г.) в удовлетворении иска просили отказать по доводам указанным в отзыве на иск. Как следует из содержания отзыва, из представленной Управлением Росреестра по РБ выписки от ДД.ММ.ГГГГФИО2 принадлежал на праве собственности жилой дом по адресу: РФ, <адрес>, Абдулинский район, <адрес>, а ФИО9 (ФИО8) ФИО1 принадлежала на праве собственности 3 комнатная квартира по адресу: РФ, <адрес>. Жилой дом и квартира были продана. Таким образом, между подачей заявления на постановку на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения у ФИО1 и продажей недвижимого имущества составил 1 год, соответственно с момента ухудшения жилищных условий не прошло 5 лет и ФИО1 не могла стоять на учете. В пунктах 9, 10 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения гражданский служащий, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через пять лет с даты совершения указанных действий. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи. В связи с этим, ФИО1 решением комиссии от 12.05.2016 №3 была снята с учета.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Из представленного суду отзыва на исковое заявление представитель Госкомитета РБ по строительству и архитектуре приведя содержание п. 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения предусматривающего основания снятия гражданского служащего с учета для поучения единовременной выплаты, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд считает возможным рассмотреть ело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Как установлено судом на основании приказа Министерства образования РБ № 8 от 01.02.2010 г. между Министерством образования РБ и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан.

Согласно Порядка предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденного Постановлением Правительства РБ от 02.12.2010 N 456 (действовавшего на период постановки истца на учет) настоящий Порядок устанавливает процедуру и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата) государственным гражданским служащим Республики Башкортостан (далее - гражданский служащий) 1 раз за весь период государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее - гражданская служба), имеющим стаж гражданской службы не менее 3 лет, принятым на учет в государственном органе Республики Башкортостан (далее - государственный орган) для получения единовременной выплаты.

Предоставление единовременных выплат гражданским служащим за счет средств бюджета Республики Башкортостан производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели республиканской адресной инвестиционной программой на соответствующий финансовый год.

Единовременная выплата носит целевой характер и используется на приобретение жилого помещения путем участия гражданского служащего в строительстве многоквартирного жилого дома, строящегося по решению Правительства Республики Башкортостан. ( п.1.1)

Единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему в соответствии с настоящим Порядком при условии, что гражданский служащий:

а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; (пп. «а» п. 1.2)

Как следует из выписки из протокола №1 заседания комиссии для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 20.07.2011 г. рассмотрев заявление и документы ФИО1 ведущего специалиста –эксперта отдела экономики и планирования Министерства образования РБ комиссией принято решение поставить на учет ФИО1 на основании пп. «а» п. 1.2.

Решением указанной комиссии от 12.05.2016 г. ФИО1 снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с пп. «г» п. 17 Правил.

В силу п. «г» п. 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утвержденных Постановление Правительства РБ от 11.09.2013 N 411 (действующих после признания указанным постановлением утратившим силу Постановления Правительства РБ от 02.12.2010 N 456) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет).

Как установлено судом исход из пояснений ответчика причиной принятия решения послужило отчуждение ФИО1 и ее супругом ФИО2 принадлежащих им жилых помещений расположенных в <адрес>.

Так из представленной Управлением Росреестра по РБ выписки от ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежал на праве собственности жилой дом площадью 164,5 кв.м. по адресу: РФ, <адрес>, Абдулинский район, <адрес>, а ФИО9 (ФИО8) ФИО1 с 10.04.2007 г. по 30.06.2010 г. принадлежала на праве собственности 3 комнатная квартира площадью 58 кв.м. по адресу: РФ, <адрес>.

Согласно п. 9,10 Правил утвержденных Постановление Правительства РБ от 11.09.2013 N 411 гражданский служащий, который для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через пять лет с даты совершения указанных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, совершаемым гражданским служащим для приобретения права состоять на учете для получения единовременной выплаты, относятся:

а) обмен жилыми помещениями;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) выделение доли собственниками жилых помещений;

д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Данные пункты корреспондируются со ст. 53 ЖК РФ согласно которой, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вместе с тем, как следует из буквального содержания приведенных пунктов правил, действия повлекшие ухудшение жилищных условий должны быть совершены гражданским служащим тогда как отчуждение вышеуказанных жилых помещений было произведено задолго до поступления ФИО7 на гражданскую службу.

Данный вывод суда, подтверждается разъяснением Министерства труда и социальной защиты РФ опубликованным на сайте www.rosmintrud.ru ( дата публикации 18.06.2015 г.) Так, согласно указанны разъяснениям действий по отчуждению жилого помещения или его частей совершенных до поступления гражданина РФ на федеральную гражданскую службу, не относятся к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" давать разъяснения по применению Правил уполномочено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Суд отмечает, что содержание п. 11, пп. «д» п. 12 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 года N 63, в отношении применения которых дано вышеприведенное разъяснение, аналогично приведенным п. 9,10 Правил утвержденных Постановление Правительства РБ от 11.09.2013 N 411. Учитывая, что Постановление Правительства РБ от 11.09.2013 N 411 принято в целях реализации статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" суд считает, что приведенное разъяснение в полной мере относится к рассматриваемому делу.

Далее, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Ответчиком доказательств наличия у истца умысла на искусственное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права на получение жилья не представлено. Как указано и установлено судом, отчуждение жилых помещений произведено истицей и ее супругом в другом регионе, задолго до поступления на государственную гражданскую службу Республики Башкортостан.

При указанных обстоятельствах оснований для снятия ФИО1 с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не имелось, соответственно решение комиссии является незаконным.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконньм решение комиссии Министерства образования Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения от 12 мая 2016 года о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной субсидии;

обязать комиссию Министерства образования Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения восстановить ФИО1 на учете для получения единовременной субсидии.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Судья : Шакиров А.С.