ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/17 от 04.05.2017 Романовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-92/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» мая 2017 г. с. Романово

Романовский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Блем А.А.,

при секретаре Козловой О.П.,

с участием помощника прокурора Романовского района Алтайского края Коновалова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Романовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Романовского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства. В обоснование требований указано, что прокуратурой Романовского района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства на территории <адрес>. В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства (птицеводство), разводит гусей, уток, кур. В процессе осуществления указанной деятельности образуются отходы разведения сельскохозяйственной птицы, их пометы, как свежие, так и перепревшие, отходы инкубаторов для птицеводства, скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров, отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц, отходы подстилки из соломы при содержании птиц, мука яичной скорлупы, относящиеся к I - IV классам опасности. Однако, в нарушение требований ст.ст. 11, 14, 15, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» у ИП ФИО1 не разработаны паспорта на опасные отходы производства; не назначено должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай не предоставлена отчетность об образовании отходов 2 ТП (отходы) за 2016 г.; не разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Просят обязать ИП ФИО1 устранить указанные нарушения, а именно (с учетом уточнения в уточненном исковом заявлении): разработать паспорт на опасные отходы производства, назначить должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, предоставить в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Установить срок для исполнения решения суда - до 01 сентября 2017 года.

В судебном заседании истец помощник прокурора Романовского района Коновалов А.А. исковые требования уточнил в части, просил обязать ИП ФИО1 предоставить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год предоставить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соот­ветствии с их компетенцией. В остальной части исковые требования оставил без изменения. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, судебная корреспонденция вернулась с отметкой «истек срок хранения», по телефону ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных исковых требований.

Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещалось надлежащим образом, сообщили, что ИП ФИО1 отчетность об образовании отходов -2-ТП (отходы) за 2016 г. в Управление не предоставлял. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обя­зан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ­ным богатствам.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, подготавливают и ежегодно опубликовывают отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из исследованного в судебном заседании акта прокурорской проверки от 07 апреля 2017 года следует, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства (птицеводство), разводит гусей, уток, кур. В процессе осуществления указанной деятельности образуются отходы разведения сельскохозяйственной птицы, их пометы, как свежие, так и перепревшие, отходы инкубаторов для птицеводства, скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров, отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц, отходы подстилки из соломы при содержании птиц, мука яичной скорлупы.

Данное обстоятельство так же подтверждается объяснением самого ФИО1, данного им в ходе прокурорской проверки.

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден «Федеральный классификационный каталог отходов».

Приказом Минприроды России от 04.12.2014 №536 утверждены «Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

В соответствии с указанными нормативными актами, указанные выше отходы, образующиеся в производстве деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, относятся к отходам I - IV класса опасности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом, в силу положений ст. 16 указанного Закона наличие паспорта отходов является обязательным условием для их транспортирования.

Кроме того, статьей 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» установлены обязательные для исполнения требования, предъявляемые к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Они обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и подтверждается объяснением ФИО1, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не разработал паспорта на опасные отходы, не назначил ответственное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, разме­щению отходов I - IV классов опасности.

Поскольку указанное бездействие ИП ФИО1 нарушает положения ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», исковые требования о возложении на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанности устранить данные нарушения, - подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. В частности, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год которых не превышает сто человек, -относятся к малым предприятиям; среди которых выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

В судебном заседании установлено, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 в силу указанных выше положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ относится к субъектам малого предпринимательства.

Однако, в нарушение положений ч. 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальный предпринимателем ФИО1 в уведомительном порядке не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обез­вреживании, о размещении отходов за 2016 год.

Данное обстоятельство подтверждается его объяснением, содержащимся в материалах гражданского дела, а так же сообщением Росприроднадзора от 03 мая 2017 года № 1825, и не оспаривается ответчиком в судебном заседании.

В связи с изложенным, исковые требования о возложении на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанности представить отчетность об образовании, использовании, обез­вреживании, о размещении отходов за 2016 год, - так же подлежат удовлетворению.

Не принятие индивидуальным предпринимателем ФИО1 мер по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления приводит к нарушению конституционного права жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства в срок до 01 сентября 2017 года. Суд находит указанный срок достаточным и разумным для исполнения решения суда ответчиком, доказательств в подтверждение наличия обстоятельств, в силу которых оно не может быть исполнено в данный срок, суду не представлено. При этом суд учитывает, что в соответствии с п.п. 3, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, - в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Романовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными бездействия и возложении обязанности об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать паспорт на опасные отходы производства, назначить должностное лицо, допущенное к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, предоставить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соот­ветствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год.

Установить срок исполнения решения суда индивидуальному предпринимателю ФИО1 - до 01 сентября 2017 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «Романовский район Алтайского края» в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Романовский районный суд Алтайского края.

Судья А.А. Блем

Решение в окончательной форме составлено 10 мая 2017 года