ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-929/19 от 08.10.2019 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-929\2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2019 г. г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

Председательствующего Авсейковой Л.С.

при секретаре Инюшиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, Федеральному агентству по рыболовству о взыскании сумм компенсации, процентов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 был назначен на должность государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания. 24.08.2015 г. в 19 часов 00 минут ФИО1 совместно с сотрудником охраны рыбпром «Алтайский» ФИО2 в ходе проведения рыбоохранного рейда на озере Мостовой Баевского района Алтайского края обнаружили гражданина ФИО3 на автомобиле «Шевролет Нива», который осуществлял незаконный лов рыбы. При приближении ФИО1 к данному автомобилю ФИО3 произвел выстрел из одноствольного охотничьего ружья, в результате которого ФИО1 были причинены телесные повреждения в виде огнестрельного дробового ранения мягких тканей шеи слева и левого плечевого сустава, без повреждения крупных магистральных сосудов и нервных стволов, которые причинили здоровью ФИО1 вред средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок свыше трех недель. Поскольку ФИО1 стало известно, что он не был застрахован работодателем он обратился в суд с исковым заявлением к Вернеобское территориальному управлению Федеральному агентству по рыболовству в лице Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания о взыскании материальной компенсации в размере 344406 руб. 48 коп., процентов за неправомерное удержание денежных средств в размере 75569 руб. 88 коп. с перерасчетом на дату вынесения суда, 35000 рублей расходы на оплату услуг представителя.

В обоснование заявленных требований указывает, что он с ДД.ММ.ГГГГ находится на государственной службе, замещает должность государственной гражданской службы государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания. В его должностные обязанности входит предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; участие в проведении рейдовых мероприятий по выявлению, пресечению и недопущению нарушений в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, оформление первичных административных материалов. При исполнении своих должностных обязанностей ФИО1 получил телесные повреждения в виде огнестрельного дробового ранения, которые причинили вред здоровью средней тяжести, по признаку длительного расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель (более 21-го дня). В связи с тем, что ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья истца, истец он просит взыскать предусмотренную законом компенсацию, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренными ст. 395 ГК РФ в связи с ее несвоевременной выплатой требуемой компенсации.

В судебное заседании истец, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть его отсутствие.

Ответчики Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Федеральное агентство по рыболовству не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом.

Представитель истца на иске настаивала. Просила его удовлетворить в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, а также обратила внимание на тот факт, что Федерального агентства по рыболовству о взыскании сумм компенсации признает тот факт, что его сотрудники осуществляющие контролирующие функции, имеют право на защиту, предусмотренную Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Данная позиция была изложена в средствах массовой информации.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, ссуд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на основании представленных сторонами доказательств, что ФИО1 согласно распоряжению Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 3 от ДД.ММ.ГГГГ территорией исполнения должностных обязанностей по контролю, надзору в сфере охраны водных биоресурсов и среды их обитания государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 является Завьяловский рыбоохранный участок, включающий территорию Баевского, Благовещенского, Завьяловского, Романовского, Родинского, Мамонтовского, Ключевского, Суетского районов Алтайского края.

В Постановлении Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 18.04.2019) "О Федеральном агентстве по рыболовству" указано, что Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации. Федеральное агентство по рыболовству является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы. Федеральное агентство по рыболовству осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Также в названном постановлении указано, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Пунктом 2 Положения о Верхнеобском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013 г. Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Новосибирской области, Омской области, Томской области, Кемеровской области, Алтайского края, Республики Алтай, по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.

В соответствии с п.3.2 должностного регламента государственного гражданского служащего государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом руководства Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 03-02/295 от 27.12.2010 г.ФИО1 выполняет следующие функции: составляет протоколы об административных правонарушениях, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными, природоохранными, надзорными органами, а также с активной общественностью и представителями СМИ по охране водных биоресурсов и среды их обитания, исчисляет размеры ущерба водным биоресурсам, причиненного правонарушителями их незаконными выловом или уничтожением, инициирует их возмещение в порядке гражданского судопроизводства, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области рыболовства и сохранения участка; предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; участвует в проведении рейдовых мероприятий по выявлению, пресечению и недопущению нарушений в сфере рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; оформляет первичные административные материалы.

Ответчиком Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в подтверждение названных обязанностей представлены протоколы об административных правонарушениях, в частности, № 36828 от 06.05.2014, № 37141 от 26.02.2014. № 43505 от 28.04.2014, № 43773от 20.06.2014, №45041 от 10.09.2014, № 44710 от 16.08.2014, № 44929 от 07.10.2014, № 057923 от 15.07.2015, № 56585 от 30.03.2015, № 057351 от 07.05.2015, № 037374 т 12.07.2015

В п.п.6 п. 3.2 Контракта истца предусмотрено, что представитель нанимателя обязан обеспечить предоставление государственному гражданскому служащему государственных гарантий, установленных федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и контрактом.

Согласно п. 4.1.21 Должностного регламента ФИО1 имеет право на государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Обеспечение государственной защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, предусмотрено Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее - меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Согласно ст. 2 названного закона кроме судей государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

Законодатель в названном законе определил круг лиц, имеющих право на защиту предусмотренную им путем, как указания конкретных должностей в самом законе, а так же, делегировав полномочия по определению должностей как Правительству Российской федерации

В Перечень, категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержденный Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 900 включены должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение государственной защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, предусмотрено Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее – ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц и контролирующих органов») и состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее - меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Согласно ст.2 названного закона кроме судей государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

В Перечень, категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите, утвержденный
Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 900 включены должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В статье 3 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц и контролирующих органов» указано, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами Российской Федерации защищаемым лицам обеспечивается: 1) применение уполномоченными на то государственными органами (далее - органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества; 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; 3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Статья 20 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц и контролирующих органов» материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью» предусматривает, что жизнь и здоровье судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя, судебного исполнителя, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, сотрудника органа государственной охраны, сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы подлежат обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы. Обязательное государственное личное страхование, установленное положениями настоящей статьи в отношении: лиц, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - является расходным обязательством Российской Федерации; иных лиц, - является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) должностного лица, указанного в части первой настоящей статьи, или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью данного лица.

В ст. 21 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц и контролирующих органов» также указано, что обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим Федеральным законом в отношении лиц, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - является расходным обязательством Российской Федерации и устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 890 "О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета" установлено, что финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, включает обеспечение мер безопасности и социальной защиты в отношении указанных лиц; обеспечение социальной защиты лиц, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание органа, в котором защищаемое лицо исполняет обязанности, проходит службу (военную службу).

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" установлено, что органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях причинения лицам, перечисленным в части первой настоящей статьи, в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания, ежемесячного денежного вознаграждения) лица, здоровью которого был причинен вред.

Названный порядок возмещения вреда, предусмотренный Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ, аналогичен порядку возмещения вреда, установленному ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ.

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что обязательным условием для выплаты страхового возмещения в связи с причинением телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, является наличие причинной связи между полученными этим лицом телесными повреждениями или иным вредом здоровью и осуществлением им служебной деятельности.

Основанием для наступления страхового случая является совокупность одновременно трех обстоятельств: причинение вреда здоровью; причинная связь вреда здоровью со служебной деятельностью (результат противоправного поведения третьих лиц, следствие воздействия физического, химического, бактериологического, радиационного, механического или иного травматического происхождения); наличие угрозы посягательства на жизнь и здоровье прокуроров и следователей в связи с их служебной деятельностью.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, а также приговором Баевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу 1-11/2016, которым ФИО4 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30 п.б ч.2 ст. 105 УК РФ, ч.1 ст. 222 УК РФ и ему назначено наказание в виде 9 лет 1 месяца лишения свободы с ограничением свободы в 1 год. Уголовная ответственность по п. б ч.2 ст. 105 УК РФ предусмотрена за убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

В названном приговоре суда указано, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18 часов 00 минут до 19 часов 45 минут, более точное время следствием не установлено, ФИО5 находясь на участке местности, расположенном на берегу озера Мостовое на расстоянии 3,5 км в северо-восточном направлении от 65 километра автодороги Романово-Завьялово-Баево Алтайского края, имеющем координаты N53005,035’ E80049,654’, осуществлял незаконный лов рыбы. В указанное время и в указанном месте ФИО5 увидел, что к нему подъезжает автомобиль под управлением государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1, осуществляющего свои полномочия по охране водных биологических ресурсов и среды их обитания. В указанное время и в указанном месте у ФИО5, опасавшегося привлечения к ответственности за осуществление незаконного лова рыбы, возник преступный умысел направленный на убийство ФИО1, в связи с осуществлением им своей служебной деятельности. Реализуя свой преступный умысел, направленный на убийство ФИО1 в связи с осуществлением им своей служебной деятельности, осознавая характер и общественную опасность своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде смерти ФИО1 и желая этого, 24.08.2015 года в период времени с 18 часов 00 минут до 19 часов 45 минут, более точное время следствием не установлено, находясь на участке местности, расположенном на берегу озера Мостовое на расстоянии 3,5 км в северо-восточном направлении от 65 километра автодороги Романово-Завьялово-Баево Алтайского края, имеющем координаты N53005,035’ E80049,654’, ФИО5 произвел выстрел из находившегося при нем обреза одноствольного охотничьего ружья 16 калибра в государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1, причинив ему тем самым телесные повреждения в виде огнестрельного дробового ранения мягких тканей шеи слева и левого плечевого сустава, без повреждения крупных магистральных сосудов и нервных стволов, которые причинили здоровью ФИО1 вред средней тяжести, по признаку длительного расстройства здоровья на срок свыше 3-х недель (более 21-го дня). Свой преступный умысел, направленный на убийство государственного инспектора Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 в связи с осуществлением им своей служебной деятельности, ФИО5 не удалось довести до конца по независящим от него обстоятельствам – в связи с пресечением его противоправных действий гражданином ФИО2 и своевременным оказанием потерпевшему квалифицированной медицинской помощи. Совершая указанные действия ФИО5 осознавал общественно-опасный и противоправный характер своих действий, предвидел наступление общественно-опасных последствий в виде смерти ФИО1 и желал этого.

Названный приговор в отношении ФИО5 совершившего в отношении истца преступление, подтверждает тот факт, что в отношении истца был применен один из видов государственной защиты, предусмотренных в ст. 3 Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ. Уголовная ответственность по п. б ч.2 ст. 105 УК РФ предусмотрена за убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. За преступление, предусмотренного п. б ч.2 ст. 105 УК РФ наказание установлено более строгое, чем за преступление предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку)

Вместе с тем судом установлено, что жизнь и здоровье ФИО1 не были застрахованы в порядке обязательного государственного страхования, что подтверждается ответом ФИО6 Росрыболовства от 14.01.2016 № 16-15/01, в котором указано, что Федеральным агентством по рыболовству правовых актов об обязательном государственном страховании гражданских служащих не издавалось, бюджетных средств обязательств на эти цели не выделялось.

Несмотря на то, что государственное страхование истца не было осуществлено, он не утратил право на государственную защиту, поскольку в силу ч. 2 ст. 937 ГК РФ если лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, оно при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании.

Истцом представлена справка о средней заработной плате из которой следует, что средний заработок ФИО1 за период с августа 2014 г. по июль составил 28700 рублей 54 копейки.

Вместе с тем согласно справке представленной Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил среднемесячный заработок истца составляет 28237 рублей 20 копеек.

Суд полагает, что компенсация, полагающаяся истцу подлежит исчислению исходя из среднемесячного заработка размере 28237 рублей 20 копеек, исчисленного исходя из его заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанной в справке от ДД.ММ.ГГГГ в, предоставленной ответчиком Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Исходя из того, что обеспечение мер государственной защиты, предусмотренных настоящим Федеральным законом в отношении лиц, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - является расходным обязательством Российской Федерации, казанная компенсация подлежит взысканию с Федерального агентства по рыболовству.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

В соответствии с Приложением N 9 к Приказу Минфина России от 01 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении Федерального агентства по рыболовству по ведомственной принадлежности является Федеральное агентство по рыболовству (глава 076).

Согласно Положению "О Федеральном агентстве по рыболовству" утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 444 от 11 июня 2008 года - Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 Положения), осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций (пункт 5.17 Положения).

Исходя из изложенного с ответчика Федерального агентства по рыболовству, как главного распорядителя в пользу истца подлежит взысканию 338846,4 руб., состоящую из 12 среднемесячных заработных плат, указанных в названной справке Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии с ч.1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Оснований для удовлетворения требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, не имеется поскольку взысканная материальная компенсация взыскивается за счет средств казны Российской Федерации, поэтому оснований полагать, что ответчик Федеральное агентства по рыболовству неправомерно удерживал денежные средства, уклонялся от их возврата и пользовался им нет.

Исковые требования, заявленные к ответчику Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству удовлетворению не подлежат, поскольку согласно действующему законодательству оно не включено в перечень главных распорядителей средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно п.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с Федерального агентства по рыболовству судебные расходы, понесенные истцом в связи обращением в суд с данным иском. Во исполнение договора возмездного оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, истец оплатил 30000 руб., что подтверждается представленной распиской представителя ФИО7

Суд полагает, что с ответчика Федерального агентства по рыболовству в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы в размере 24300 руб., которые определены им исходя из разумности и пропорциональности удовлетворенных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства по рыболовству о взыскании сумм компенсации, процентов удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального агентства по рыболовству за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию в размере 338846,4 руб.

Взыскать с Федерального агентства по рыболовству в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 24300 руб.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий: Л.С. Авсейкова