Дело №2-92/2021
Поступило 21.01.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2021 года р.п.Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего – судьи Силантьевой Т.В.,
при секретаре Онищук А.И.,
с участием помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Проскуриной А.С.,
представителя ответчика Администрации Кайгородского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области ФИО1,
представителя третьего лица администрации Краснозерского района Новосибирской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кайгородского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области о возложении обязанности проведения процедуры категорирования автодорожного моста через реку ФИО3 и оценки уязвимости автодорожного моста, разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности автодорожного моста через реку ФИО3
у с т а н о в и л :
Прокурор Краснозерского района Новосибирской области с учетом представленного ходатайства об изменении предмета иска, обратился в суд с иском к ответчику, в защиту прав неопределенного круга лиц, о возложении на ответчиков обязанности сроком до ДД.ММ.ГГГГ:
- произвести категорирование автодорожного моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- произвести оценку уязвимости моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>.
<адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Кайгородского сельсовета находится объект транспортной инфраструктуры – автодорожный мост через реку ФИО3, расположенный по адресу: <адрес>, длина которого составляет 115 метров, кадастровый №, который присвоен ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником моста является Кайгородский сельсовет Краснозерского района Новосибирской области.
Согласно информации Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства мост относится к объекту транспортной инфраструктуры, подлежащему категорированию.
В соответствии с п.п.4, 10 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п.10 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 цель противодействия терроризму в Российской Федерации – в том числе обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В силу п.п. 5, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- системное и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризму.
Администрация Кайгородского сельсовета является субъектом транспортной инфраструктуры что, согласуется с пп.«в» п.5 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ согласно которой к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, мосты. Субъектами транспортной инфраструктуры являются - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).
В соответствии с пп.5 ст.6 Устава Кайгородского сельсовета, утвержденного решением 3-й сессии Совета депутатов Кайгородского сельсовета от 12 мая 2010 года № 19 к вопросам местного значения Кайгородского сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения в них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании п.5 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ объекты, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определены Приказом Минтранса России №331 от 28 августа 2020 года «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта».
В соответствии с п. 3 ч.2 ст.2 Федерального закона №16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно ч.2 ст.5 Закона №16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года №2201 (далее – Требования).
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта России от 11 февраля 2010 года №34 утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому обязанность по разработке плана возложена на субъект транспортной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Краснозерского района главе Кайгородского сельсовета было внесено представление с требованием провести категорирование моста через р. ФИО3 протяженностью 115,2 метров, расположенного в границах муниципального образования Кайгородского сельсовета, а также провести оценку уязвимости, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности моста.
Из ответа администрации Кайгородского сельсовета на указанное представление, поступившего в прокуратуру района 31 декабря 2019 года, следует, что администрацией сельсовета данные мероприятия по категорированию, оценке уязвимости и разработке плана провести невозможно в виду отсутствия государственной регистрации права собственности на автомобильный мост.
Согласно информации администрации Кайгородского сельсовета от 20 октября 2020 года установлено, что автодорожный мост через реку ФИО3 оформлен в собственность Кайгородского сельсовета 28 июля 2020 года. Проведение мероприятий по категорированию, оценке уязвимости и разработке плана безопасности невозможно в виду отсутствия в бюджете Кайгородского сельсовета денежных средств. Денежные средства будут заложены в бюджет на 2021 год.
В результате проверки, проведенной прокуратурой района в январе 2021 года, установлено, что в нарушение норм названного законодательства до настоящего времени действенные меры к устранению нарушений администрацией Кайгородского сельсовета не приняты, категорирование автодорожного моста через р.ФИО3 протяженностью 115 метров, до настоящего времени не проведено, оценка уязвимости моста не проведена, договор на проведения оценки уязвимости со специализированной организацией не заключен, результаты оценки уязвимости в Федеральное дорожное агентство для утверждения не направлялись. План обеспечения транспортной безопасности моста не разработан и не утвержден в установленном порядке. Денежные средства на указанные работы в бюджете Кайгородского сельсовета на 2021 год не предусмотрены.
Выявленные прокурорской проверкой нарушения законодательства ставят под угрозу устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Просит обязать администрацию Кайгородского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области:
- произвести категорирование автодорожного моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- произвести оценку уязвимости моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. Установить срок для исполнения указанных требований до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске, с учетом представленного ходатайства об изменении предмета искового заявления.
Представитель ответчика администрации Кайгородского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области ФИО1, заявленные требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Краснозерского района Новосибирской области ФИО2, заявленные требования считала обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
<адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Кайгородского сельсовета находится объект транспортной инфраструктуры – автодорожный мост через реку ФИО3, расположенный по адресу: <адрес>, длина которого составляет 115 метров, кадастровый № который присвоен ДД.ММ.ГГГГ. Собственником моста является Кайгородский сельсовет Краснозерского района Новосибирской области (л.д.68-70, 71, 72-73).
Согласно информации Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства мост относится к объекту транспортной инфраструктуры, подлежащему категорированию (л.д.66-67).
В соответствии с п.п.4, 10 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Администрация Кайгородского сельсовета является субъектом транспортной инфраструктуры, что согласуется с пп.«в» п.5 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ согласно которой к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, мосты. Субъектами транспортной инфраструктуры являются - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).
В соответствии с пп.5 ст.6 Устава Кайгородского сельсовета, утвержденного решением 3-й сессии Совета депутатов Кайгородского сельсовета от 12 мая 2010 года № 19 (л.д.11-64) к вопросам местного значения Кайгородского сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения в них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных правительством Российской Федерации.
Правила категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2020 года №1595.
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На основании п.5 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ объекты, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определены Приказом Минтранса России №331 от 28 августа 2020 года «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта».
Исходя из положений, содержащихся в раздела 5 Приложения к приказу Минтранса России от 28 августа 2020 года №331 не подлежат категорированию мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно, а так же мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 метров включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обходы протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.
Протяженность автодорожного моста через <адрес>, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, составляет 115 метров (л.д.68-69).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.12 Федерального закона №16-ФЗ, а также пп.4 п.7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны представлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а так же полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта РФ.
Приказом Министерства России от 07 сентября 2020 года №358 утвержден порядок установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.3.1 Приказа №358 предоставляемая субъектами транспортной инфраструктуры информация, указанная в порядке, установленном ч.1 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ, в отношении статистических данных о совершенных и предотвращенных актов незаконного вмешательства основывается на информации, полученной от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и её территориальных органов.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.2 Федерального закона №16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно ч.2 ст.5 Закона №16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года №2201 (далее – Требования).
В соответствии с п.5 ст.7 Постановления правительства Российской Федерации №2201 от 21 декабря 2020 года субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта России от 11 февраля 2010 года №34 утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому обязанность по разработке плана возложена на субъект транспортной инфраструктуры.
18 ноября 2019 года прокурором Краснозерского района главе Кайгородского сельсовета было внесено представление с требованием провести категорирование автодорожного моста через р.ФИО3 протяженностью 115 метров, расположенного в границах муниципального образования Кайгородского сельсовета, а также провести оценку уязвимости, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности моста (л.д. 7-8).
Проведение категорирования, а также оценки уязвимости автодорожного моста через реку ФИО3 администрацией Кайгородского сельсовета не проводились. В 2021 году запланирован ремонт данного моста (л.д.9, 10, 65).
В результате проверки, проведенной прокуратурой района в январе 2021 года, установлено, что в нарушение норм вышеперечисленного законодательства до настоящего времени действенные меры к устранению нарушений администрацией Кайгородского сельсовета не приняты, категорирование автодорожного моста через р.ФИО3 протяженностью 115 метров, до настоящего времени не проведено, оценка уязвимости моста не проведена, результаты оценки уязвимости на утверждение в Федеральное дорожное агентство не направлялись. План обеспечения транспортной безопасности моста не разработан и не утвержден в установленном порядке.
Выявленные прокурорской проверкой нарушения законодательства ставят под угрозу устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Учитывая изложенное, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении указанного срока с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, суд считает необходимым предоставить срок до 01 июня 2022 года.
Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Краснозерского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Кайгородского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области до ДД.ММ.ГГГГ:
-произвести категорирование автодорожного моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- произвести оценку уязвимости моста через <адрес> протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>;
- разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности моста через р.ФИО3 протяженностью 115 метров, с кадастровым номером №, расположенного в с.Гербаево Краснозерского района Новосибирской области. Установить срок для исполнения указанных требований до 01 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Краснозерский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья