ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/2016 от 14.03.2016 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-92/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Вилюйск

14 марта 2016 года

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Тихонова Е.Д.,

при секретаре Петровой Н.Р.,

с участием помощника прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,

представителей ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. в интересах лиц, проживающих в Государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат имени Кэтти Марсден» к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат имени Кэтти Марсден», Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Заместитель прокурора Вилюйского района Смирников А.Г. обратился в суд в интересах лиц, проживающих в ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден», с исковым заявлением к ответчикам, просит обязать ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденных Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 года № 693, здание Вилюйского психоневрологического интерната не соответствует по степени огнестойкости, установлена 5 степень огнестойкости вместо требуемой 2 степени. Несоответствие здания Вилюйского психоневрологического интерната степени огнестойкости создает условия, способствующие возникновению пожара, и таким образом ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, нарушает право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества, в случае пожара создает возможность причинения имущественного вреда и нарушения нормального функционирования объекта. Указанное нарушение требований пожарной безопасности неоднократно выявлялось инспекторами Госпожнадзора Вилюйского района и директору Вилюйского психоневрологического интерната за период 2009-2015 годов внесено 9 предписаний об устранении данного нарушения (от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ), по которым предписано принять необходимые меры по снижению степени огнестойкости здания в целом. Предложенные мероприятия являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических лиц, граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством РФ, обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно объяснению директора Вилюйского психоневрологического интерната ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные нарушения не устранены по причине отсутствия финансирования из республиканского бюджета на строительство каменного спального корпуса на 150 мест, несмотря на включение в инвестиционную программу Республики Саха (Якутия). Согласно п.1.2 Устава Вилюйского психоневрологического интерната, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, учредителями учреждения являются Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В соответствии п.п.4.1.3, 4.2.4 Устава Вилюйского психоневрологического интерната Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение выполнения государственного задания, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) дает согласие на предложение отраслевого министерства Республики Саха (Якутия) о выделении средств на приобретение имущества для закрепления за учреждением на праве оперативного управления. Указанные нарушения сохраняются вследствие недостаточного финансирования по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности со стороны учредителей. Вышеуказанные предписания ОГПН Вилюйского района не исполнены, несмотря на имеющийся срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

В отзыве на исковое заявление Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) исковые требования не признало, просит исключить из числа ответчиков либо отказать в удовлетворении требований в полном объеме, мотивировав тем, что осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания в виде субсидии выполняет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Между тем, Министерство имущества Республики Саха (Якутия) от имени собственника имущества в отношении бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) осуществляет функции и полномочия Республики Саха (Якутия) по управлению особо ценным движимым и недвижимым имуществом, переданным республикой в оперативное управление учреждения. При этом перечень функций и полномочий Министерства имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутия) является исчерпывающим и исключающим возможность осуществления Министерством имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутия) контроля за распоряжением учреждением ее денежными средствами. Тем самым, дача согласия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) на предложение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о выделении средств на приобретение имущества для закрепления учреждением на праве оперативного управления не означает, что Министерство имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет финансирование учреждения. Таким образом, Министерство имущества и земельных отношений Республики Саха (Якутия) не являлось и не является органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным решать вопросы финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждения, в том числе вопросы по обеспечению финансированием мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности. В этой связи, Министерство имущество и земельных отношений Республики Саха (Якутия) является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Согласно предписанию №***** от ДД.ММ.ГГГГ нарушение, вменяемое учреждению, основано на нарушении п.3.1.2 Ведомственных строительных норм 62-97. Между тем, указанные ведомственные строительные нормы распространяются на работы по устройству сопряжений дорожных одежд со смотровыми колодцами при новом строительстве, реконструкции и ремонте городских дорог, и не содержат п.3.1.2, который бы устанавливал определенные требования к степени огнестойкости домов-интернатов, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с п.59 Приказа МЧС России от 28 июня 2012 года № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», предписание должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. В этой связи, при отсутствии надлежащих нормативных правовых обоснований, подвергается сомнению законность выданного предписания. Кроме того, в материалах дела не представлено доказательств, подтверждающих не устранение учреждением нарушений в срок, установленный предписанием, требований пожарной безопасности. Также, в рамках гражданского дела №***** обязание учреждения устранить требования государственного инспектора по пожарному надзору, указанные в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ уже являлось предметом рассмотрения Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия). При этом прокурор отказался от иска, что в силу ст.221 ГПК РФ является основанием для отказа прокурору в удовлетворении настоящего заявления.

В отзыве на исковое заявление Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) исковые требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указав, что в соответствии с уставом учреждения целью создания учреждения является реализация гарантированного государством права граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, на социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Учредителем является Республика Саха (Якутия). Функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Функции и полномочия учредителя в части управления государственным имуществом учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Истец основывает свои требования на предписании №***** ОНД по Вилюйскому району УНД МЧС России по Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по устранению требований пожарной безопасности, согласно которому в нарушение требования п.3.1.2 ВСН 62-91 здание Вилюйского психоневрологического интерната не соответствует по степени огнестойкости, установлена 5 степень огнестойкости вместо требуемой 2 степени. В соответствии с предписанием №***** ОНД по Вилюйскому району УНД МЧС России по Республики Саха (Якутия) от 29 января 2015 года ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. Вместе с тем, в п.п.1, 2 данного предписания срок устранения нарушения требований пожарной безопасности указан ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, оснований для подачи иска отсутствуют, так как срок устранения нарушения требования пожарной безопасности еще не истек. На основании распоряжения главного государственного инспектора Вилюйского района по пожарному надзору №***** от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки по соблюдению требований в области пожарной безопасности в отношении юридического лица - ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» с целью контроля выполнения ранее выданного предписания ОНД по Вилюйскому району УНД ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия) №***** от ДД.ММ.ГГГГ, проведена внеплановая проверка. Предписание №***** об устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности было выдано директору учреждения ДД.ММ.ГГГГ, со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором ОНД Вилюйского района ФИО4 в отношении учреждения, выявлены факты невыполнения предписания №***** от ДД.ММ.ГГГГ, а именно здание корпуса №*****, №***** не соответствуют степени огнестойкости для проживания инвалидов и престарелых, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» составлен протокол №***** об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ. Но, как установлено Вилюйским районным судом, ДД.ММ.ГГГГ был проведен открытый конкурс на выполнение проектных работ по объекту «Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в <*****> улуса». 20 октября заключен государственный контракт №***** между ГКУ Республики Саха (Якутия) «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» и ООО «РегионСтройПроект» на выполнение проектных работ, предусмотренных заданием на проектирование по объекту «Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в селе Сосновка Вилюйского улуса». В соответствии с решением Вилюйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №***** суд пришел к выводу, что со стороны юридического лица ГБУ Республики Саха (Якутия) приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений в сроки, указанные в предписании. Министерством и учреждением ведется постоянная работа по устранению нарушений правил пожарной безопасности. С 2008 года Министерством и Учреждением активно ведется работа по решению вопроса о строительстве нового спального корпуса на 150 коек. ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо президенту Республики Саха (Якутия) ФИО5 о содействии для включения в инвестиционный бюджет Республики Саха (Якутия) 2009 года строительство спального корпуса на 105 коек. На что был дан ответ за подписью заместителя Председателя Правительства Pеспублики Саха (Якутия) ФИО6, соГ. которому, инвестиционной программой Республики Саха (Якутия) на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, одобренной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№***** в разделе «Социальное обеспечение» предусмотрено строительство спального корпуса на 100 коек психоневрологического интерната в <*****> на 2011 год. В соответствии с проектом Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы, на строительство объекта «Вилюйский психоневрологический дом-интернат на 150 койко-мест» было предусмотрено следующее: 2014 год - <*****> руб., 2015 год - <*****> руб., 2016 год <*****> руб. В соответствии с п.132 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2014 года № 450 «Об утверждении Перечня строек, объектов и направлений Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на строительство спального корпуса на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в <*****> улуса выделено <*****> руб. на 2015 год для разработки проектно-сметной документации по объекту «Вилюйский психоневрологический интернат на 150 мест» для включения в Инвестиционную программу Республики Саха (Якутия). В связи с уменьшением финансовых объемов Инвестиционной программы PC(Я) объект не включен на плановые 2016 и 2017 года. На сегодняшний день Министерством труда и социального развития разрабатывается техническое задание для составления проектно-сметной документации по объекту «Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в <*****> улуса». Таким образом, Министерством труда и социального развития и ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» приняты все меры для обеспечения устранения требований пожарной безопасности. Согласно решению Вилюйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №*****, ставится под сомнение законность проведения первоначальной проверки, проведенной органом пожарного надзора ДД.ММ.ГГГГ, а также законности предписания выданного учреждении об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Из нормы ч.13 ст.19.5 КоАП РФ следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось учреждению. В соответствии с Уставом Учреждения, учреждение является бюджетным учреждением, учредителем является Республика Саха (Якутия). В соответствии с п.1.3. Устава функции и полномочия Учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство труда и социальною развития Республики Саха (Якутия). В соответствии с п.1.4. Устава функции и полномочия Учредителя в части управления государственным имуществом учреждения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением, за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» находится в полной зависимости от финансирования из республиканского бюджета. В соответствии с п.1.3. Положения Министерства труда и социального развития PC(Я), утвержденное Указом Главы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№*****, финансовое обеспечение деятельности Министерства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Таким образом, ни Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), ни ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» самостоятельно устранить выявленные нарушения не могут. Как уже указывалось выше, Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» принимают все меры для решения вопроса о строительстве нового здания «Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в <*****>». Согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№***** «Об утверждении Положений о Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и его Коллегии» в компетенцию Министерства не входит принятие решения по финансированию строительства из государственного бюджета республики. В соответствии с п.3.12.7. вышеуказанного Положения, Министерство организует деятельность по укреплению материально-технической базы, проведению капитального строительства и капитального ремонта, противопожарных мероприятий, мероприятий по энергосбережению, энергетической эффективности, предупреждению чрезвычайных ситуаций в Министерстве и подведомственных учреждениях. В соответствии с п.3.12.8. вышеуказанного Положения, Министерство координирует проведение противопожарных мероприятий, организацию обучения персонала, оснащение пожарно-технической продукцией государственных учреждений социального обслуживания. Данные мероприятия Министерством осуществляются в полном объеме.

В своем возражении на исковое заявление ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им. Кэтти Марсден» исковые требования не признало, просит отказать в удовлетворении иска прокурора в части возложения обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, указав, что согласно искового заявления, основное нарушение требований пожарной безопасности состоит в том, что здания общежития корпусов №***** и №***** не соответствуют по степени огнестойкости, в нарушение п.6.7.9. Свода «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденных Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 года № 693. ГБУ Республики Саха (Якутия) « Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» не является собственником зданий 1-го и 2-го спальных корпусов интерната и владеет зданиями на праве оперативного управления, собственником же, зданий является - Республика Саха (Якутия).В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Ст.296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления,владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имуществаи, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества, следовательно, Учреждение и его должностные лица несут ответственность в пределах своей компетенции, определенной Уставом ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден». То есть, исходя из смысла вышеуказанных статей Федеральных законов, следует понимать, что обязанность по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности должна быть возложена на собственника имущества - Республику Саха (Якутия), в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Учреждение не располагает собственными финансовыми средствами на самостоятельное устранение указанных нарушений, то есть построить новый спальный корпус, отвечающий всем нормам пожарной безопасности, в том числе по степени огнестойкости здания. При этом, решение вопросов о строительстве новых зданий Учреждений социального обслуживания Республики Саха (Якутия) входит в исключительную компетенцию Правительства Республики Саха (Якутия) как, соответственно, их Учредителя и собственника их недвижимого имущества. В своем исковом заявлении истец прямо указывает, что нарушения законодательства о пожарной безопасности сохраняются вследствие недостаточного финансирования со стороны учредителей Учреждения, т.е. Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). Тем не менее, с 2009 года Учреждением неустанно и постоянно проводится работа по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, предпринимаются все зависящие от них меры по их соблюдению. На сегодняшний день, в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№*****, по итогам открытого конкурса на разработку проектной документации №***** от ДД.ММ.ГГГГ победителем определено ООО «Гастройпроект» и заключен государственный контракт №***** от ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» и ООО «Газстройпроект» на выполнение проектных работ, предусмотренных заданием на проектирование по объекту «Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в <*****> улуса». Срок окончания выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в <*****> состоялось рабочее совещание по вопросам проектирования объекта «Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в <*****> улуса» с участием представителей ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», МО «Город Вилюйск» Вилюйского улуса (района) PC(Я), Вилюйского филиала ГУП «ЖКХ Республики Саха (Якутия)», Вилюйского РЭС, ЛТЦ-9 филиала ПАО «Ростелеком», ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» и ООО «Газстройпроект».По итогам совещания ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» было предписано предоставить Заказчику новую топосъемку земельного участка, а также, различные акты, технические условия и справки. На данный момент все требования ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» Учреждением исполнены и соответствующие документы переданы по месту требования.

В судебном заседании помощник прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 поддержала исковое заявление и просила его в полном объеме.

В судебном заседании представители ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» ФИО2, ФИО3 просили отказать в удовлетворении иска по указанным в отзыве основаниям.

Представители Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в суд не явились. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО7 просил рассмотреть дело без их участия. Причины неявки представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) суду не известны. Суд определил рассмотреть дело без участия указанных лиц.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что работает заместителем директора ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» по АХЧ, учреждением принимаются все меры по устранению нарушений в области противопожарной безопасности, проводятся инструктажи, учреждение обеспечивается всем необходимым инвентарем, также ранее была произведена полная замена электропроводки. В настоящее время не соответствует требованиями пожарной безопасности спальные корпуса №***** и №*****, указанные нарушение учреждения не в силах самостоятельно устранить.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование (проверка) начальником ОГПН Вилюйского района УГПН ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО9 объектов ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование (проверка) начальником ОГПН Вилюйского района УГПН ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО9 объектов ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО10 на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах надзора ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписаниях №***** и №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО10 на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах надзора ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписаниях №***** и №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО4 проведена плановая проверка ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО10 проведена внеплановая выездная проверка ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО10 проведена плановая проверка ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО10 проведена плановая проверка ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО4 на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах надзора ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат». В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли отражение в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Ведомственным строительным нормам «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» (ВСН 62-91), утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 04 октября 1991 года № 134, требования ведомственных строительных норм обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и реализующих в строительстве проекты планировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооружений и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.

