РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2014 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Стрижак Е.В.,
при секретаре Галыгиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 929/14 по иску
прокурора г. Тулы к Закрытому Акционерному Обществу «Партнер» об обязании установить домовые знаки,
установил:
прокурор г. Тулы обратился в суд с исковым заявлением об обязании установить домовые знаки к ЗАО «Партнер» в связи с тем, что прокуратурой г. Тулы на основании заявления ФИО6 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при содержании жилых домов, расположенных в <адрес>. В ходе проверки установлено, что на жилом <адрес> <адрес> имеется лишь табличка №<адрес> указатель с наименованием улицы отсутствует. Вместе с тем, действующим законодательством, предусмотрена обязательная установка домовых знаков.
В силу ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2013 № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
Таким образом, стены жилых домов относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
На основании договора №14-363к-Сов, от 03.02.2014г., заключенного с собственниками, управление многоквартирным домом <данные изъяты> осуществляет ЗАО «Партнер».
В силу п. 5.1.2 ЗАО «Партнер» обязано оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имуществе многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядок оказания их выполнения, пунктом 9 в указанный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в том числе контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки). Таким образом, управляющая организация в силу действующего законодательства и договорных отношений с собственниками отвечает по обязательствам, вытекающим из содержания общего имущества многоквартирного дома.
Просит суд обязать управляющую организацию ЗАО «Партнер» установить домовой знак на жилом <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2005 № 170, а также Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938, в срок в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора г.Тулы Маношина И.Н. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО «Партнер» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил. О дате, времени и месте судебного заседания извещался в установленном законом порядке.
Согласно представленным в суд возражениям, ответчик требования не признал, указав, что на управляющую компанию возложена обязанность только по контролю состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки), но никак не по их установке и обращению в Управление архитектуры за их проектом.
Более того, сам текст «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290) не содержит упоминания о возложении такой обязанности на управляющую компанию. Между тем, именно данный нормативно-правовой акт определяет круг тех обязанностей, которые управляющая компания должна исполнить, независимо от того, упомянуты они в договоре управления или нет.
Согласно «Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290) имеет большую юридическую силу нежели "Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N170)".
Кроме того, из представленного суду перечня работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (приложению к договору управления) также следует, что такой вид работ, как установка домовых знаков, не входит в состав указанных работ, и, соответственно, за него не взимается плата в составе тарифа. Просит суд в иске отказать.
В судебное заседание третьи лица - представитель Администрации г. Тулы и ООО «Жилстрой» не явились, извещены надлежаще.
В заявлении, представленном в суд Администрацией г.Тулы, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав позицию прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2013 №491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
Таким образом, стены жилых домов относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с абзацем 1 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2005 № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Пунктами 3.5.1 - 3.5.3 Правил установлено, что на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр., таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне, таблички с номерами квартир следует устанавливать на двери каждой квартиры (при этом следует принимать сложившуюся для данного домовладения нумерацию квартир). Понятие домовых знаков раскрыто в Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, так пункт 2.11.3 рекомендует предусматривать размещение следующих домовых знаков: указатель наименования улицы, площади, проспекта, указатель номера дома и корпуса, указатель номера подъезда и квартир.
Вместе с тем, согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу п. 2.10.4 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938, на заданиях и сооружениях, расположенных на территории муниципального образования город Тула, могут размещаться следующие домовые знаки: указатель наименования улицы, площади, проспекта; указатель номера дома и корпуса; указатель номера подъезда и квартир.
Проспекты, улицы, площади и переулки должны иметь адресные указатели с обозначением наименования. Жилые, административные, производственные и общественные здания и индивидуальные жилые дома должны быть оборудованы домовыми знаками с подсветкой в темное время суток. Адресные указатели устанавливаются на стенах зданий, расположенных на перекрестках, с обеих сторон квартала. Жилые дома должны иметь указатели номеров подъездов и квартир.
За чистоту и исправность домовых знаков отвечают собственники зданий, а если зданием является многоквартирный дом - собственники помещений в многоквартирном доме либо уполномоченные собственниками помещений в многоквартирном доме лица.
Общими требованиями к размещению знаков адресации являются: унификация мест размещения, соблюдение единых правил размещения; хорошая видимость с учетом условий пешеходного и транспортного движения, дистанций восприятия, архитектуры зданий, освещенности, зеленых насаждений.
Номерные знаки размещаются: на лицевом фасаде - в простенке с правой стороны фасада; на улицах с односторонним движением транспорта - на стороне фасада, ближней по направлению движения транспорта; у арки или главного входа - с правой стороны или над проемом; на дворовых фасадах - в простенке со стороны внутриквартального проезда; при длине фасада более 100 м - на его противоположных сторонах; на оградах и корпусах промышленных предприятий - справа от главного входа, въезда. Размещение рядом с номерным знаком выступающих вывесок, консолей, а также наземных объектов, затрудняющих его восприятие, запрещается. Понятие домовых знаков раскрыто в Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, так пункт 2.11.3 рекомендует предусматривать размещение следующих домовых знаков: указатель наименования улицы, площади, проспекта, указатель номера дома и корпуса, указатель номера подъезда и квартир.
Исходя из вышеизложенного, обязательное размещение домовых знаков на жилых домах при осуществлении содержания общего имущества предусмотрено как на уровне федерального, так и местного законодательства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные требования содержатся в ст. 39 ЖК РФ, согласно, которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Материалами дела установлено, что прокуратурой г. Тулы на основании заявления ФИО4 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства содержания жилых домов, расположенных в г. Туле.
В ходе проверки установлено, что на жилом <адрес> <адрес> имеется лишь указатель <адрес>, указатель с наименованием улицы отсутствует.
На основании договора № 14-363к-Сов. от 03.02.2014г.-Сов. о 03.02.2014г. - договора управления, заключенного с собственниками, управление многоквартирным домом № <адрес> <адрес> осуществляет ЗАО «Партнер».
В силу п. 5.1.2 ЗАО «Партнер» обязано оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, следует, что к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов МКД, относится и контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки).
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора заявлены обоснованно и к надлежащему ответчику, доводы представителя ЗАО «Партнер» основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований не являются, так как именно у управляющей компании, как у обслуживающей организации, возникла обязанность по установлению домового знака на жилом <адрес>-<адрес> <адрес>.
С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, принимая во внимание интересы сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора г. Тулы удовлетворить, обязать управляющую организацию Закрытое Акционерное Общество «Партнер» установить домовой знак на жилом <адрес>-<адрес> <адрес> в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2005 № 170, а также Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 № 46/938, в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий