Дело № 2-929/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Московский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Е.В. Самойловой,
при секретаре И.И. Габитовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании незаконным распоряжения в части отказа во внесении изменений в учетное дело и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, понуждении внести изменения в учетное дело и провести перерегистрацию с последующим восстановлением (постановкой на учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании незаконным распоряжения в части отказа во внесении изменений в учетное дело и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, понуждении внести изменения в учетное дело и провести перерегистрацию с последующим восстановлением (постановкой на учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В обоснование иска ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ она с семьей в составе двух человек, в том числе сыном - ФИО3 была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. ДД.ММ.ГГГГ между НО Государственный жилищный фонд при Президенте РТ и ею был заключен договор социальной ипотеки №. На момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сособственниками жилого дома по адресу: <адрес>Б являлись: она (ФИО1), Р.Р.Ш. (брат истца) и ФИО4 (мать истца). ДД.ММ.ГГГГ Л.М. Ш совершила сделку по дарению принадлежащих ей на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли в праве каждому из одаряемых, а именно, P.P. Ш и истцу объектов недвижимости в виде земельного участка и дома, расположенных по адресу: <адрес>Б. В результате чего, ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на 1/2 доли в праве на вышеуказанный земельный участок и дом; площадь принадлежащего ей на праве собственности жилого дома составила 33,85 кв.м. Сособственником указанного дома по <адрес> является ее брат - Р.Р. Ш. Поскольку она и ее брат P.P. Ш общее хозяйство не ведут, имеют отдельные источники дохода и раздельный бюджет, P.P. Ш не является членом ее семьи. Соответственно, площадь принадлежащего ему жилого помещения не должна учитываться при расчете размера общей площади на одного члена ее семьи. Однако указанное требование ответчиком было нарушено. Распоряжением ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес>№р от ДД.ММ.ГГГГ «О перерегистрации и внесении изменений в учетные дела семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» было принято решение об отказе ей (ФИО1) во внесении изменений в учетное дело и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в связи с обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы согласно пункту 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№. В собственности истца находится 1/2 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>Б, что в свою очередь составляет 33,85 кв.м жилой площади, приходящейся на семью из двух человек. Иной площади в ее собственности и собственности ее сына не имеется. Соответственно, на одного члена ее семьи приходится 16,92 кв.м жилой площади, что, в свою очередь, соответствует обязательным требованиям Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>. Следовательно, Распоряжение ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем, истец просила суд отменить Распоряжение ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О перерегистрации и внесении изменений в учетные дела семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» в части отказа во внесении изменений в ее учетное дело и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; обязать ответчика внести изменения в учетное дело и провести перерегистрацию ее (ФИО1) с семьей в составе двух человек, с последующим восстановлением (постановкой на учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, а также взыскать с ответчика судебные расходы - расходы на оплату государственной пошлины в размере 800 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В ходе судебного разбирательства по делу представитель истца уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным Распоряжение ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес>№р от ДД.ММ.ГГГГ «О перерегистрации и внесении изменений в учетные дела семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» в части отказа во внесении изменений в учетное дело ФИО1 и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Остальные требования и доводы в их обоснование поддержал полностью.
Представитель ответчика - МКУ «ФИО2 и <адрес>ов ИКМО <адрес>» исковые требования ФИО1 не признала.
Третье лицо - С.А. А в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом судебной повесткой.
Представитель третьего лица - Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке; в представленном суду письменном отзыве просил суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать; просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав в судебном заседании представителя истца, представителя ответчика, свидетеля ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес> (далее - Правила).
Пунктом 2.2 указанных Правил определено понятие нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - как размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи.
Согласно пункту 2.3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес> совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия.
Согласно пункту 5 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются: 5.1. общеобязательные: подача заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; осуществление трудовой деятельности заявителями и трудоспособными членами семьи; совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка; наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность; 5.2. дополнительные: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке; признание жилого помещения аварийным, ветхим; необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам; участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства; иные случаи, установленные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 7 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№, для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки заявитель: подает заявление по форме согласно приложению № к настоящим Правилам и порядку на имя руководителя органа местного самоуправления по месту жительства или на имя руководителя организации по месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи; заполняет анкету Заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению №; представляет обосновывающие документы по перечню согласно приложению №.
В соответствии с пунктом 18 Правил и порядка постановки на учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в <адрес>, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан») сохраняется за заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев: выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет; выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет; выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан; утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка; подачи личного заявления заявителя о снятии с учета; выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; незаключения заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"); невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей; исключения из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»), в связи с расторжением договора по соглашению сторон.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 семьей в составе двух человек была поставленана учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (учетное дело №), что подтверждается Распоряжением ФИО2 и <адрес>ов ИКМО <адрес>№р от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между НО Государственный жилищный фонд при Президенте РТ и истцом ФИО1 был заключен договор социальной ипотеки №.
