ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-929/2022 от 12.05.2022 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-929/2022

УИД 52RS0010-01-2022-000752-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Балахна 12 мая 2022 года

Балахнинский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Мининой Н.Н.,

при секретаре Ногиной А.А.,

с участием помощника Балахнинского городского прокурора Нижегородской области С.Н.Е., представителя ответчика администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области И.С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балахнинского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Балахнинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области с требованиями:

- признать незаконным бездействие администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы постановления от 28.02.2022 г. №349 «О внесении изменений в постановление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 09.11.2020 г. № 1568 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры Балахнинского муниципального округа Нижегородской области»;

- возложении обязанности на администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления от 28.02.2022 г. № 349 «О внесении изменений в постановление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 09.11.2020 г. № 1568 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры Балахнинского муниципального округа Нижегородской области».

В обоснование заявленных требований указал, что Балахнинской городской прокуратурой проведена проверка деятельности администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции. Постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области № 216 от 10.12.2009 г. утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области. В соответствии с указанным Порядком антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в отношении проектов постановлений и распоряжений, издаваемых в администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, разрабатываемых структурными подразделениями администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, муниципальными учреждениями и предприятиями, - правовым управлением администрации Балахнинского муниципального района при проведении их правовой экспертизы в сроки, установленные административным регламентом по исполнению муниципальной функции «Правовая и антикоррупционная экспертиза проектов распоряжений и постановлений администрации Балахнинского муниципального района», утвержденным постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 29.05.2009 г. № 86.

В соответствии с ч.ч.1,3,4 ст.1 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 г. № 31-З «О преобразовании муниципальных образований Балахнинского муниципального района Нижегородской области», предусмотрено преобразовать в соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 03.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования – городские поселения г.Балахна, рп Большое Козино, с/п Коневский сельсовет, Кочергинский сельсовет, Шеляуховский сельсовет Балахнинского муниципального района Нижегородской области путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и Балахнинского муниципального района Нижегородской области. Днем создания вновь образованного муниципального образования Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области является день вступления в законную силу настоящего Закона. Балахнинский муниципальный район Нижегородской области, а также городские поселения город Балахна, рабочий поселок Большое Козино, рабочий поселок Гидроторф, рабочий поселок Малое Козино, сельские поселения Коневский сельсовет, Кочергинский сельсовет, Шеляуховский сельсовет Балахнинского муниципального района Нижегородской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

Вместе с тем, установлено, что до настоящего времени администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области не разработан нормативно-правовой акт, определяющий порядок проведения антикоррупционной экспертизы на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области. Кроме того, решением Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 05.11.2020 г. утверждена новая структура администрации, в состав которой правовое управление не входит.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза действующих на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области нормативно-правовых актов не проводится.

Так, администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области принято постановление от 28.02.2022 г. № 349 «О внесении изменений в постановление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 09.11.2020 г. № 1568 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры Балахнинского муниципального округа Нижегородской области». Однако, антикоррупционная экспертиза действующего на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области нормативно-правового акта не проведена, в нарушение ст.4 Федерального закона №172-ФЗ заключение о проведении антикоррупционной экспертизы отсутствует.

В судебном заседании помощник Балахнинского городского прокурора С.Н.Е. заявленные исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области И.С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что направленное в адрес администрации представление прокуратуры администрацией признано обоснованным, принято к исполнению, велась работа по устранению нарушений. В настоящее время антикоррупционная экспертиза нормативно-правового акта проведена правовым комитетом, функции которого идентичны функциям правового управления, действовавшего в предыдущей структуре администрации. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правового акта произведена путем визирования на обратной стороне последнего листа, что установлено регламентов администрации. В случае наличия каких-либо коррупционных составляющих документа, по которому проводится экспертиза, составляется заключение. Заключение к постановлению от 28.02.2022 г. № 349 не приложено, так как коррупционной составляющей данный нормативно-правовой акт не содержит.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу положений ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер, в том числе антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Перечень и содержание коррупциогенных факторов приведены в методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

На основании ч.4 ст.3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Согласно ст.4 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст.7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" предусмотрено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии со ст.14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

Согласно п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 10.12.2009 г. № 216 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту – Порядок).

Согласно абз.3 Порядка антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в отношении проектов постановлений и распоряжений, издаваемых в администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, разрабатываемых структурными подразделениями администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, муниципальными учреждениями и предприятиями.

Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится правовым управлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области при проведении их правовой экспертизы, в сроки, установленные административным регламентом по исполнению муниципальной функции «Правовая и антикоррупционная экспертиза проектов распоряжений и постановлений администрации Балахнинского муниципального района», утвержденным постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 29.05.2009 г. № 86 (абз.4 Порядка).

В соответствии с ч.1,3,4 ст.1 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 г. №31-З «О преобразовании муниципальных образований Балахнинского муниципального района Нижегородской области», преобразованы в соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 03.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования - городские поселения город Балахна, рабочий поселок Большое Козино, рабочий поселок Гидроторф, рабочий поселок Малое Козино, сельские поселения Коневский сельсовет, Кочергинский сельсовет, Шеляуховский сельсовет Балахнинского муниципального района Нижегородской области путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и Балахнинского муниципального района Нижегородской области.

Днем создания вновь образованного муниципального образования Балахнинский муниципальный округ Нижегородской области является день вступления в силу настоящего Закона.

Балахнинский муниципальный район Нижегородской области, а также городские поселения город Балахна, рабочий поселок Большое Козино, рабочий поселок Гидроторф, рабочий поселок Малое Козино, сельские поселения Коневский сельсовет, Кочергинский сельсовет, Шеляуховский сельсовет Балахнинского муниципального района Нижегородской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

Согласно ст.4 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 г. № 31-З Органы местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Балахнинского муниципального округа Нижегородской области осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами Балахнинского муниципального округа Нижегородской области.

Решением Совета депутатов Балахнинского муниципального округа Нижегородской области от 05.11.2020 г. утверждена новая структура администрации, в состав которой правовое управление не входит.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Администрацией Балахнинского муниципального округа Нижегородской области принято постановление от 28.02.2022 г. № 349 «О внесении изменений в постановление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 09.11.2020 г. № 1568 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры Балахнинского муниципального округа Нижегородской области».

Антикоррупционная экспертиза действующего на территории Балахнинского муниципального округа Нижегородской области вышеуказанного нормативно-правового акта не проведена, в нарушение ст.4 Федерального закона №172-ФЗ заключение о проведении антикоррупционной экспертизы отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ главе местного самоуправления Балахнинского муниципального округа Нижегородской области Балахнинским городским прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое в установленный законом месячный срок не исполнено.

Проанализировав имеющиеся по данному делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком возложенной на него законодательством обязанности по проведении антикоррупционной экспертизы принятого нормативного правового акта.

Доводы представителя ответчика, приведенные в судебном заседании, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.

С учетом изложенного, суд находит заявленные Балахнинским городским прокурором Нижегородской области исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока для исполнения решения, судом учитывается важность охраняемых общественных отношений, возможные последствия таких нарушений, а также действия, которые необходимо совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Балахнинского городского прокурора Нижегородской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Балахнинского муниципального округа Нижегородской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы постановления от 28.02.2022 г. №349 «О внесении изменений в постановление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 09.11.2020г. №1568 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры Балахнинского муниципального округа Нижегородской области».

Возложить на администрацию Балахнинского муниципального округа Нижегородской области обязанность провести антикоррупционную экспертизу постановления от 28.02.2022г. №349 «О внесении изменений в постановление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 09.11.2020г. №1568 «Об утверждении муниципальной программы «развитие культуры Балахнинского муниципального округа Нижегородской области» в срок тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Балахнинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.Н. Минина