ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/02МА от 16.01.2019 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 78RS0016-01-2019-005205-67

Производство № 2-92/20 02 марта 2020 года

РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

при секретаре Плотниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Жилкомсервис Адмиралтейского района» к ФИО1 об обязании демонтировать вывески,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к ответчику об обязании демонтировать наружную рекламу: вывеску «ЧИТО ФИО2 », вывеску с изображением повара, на которой написано «ГРУЗИНСКАЯ КУХНЯ», размещенные на лицевом фасаде многоквартирного жилого <адрес> в части, относящейся к помещению привести фасад названного дома в первоначальное состояние, устранив нанесенные ему повреждения при монтаже и демонтаже указанных конструкций, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 руб. (л.д. 187 т. 1).

В обоснование заявленных требований истец указал, что размещение рекламных конструкций произведено в нарушение Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года , без согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее – КГА), а также в нарушение пунктов 2 и 4 ст. 36, подпункта 3 пункта 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации – в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома о разрешении на использование общего имущества.

В судебном заседании представитель истца, третье лицо ФИО7 поддержали иск.

Представитель ответчика, являющийся представителем третьего лица ООО «Алена», возражал против иска, указал, что вывески не являются рекламными, их установка не подлежит согласованию с КГА, собственниками помещений в многоквартирном доме.

Письменные возражения ответчика на иск имеются в материалах дела (т. 1 л.д. 53, 54).

Письменные возражения ООО «Алена» на иск имеются в материалах дела (т. 1 л.д. 99, 100, 147, 148).

Представители третьих лиц КГА и Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, КГА просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т. 1 л.д. 141). Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Письменный отзыв КГА на иск имеется в материалах дела (т.д 1 л.д. 140, 141).

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, третье лицо, исследовав материалы дела, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Ответчик является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес> с 08 сентября 2007 года (т. 1 л.д. 17).

Указанное нежилое помещение на основании договора аренды помещения от 25.12.2018 передано за плату во временное пользование на срок 5 лет ООО «Алена».

Истец является управляющей организацией (т. 1 л.д. 38-40) и на него возложены функции по обслуживанию вышеуказанного дома, организации сохранности и надлежащего использования объектов государственного жилищного фонда и земельных участков, в связи с чем вправе выступать от имени собственников при разрешении спора.

Здание указанного многоквартирного дома не относится ни к числу выявленных объектов культурного наследия, ни к числу объектов культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения, находится в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ОЗРЗ-1(32), что подтверждается ответом КГИОП на запрос суда (т. 1 л.д. 85, 86).

ИП ФИО5 на основании полученного в Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации разрешения от 05 июля 2019 года на фасаде здания по адресу: <адрес>, размещена информационная вывеска, содержащая указание на сферу деятельности на русском языке (вывеска «ЧИТО ФИО2 »).

Срок действия разрешения до 13 июля 2024 года (т. 2 л.д. 1-9).

Использование информационной вывески после заключения договора аренды осуществляется ООО «Алена» на основании письма от 29 ноября 2019 года (т. 2 л.д. 12-19).

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимание к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ его положения не действуют в отношении информации, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом..

В соответствии со статьей 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, режим работы, а также согласно статье 10 названного Закона изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно части 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме полномочно принимать решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу приведенных норм закона согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома.

Общественные отношения в сфере благоустройства на федеральном уровне регулируются пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; на региональном уровне - Законами Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» и от 25 декабря 2015 года «О благоустройстве в Санкт-Петербурге».

Статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года установлено, что к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области благоустройства в Санкт-Петербурге относится, среди прочего, подготовка и утверждение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, а также внесение изменений в них.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее – Правила).

Согласно пункту 2.6 Приложения к Правилам благоустройства к элементам благоустройства относится наружная информация, включая вывески.

Пунктом 2.6 Правил в отдельный вид таких элементов выделена наружная реклама и информация:

наружная информация (также - объекты для размещения информации), включая вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации (абзац 1);

наружная реклама (также - рекламные конструкции), в том числе щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта (абзац 2).

Таким образом, объекты для размещения информации (вывески, указатели и т.д.) не являются рекламой в силу отсутствия у них целей рекламирования или коммерческого продвижения каких-либо товаров, услуг, тождественных целям материалов рекламного характера.

Суд учитывает, что пунктом 1.5 Перечня мероприятий по проектированию благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий, виды проектов благоустройства, требования к проектам благоустройства, порядок согласования проектов благоустройства с уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти (далее по тексту - Перечень), являющегося Приложением к Правилам, установлено, что приложение не распространяется на отношения, возникающие при установке и демонтаже рекламных конструкций в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункта 2.3.5.8.1. Приложения к Правилам разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 сентября 2012 года «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» и требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.2.-2.3.5.8.11 настоящего приложения.

Согласно порядку, утвержденному постановлением , разрешения на установку объектов наружной информации выдает Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, после согласования с КГА и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП).

В соответствии с подпунктом 3.23-4 п. 3 Положения о Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02 декабря 2003 , к его полномочиям относится выдача разрешения на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Таким образом, процедура согласования размещения элемента благоустройства – наружной информации на фасаде многоквартирного дома по указанному адресу соблюдена.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

В пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Вместе с тем, размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Федеральная антимонопольная служба в письме от 27 декабря 2017 года «О разграничении понятий вывеска и реклама» дала разъяснения о разграничении рекламных конструкций от конструкций, носящих информационный характер.

Так, информация, не направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, не может быть признана рекламой. На такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяется Федеральный закона «О рекламе».

Реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров (наименование организации, названия товаров, средства индивидуализации). Если конкретное лицо или конкретный товар нельзя выделить среди множества однородных – это не реклама.

Не является рекламой информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота. Так, юридическое лицо должно указать свои наименование, профиль деятельности на вывеске по месту нахождения. Если конструкции (стены, пилоны, флагштоки, стойки) размещаются не в месте нахождения организации, они признаются рекламой. Вместе с тем информация о приближении к ближайшей АЗС в соответствии с обычаем делового оборота не является рекламой.

Информация о продукции и об услугах в меню, прейскурантах обязательна для доведения до потребителей и не относится к рекламе.

При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

Вывески «ЧИТО ФИО2 », изображение повара с надписью «ЧИТО ГВРИТО» расположены непосредственно над окнами и входом помещения ответчика (т. 1 л.д. 18-20).

Содержание и место расположения спорных вывесок свидетельствуют о том, что вывески не являются рекламой, содержат обязательную информацию об услугах, предлагаемых потребителям, размещение которой обязательно в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

На основании изложенного, с учетом содержания размещенной на фасаде здания информации о юридическом лице ООО «Алена» (вывеска «ЧИТО ФИО2 »), суд относит ее к категории вывесок, на правовой режим которых Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ не распространяется (пункт 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В силу того, что размещение такой вывески является обязательным для любого изготовителя (исполнителя, продавца) на основании пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года, а требования к характеристикам и параметрам вывески строго регламентированы, суд полагает, что исполнение указанного требования ответчиком не может быть признано незаконным, учитывая, что согласование спорной информационной вывески ответчиком получено, что подтверждено разрешением от 05 июля 2019 года.

Не относится к рекламной информации использование товарного знака.

Изображение повара с надписью «ЧИТО ГВРИТО» является товарным знаком, что подтверждается свидетельством . Правообладателем товарного знака является ФИО6 (л.д. 150 т. 1).

Исключительное право на использование товарного знака передано ООО «Алена» на основании договора от 25 декабря 2018 года (т. 1 л.д. 151-153).

Таким образом, судом установлено, что размещение вывесок информационного характера ООО «Алеена» не требует принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, разрешающего установку вывески, согласования с КГА, порядок установки вывесок соблюден, что является основанием для отказа в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ж 194-198 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В иске ООО «Жилкомсервис Адмиралтейского района» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский суд Санкт-Петербурга путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2020 года.

Судья: