ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/2010 от 20.07.2010 Свердловского областного суда (Свердловская область)

   Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 15 июля 2010 года

 Свердловский областной суд в составе:

 судьи Соболевой Т. Е.,

 с участием прокурора Артеменко М. А.,

 при секретаре Никифоровой Л. Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авдонина А.Н., Грибенюка В.М., Григорьева А.Е. об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 19 ноября 2009 года № 1664-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк»,

У С Т А Н О В И Л:

         19 ноября 2009 года Правительством Свердловской области было принято постановление № 1664-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк», которым изменены границы особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк» путем уменьшения общей площади на 15,8 гектара в кварталах 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка (пункт 1), внесены изменения в Перечень лесных парков Свердловской области в части указанной площади (пункт 2). 

         Указанное постановление Правительства Свердловской области от 19 ноября 2009 года № 1664-ПП было опубликовано в официальных средствах массовой информации: в «Собрании законодательства Свердловской области» 02 февраля 2010 года № 11-2 (2009) и в «Областной газете» № 192 (5262) 02 июня 2010 года.    

         Заявители Авдонин А. Н., Грибенюк В. М., Григорьев А. Е. обратились в Свердловский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 19 ноября 2009 года № 1664-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк».

         В обоснование заявления заявители указали, что оспариваемое постановление Правительства Свердловской области нарушает их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, охрану здоровья и санитарно-экологическое благополучие. Органы государственной власти обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, при принятии нормативных правовых актов обязаны соблюдать права жителей населенного пункта, которого они касаются; охранять историко-культурное наследие. Оспариваемое постановление Правительства Свердловской области противоречит Европейской конвенции об охране археологического наследия, пункту 2 статьи 35 Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статье 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 13 статьи 3 Закона Российской Федерации «О недрах», принято с нарушением статьи 19 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 и пункта 2 распоряжения Правительства Свердловской области от 02 ноября 2009 года № 1160-РП «Об определении места размещения вероисповедального кладбища».

         Представители Правительства Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что оспариваемое постановление принято компетентным органом в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Свердловской области «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области», Областным законом «О Правительстве Свердловской области». При принятии оспариваемого постановления была соблюдена процедура, установленная Законом Свердловской области «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области», по согласованию изменения границы особо охраняемой природной территории областного значения с органом местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» на основании актов натурного технического обследования лесных площадей от 14 октября 2009 года и 06 ноября 2009 года, утвержденных министром природных ресурсов Свердловской области, подтверждающих невозможность сохранения особо охраняемой природной территории областного значения изначального природного значения. Оспариваемое постановление не изменяет границ и не затрагивает статус памятника, установленного постановлением Главы Администрации Свердловской области от 13 марта 1995 года № 113, и не предусматривает осуществление на конкретной территории хозяйственной деятельности, в том числе строительных работ, поэтому не противоречит нормам федерального законодательства, указанным в заявлении.

         Суд, заслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованного лица, исследовав доказательства по делу, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

  В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

         В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

 В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) (часть 2). Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7).

         В силу статьи 51 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04.11.1995 № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) Правительство Свердловской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области. 

 В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 21.11.2005 № 105-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) в Свердловской области в соответствии с федеральным законом могут быть организованы следующие категории особо охраняемых природных территорий областного значения:

 1) природные парки;

 2) государственные природные заказники областного значения;

 3) памятники природы областного значения;

 4) дендрологические парки и ботанические сады областного значения;

 5) лечебно-оздоровительные местности и курорты областного значения;

 6) иные категории особо охраняемых природных территорий областного значения, устанавливаемые Правительством Свердловской области.

 В силу статьи 28 указанного Закона Свердловской области Правительство Свердловской области в соответствии с федеральным законом вправе устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий областного значения, не предусмотренные в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона

         Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями) установлена категория особо охраняемой природной территории областного значения – лесной парк, утвержден перечень лесных парков, в который входит Железнодорожный лесной парк, определены: его площадь - 536 га; ... характеристика - зона отдыха населения города Екатеринбурга; предприятие, на которое возложена охрана лесного парка – государственное учреждение Свердловской области «Верх-Исетское лесничество».         

         Таким образом, Правительством Свердловской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным и областным законодательством, установлена иная категория особо охраняемой природной территории областного значения – лесной парк.

 В соответствии с пунктом 14 статьи 6 Закона Свердловской области «Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области» Правительство Свердловской области принимает по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых располагаются особо охраняемые природные территории областного значения, не предусмотренные в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, решения об изменении границ таких особо охраняемых природных территорий областного значения.

 В силу положений пункта 1 статьи 31 указанного Закона Свердловской области (в редакции, действующей на период принятия оспариваемого постановления) решение об изменении границы особо охраняемой природной территории областного значения, указанной в статье 28 настоящего Закона, принимается Правительством Свердловской области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых располагается такая особо охраняемая природная территория областного значения.      

         В судебном заседании было установлено, что изменение границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк», в части исключения из его территории земельного участка, площадью 15,8 га, расположенного в 21 и 22 кварталах Лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка, было согласовано с администрацией муниципального образования «город Екатеринбург». Указанное обстоятельство подтверждается сообщением Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений «Главархитектура» администрации города Екатеринбурга от 10.11.2009 № 21-02/4805 и подтверждением от 07.07.2010 № 21-02/7303 с указанием актов натурного технического обследования лесных площадей от 14.10.2009 и 06.11.2009. Главное управление архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений «Главархитектура» администрации города Екатеринбурга в данном случае является уполномоченным органом в силу Положения «О Главном управлении архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений «Главархитектура» администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 13.06.2006 № 50/26 (в редакции от 27.01.2009 № 4/71).

         Суд находит необоснованным довод заявителей о противоречии оспариваемого постановления статье 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, поскольку постановлением не утверждался проект генерального плана либо внесение изменений в генеральный план городского округа.

         Из актов натурного технического обследования лесных площадей от 14.10.2009 и 06.11.2009, утвержденных министром природных ресурсов Свердловской области, следует, что участок, площадью 15,5 га, не соответствует режиму особой охраны лесных парков, натурное обследование проведено в целях использования для размещения кладбища; участок, площадью 0,3 га, не соответствует режиму особой охраны лесных парков, натурное обследование проведено в целях использования для строительства церкви и подъездных путей к кладбищу.   

         В судебном заседании также было установлено, что на территории лесного участка Железнодорожного лесного парка в кварталах 21, 22 имеются смешанные насаждения с большой долей порослевой березы в возрасте более 50 лет, участок испытывает большие рекреационные нагрузки, которые приводят к резкому снижению устойчивости березы, 95 процентов которой поражены корневой и стволовой гнилью, что делает данный участок опасным для его использования в рекреационных целях, что не является безопасным для населения города Екатеринбурга, зоной отдыха которого является данный лесной парк. Удаление березы в процессе выборочных санитарных рубок приведет к недопустимо низкому снижению относительной полноты деревьев, которая будет ниже критической, установленной Правилами санитарной безопасности в лесах. Указанное обстоятельство подтверждается разъяснением по акту натурного технического обследования лесных площадей от 14.10.2009 директора государственного учреждения Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» Александрова В. В., обладающего специальными познаниями, и его объяснениями, данными в судебном заседании.

 Кроме того, пунктом 3 оспариваемого постановления Правительства Свердловской области на Министерство природных ресурсов Свердловской области возложена обязанность обеспечить посадку крупномерных саженцев сосны на площади не менее 15,8 гектара на незалесенных участках в пределах особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк» и других лесных парков города Екатеринбурга.

         Указанные обстоятельства не оспаривались заявителями в судебном заседании.

         Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк», в части исключения из его территории земельного участка, площадью 15,8 га, было принято Правительством Свердловской области с соблюдением процедуры, установленной законодательством Свердловской области, и не нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду.

         Доводы заявителей о противоречии оспариваемого постановления Европейской конвенции об охране археологического наследия, пункту 2 статьи 35 Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статье 99 Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку принятое постановление не изменяет и не отменяет статус памятника истории участка Старой Коптяковской дороги, установленного постановлением Главы администрации Свердловской области от 13.03.1995 № 113 «О придании статуса памятника истории участку Старой Коптяковской дороги».

 Кроме того, в силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации правила международного договора применяются, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом. Европейской конвенцией об охране археологического наследия не установлены какие-либо иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством. Статья 99 Земельного кодекса Российской Федерации определяет категорию земель историко-культурного назначения. Вместе с тем, исходя из правового режима и категории земель, установленных в соответствии со статьями 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, на период принятия оспариваемого постановления земельный участок, в состав которого входят кварталы 21, 22 Лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка, отнесен к категории земель поселений с целевым использованием: городские леса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Свердловской области ... и кадастровым планом земельного участка.     

         Положения пунктов 5, 13 статьи 3 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливают полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования, и не содержат норм, обязывающих исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводить гидрогеологическую экспертизу при изменении границ особо охраняемой природной территории.

         Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд проверяет нормативный правовой акт на предмет его соответствия действующим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

         Таким образом, суд не принимает во внимание доводы заявителей о нарушении пункта 2 распоряжения Правительства Свердловской области от 02.11.2009 № 1160-РП «Об определении места размещения вероисповедального кладбища», которое является ненормативным правовым актом и не обладает большей юридической силой, следовательно, не является актом, на предмет соответствия которому может быть проверено оспариваемое постановление Правительства Свердловской области.

         Также являются необоснованными ссылки заявителей в настоящем судебном заседании на нарушения пункта 2 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03, поскольку оспариваемое постановление Правительства Свердловской области не регулирует правоотношения по размещению вероисповедального кладбища. Указанные доводы заявителей сводятся к оспариванию распоряжения Правительства Свердловской области от 12.02.2010 № 74-РП «О создании места погребения», которое не является предметом рассмотрения в данном судебном заседании, поскольку заявление в указанной части было возвращено заявителям определением судьи на основании статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. 

         В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

         Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующим со дня принятия постановления Правительства Свердловской области от 19 ноября 2009 года № 1664-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк» не имеется, поскольку оно принято управомоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального и областного законодательства, не нарушает права заявителей.         

         Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

         отказать в удовлетворении заявления Авдонина А.Н., Грибенюка В.М., Григорьева А.Е. об оспаривании постановления Правительства Свердловской области от 19 ноября 2009 года № 1664-ПП «Об изменении границ особо охраняемой природной территории областного значения «Железнодорожный лесной парк».

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Свердловский областной суд.

Судья Т. Е. Соболева