Во исполнение условий пункта 3.1.2 договора, в целях предварительных накоплений, с августа 2014 года по ноябрь 2017 года истцом были внесены денежные средства в размере 475000 рублей.
Согласно пункту 1.1. Договора социальной ипотеки, указанный договор составлен и подписан сторонами во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по программе социальной ипотеки. Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Порядок предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке», пунктом 5 которого регламентировано, что предельный срок предоставления жилых помещений гражданам, получившим в установленном порядке право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и выполняющим условия Программы социальной ипотеки, составляет три года.
В соответствии с пунктом 1.10 Порядка, граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны в календарном году, в котором осуществляется выбор жилого помещения, и до подписания протокола выбора квартиры пройти по месту постановки на такой учет перерегистрацию в целях подтверждения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Пунктом 18 Правил устанавливаются основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в том числе выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (абзац 7).
Судом установлено, что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, собственником жилого дома по адресу: <адрес>Б, являлась Л.М. Ш (мать истца).
ФИО1, С.А. А (сын истца), Р.Р. Ш (брат истца) были зарегистрированы по данному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ Л.М. Ш совершила сделку по дарению принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости в виде земельного участка, площадью 324 кв.м и жилого дома площадью 67,7 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>Б, Р.P. Ш и ФИО1 по 1/2 доли в праве каждому из одаряемых.
Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Р.Р. Ш данный дар приняли и зарегистрировали право собственности по 1/2 доли в праве за каждым на вышеуказанный земельный участок и дом.
В целях подтверждения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о прохождении перерегистрации.
На основании Распоряжения ФИО2 и <адрес>ов ИКМО <адрес>№Р от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 семьей в составе двух человек было отказано во внесении изменений в учетное дело и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы.
Таким образом, в ходе перерегистрации были выявлены сведения, не подтверждающие права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, так как совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи истца превышает 18 кв.м.
На момент подачи истцом заявления о перерегистрации, в жилом <адрес> были зарегистрированы ФИО1, С.А. А, Р.Р. Ш; Ф.Р. А и Р.Р. Ш являются долевыми сособственниками.
Из показаний Р.Р. Ш в судебном заседании следует, что он с сестрой общее хозяйство не ведет, но вход в дом один, кухня и коридор общие, коммуникации также общие, плату за жилищно-коммунальные услуги оплачивают пополам, но по единой счет-фактуре, зарегистрированной на бывшего собственника. В настоящее время в доме проживают: он, дочь, сестра, мама и племянник, однако зарегистрированы лишь Р.Р. Ш, ФИО1, А.С.А..
Из пояснений участников процесса следует, что порядок пользования жилым домом между сособственниками не определен.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Р.Р. Ш и ФИО1 были вселены в вышеуказанный жилой дом в качестве членов семьи собственника, а именно: своей матери Л.М. Ш.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно техническому паспорту на указанный объект недвижимости, общая площадь жилого дома составляет 67,7 кв.м.
В свидетельстве о праве собственности истца на 1/2 долю указана общая площадь жилого дома 67,7 кв.м, при этом площадь принадлежащей истцу на праве собственности 1/2 доли жилого дома не указана.
Зарегистрированные в доме граждане состоят в родственных отношениях, порядок пользования указанным жилым помещением между ними не определен, реальный раздел дома не произведен.
Соответственно, совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 22,5 кв.м (67,7 кв.м / 3 человека = 22,5 кв.м), что превышает 18 кв.м.
Поскольку перерегистрация учетного дела осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, при этом пунктом 18 Правил устанавливаются основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, в том числе выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки (абзац 7), то Распоряжение ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес>№Р от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой истцом части является законным и обоснованным.
Доводы истца и ее представителя о том, что расчет площади, приходящейся на одного члена семьи, нужно производить поделив площадь дома на 2 с учетом доли истца в праве на дом, а затем разделить на два с учетом истца и ее сына, являются необоснованными и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца ФИО1 о признании незаконным Распоряжения ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета <адрес>№Р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во внесении изменений в учетное дело № и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, обязании внести изменения в учетное дело и провести перерегистрацию с последующим восстановлением (постановкой на учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, подлежат отклонению в полном объеме.
Связанные с основными исковыми требованиями требования истца о взыскании судебных расходов удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «ФИО2 и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» о признании незаконным распоряжения в части отказа во внесении изменений в учетное дело и в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, понуждении внести изменения в учетное дело и провести перерегистрацию с последующим восстановлением (постановкой на учет) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд <адрес>.
Судья: Е.В. Самойлова