В соответствии с п.3.1.2 указанных Ведомственных строительных норм, рассчитанные на проживание инвалидов и престарелых многоквартирные (с числом квартир более двух) и специализированные жилые здания, а также здания специализированных учреждений и предприятий для инвалидов и престарелых следует проектировать не ниже второй степени огнестойкости, при этом этажность специализированных жилых зданий не должна превышать трех этажей, а зданий специализированных детских учреждений - двух этажей.

Кроме того, согласно п.6.7.19 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденного Приказом МЧС России от 21 ноября 2012 года № 693, лечебные корпуса психиатрических больниц и диспансеров должны быть высотой не более 9 м, не ниже II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0.

Как следует из предписаний от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ, №***** от ДД.ММ.ГГГГ здания корпусов №№*****, №***** ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» не соответствуют по степени огнестойкости для проживания инвалидов и престарелых.

Указанные нарушения пожарной безопасности длительное время не устраняются и создают угрозу безопасности, жизни и здоровью людей, находящихся в социальном учреждении для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В судебном заседании установлено, что ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат» является учреждением социального обслуживания, его деятельность направлена на предоставление социальных услуг в стационарных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, данные услуги, в первую очередь, должны быть безопасны для их жизни и здоровья.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с требованиями ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п.6 ст.9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) являются учредителями ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден».

В соответствии с п.п.4.1.3, 4.1.5 Устава ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат им.К.Марсден» Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение выполнения государственного задания, вносит в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) для согласования предложение о выделении средств на приобретение имущества учреждения для последующего закрепления за ним на праве оперативного управления, в соответствии с п.4.2.4 Устава Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) дает согласие на предложение Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о выделении средств на приобретение имущества для закрепления за Учреждением на праве оперативного управления.

При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Смирникова А.Г. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ссылка на отсутствие денежных средств для строительства спального корпуса, соответствующего п.3.1.2 ВСН 62-91, не опровергает обоснованность требований истца. Из существа искового заявления следует, что предъявление прокурором иска направлено главным образом на предупреждение возможного нарушения в будущем прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и незамедлительное устранение в связи с этим имеющихся в учреждении на сегодняшний день нарушений требований Закона о пожарной безопасности.

Неверное указание ведомственных строительных норм в предписании №***** от ДД.ММ.ГГГГ не ставит под сомнение законность выданного предписания.

Суд находит несостоятельными доводы представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) об отсутствии доказательств, подтверждающих не устранение учреждением нарушений требований пожарной безопасности. В судебном заседании не представлено доказательств устранения требований пожарной безопасности. Кроме того, наличие нарушений пожарной безопасности, помимо истца, не опровергают другие ответчики.

Доводы представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о том, что отсутствуют основания для подачи иска, так как срок устранения нарушения требования пожарной безопасности еще не истек, суд также находит не состоятельными. Так, из материалов дела следует, что выявленные нарушения пожарной безопасности было предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в суд по истечении указанного срока.

Доводы о том, что Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» приняты все меры для обеспечения устранения требований пожарной безопасности не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку до настоящего времени нарушения пожарной безопасности не устранены, что создает угрозу безопасности, жизни и здоровью людей, находящихся в социальном учреждении для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Суд находит несостоятельным ссылку представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на решение Вилюйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о том, что законность проведения первоначальной проверки органом пожарного надзора, а также законность предписания №***** от ДД.ММ.ГГГГ решением суда поставлены под сомнение. Так, в судебном заседании установлено, что действия государственного инспектора, результаты проверки, а также выданное им предписание в установленном порядке не признавались незаконными либо необоснованными.

Не состоятельны доводы о том, что истец обратился в суд к тем же сторонам, о том же предмете и по тем же основаниям, что не допускается в силу ст.221 ГПК РФ. Так, в исковом заявлении изменились обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчикам, также иск предъявлен помимо ГБУ Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический дом-интернат им.К.Марсден» к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Вилюйский психоневрологический интернат имени Кэтти Марсден» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании №***** отделения надзорной деятельности по Вилюйскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании №***** отделения надзорной деятельности по Вилюйскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления в мотивированном виде.

Председательствующий судья п/п Е.Д. Тихонов

Копия верна, судья Е.Д. Тихонов

секретарь с/з Н.Р. Петрова

Мотивированное решение составлено 18 марта 2016 года.