ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/2021 от 12.04.2021 Даниловского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS-0004-01-2021-000012-68

Дело №2-92/2021

Мотивированное решение

изготовлено 12.04.2021г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 апреля 2021 года Ярославская обл., г.Данилов

Даниловский районный суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Т.Ю.Грачевой,

при секретаре Королевой Е.В.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Даниловского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности организовать водоотведение на ул.Сосновая г.Данилова,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Даниловского района Ярославской области обратился в Даниловский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности организовать водоотведение на ул.Сосновая г.Данилова.

В обоснование требований ссылается на то, что полномочия по организации водоотведения Законом Ярославской области от 29.12.2016 № 104-3 не перераспределены и оставлены на уровне органов местного самоуправления, поскольку перечень полномочий органов местного самоуправления из статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», частично принятых для исполнения органами государственной власти Ярославской области, не предусматривает данного полномочия. Перераспределения полномочий, предусмотренных иными законами, помимо Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не производилось.

Согласно выписке из ЕГРН от 11.08.2020 правообладателем канализационной сети по ул. Сосновая г. Данилова Ярославской области (Ярославская обл., Даниловский район, Марьинский с/о, Филипцевское поле, сооружение №1) является ООО «Газпром трансгаз Москва». Указанное предприятие в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является организацией, осуществляющей водоотведение.

В ходе проведенной проверки установлено, что указанная организация на протяжении длительного периода времени не выполняла обязанности по содержанию канализационной сети по ул. Сосновая г. Данилова, канализационная сеть находится в нерабочем состоянии, что подтверждается заключением о техническом состоянии бытовой канализации, расположенной в г. Данилов, по ул. Раменская и по ул. Сосновая Даниловского района Ярославской области №12/12-НК, изготовленным ООО НПО «Стандарт» (2012 г.). Кроме того, согласно вышеуказанному заключению данная сеть не подлежит реконструкции, в связи с чем возможна ее полная замена с заменой всех трубопроводов, смотровых колодцев, очистных сооружений. В ходе проведенного осмотра установлено, что неочищенные сточные воды вытекают на поверхность земли и растекаются по рельефу, что приводит к загрязнению почвы.

Приведенным выше законодательством обязанность по организации водоотведения на территории городского поселения Данилов, в частности на ул. Сосновая, лежит на администрации городского поселения Данилов.

На основании изложенного, истец просит с учетом уточнений обязать ответчика в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на ул.Сосновая г.Данилова Ярославской области организовать водоотведение.

В судебном заседании старший помощник Даниловского районного прокурора Сахарова Е.Г. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что организация водоотведения возложена на администрацию городского поселения Данилов, жители ул.Сосновой обратились с жалобой. На данной улице 24 дома. Со слов заявителей с переходом полномочий, когда ЖКХ перестали обслуживать канализацию, Северный водоканал отказались с 2018г. начались проблемы.

Представитель администрации городского поселения Данилов Боброва И.С. и Куликов А.В. исковые требования не признали, пояснили, что нецелесообразно строить канализацию для 26 домов, жители сами могут организовать водоотведение, построив емкости-выгреба. Кроме того, имеется собственник ООО «Газпром трансгаз Москва», которые обязаны содержать канализацию. По заключению ООО «Проектный центр» имеется 3 варианта решения данной проблемы. Согласно заключения существующая канализация в дальнейшем не может эксплуатироваться, ее необходимо заменить полностью. Необходимо на территории города установить емкость и провести канализационные станции. Ближайшая точка подключения это угол ул. Карла Маркса и ул. Свердлова г. Данилов. Протяженность такого строительства 2 км. 600 метров. При этом напорный коллектор должен пройти через железнодорожные пути, что РЖД не позволит сделать. Второй способ это также необходимо будет установить емкость и построить очистные сооружения, но водного объекта в городе нет. Ближайший водный объект это река Конча. При проектировании и строительстве такой канализации будут сложности. Очистные сооружения в дальнейшем нужно будет содержать. Все это затратные мероприятия, на которые у администрации города нет средств. Экономичным и подходящим вариантом считаем устройство выгребных ям у каждого дома по ул. Сосновая. Это эффективно и менее затратно. Выгребные ямы каждый собственник дома должен установить за свой счет и в дальнейшем их обслуживать.

Представитель третьего лица администрации Даниловского муниципального района Малков В.Н. исковые требования поддержал, пояснил, что канализация построена Мострансгазом с нарушением норм и правил, необходимо строить новую сеть. Обязанности по водоотведению возложены на администрацию городского поселения Данилов. 6 месяцев недостаточно для исполнения исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Москва» Самарин Е.Н. исковые требования поддержал, пояснил, что в 2006 году передали канализационные сети и заплатили немалую сумму. Целевое назначение этих денежных средств на содержание объектов жилого фонда, инженерных сетей и их содержание. С момента гос. регистрации права прошло 15 лет. К сетям на ул. Сосновая не имеют никакого отношения. В силу закона обязанность по водоотведению возложена на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица ТО Управления Роспотребнадзора по Ярославской области в Даниловсклом районе Загладкина Н.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что проблему с водоотведением нужно срочно решать.

АО «Даниловское ЖКХ» в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом, уважительных причин неявки не представили, следует рассмотреть дело без их участия.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено в ходе судебного заседания, что на ул.Сосновая г.Данилова канализационная сеть находится в нерабочем состоянии. Данный факт подтверждается обращением жителя ул.Сосновой г.Данилова Скрябиной С.Ю. в прокуратуру Даниловского района, результатами проверки, проведенной прокуратурой района.

Скрябина С.Ю. проживает по адресу – г.Данилов, ул.Сосновая, д.7, 04.12.2020 г. обратилась к прокурору Даниловского района ЯО с заявлением о том, что канализация на ул.Сосновой находится в аварийном состоянии, происходит разлив канализационных стоков по рельефу, наносится вред почве на приусадебных участках.

Правообладателем канализационной сети по ул. Сосновая г. Данилова Ярославской области (Ярославская обл., Даниловский район, Марьинский с/о, Филипцевское поле, сооружение №1, протяженностью 2500пог.м., кадастровый номер 76:05:010101:6428, условный номер:, инвент.номер:9015) является ООО «Газпром трансгаз Москва», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.08.2020г. (т.1 л.д. 36-38), свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2007г.(т.1 л.д. 35), выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 06.08.2019г. (л.д. 81-83) от 30.09.2020г. (л.д.107), дело правоустанавливающих документов (л.д. 211-224))

Согласно технического паспорта канализационных сетей КС Данилов по состоянию на 24.10.2004г. по адресу: Ярославская обл., Даниловский район, Марьинский с/о, Филипцевское поле, сооружение №1 инвент.номер:9015, условный номер: схемы канализации, к канализации подключено 23 дома по ул.Сосновой, год ввода в эксплуатацию 1982г., протяженностью 28500 м., материал трубопровода – чугунная труба.(л.д.133-143, 246)

Согласно договора передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность от 15.12.2006г. ООО «Мострансгаз» передало в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения жилые дома по ул.Сосновая № 2 – 15, 17, 18, 19, ул.Свердлова д. 14, 21, 120-квартирный дом по ул.Урицкого, д.11а; наружные сеты электроснабжения, сети газоснабжения, сети водопровода, сети канализации к жилым домам, расположенным по ул.Сосновая, ул.Урицкого.(л.д.123-131)

Согласно приложения 4 к договору «Сводный расчет денежных средств передаваемых Даниловскому муниципальному району для проведения ремонтно-восстановительных работ, создание материально-технической базы, текущее содержание объектов, строительство очистных сооружений, строительство артезианской скважины общество передает денежные средства в размере 12506 042 руб. администрации района в соответствии с п.п.2.4.2, 2.4.3, 2.4.4., 2.4.5, 2.4.6 договора, в т.ч. на строительство очистных сооружений по ул.Сосновая г.Данилова 5485205 руб. Согласно акта приема-передачи от 15.12.2006г. данные объекты были приняты администрацией Даниловского муниципального района (т.1 л.д. 47-55).

Собственник сетей ООО «Газпром трансгаз Москва» отказались от работ по содержанию и ремонту данных сетей водоотведения ( т.1 л.д. 61, 65, 73, 74)

Согласно письма АО «Даниловское ЖКХ» от 17.02.2021г. АО «Даниловское ЖКХ» до 30.06.2018г. являлись единственной водопроводно-канализационной ресурсоснабжающей организацией в Даниловском муниципальном районе, канализационные сети по ул.Сосновой обслуживались как бесхозные, в рамках тарифа, установленного регулирующим органом.

Согласно заключения ООО НПО «Стандарт» № 12/12-НК от 2012г.о техническом состоянии бытовой канализации, расположенной в г.Данилов, по ул.Раменской и Сосновая Даниловского района Ярославской области обследуемая бытовая канализация, расположенная в г.Данилов, по ул.Раменской и Сосновая Даниловского района находится в полном нерабочем состоянии, строительные конструкции смотровых колодцев в аварийном состоянии. Рекомендации: данная сеть не подлежит реконструкции, возможна только ее полная замена, с заменой всех трубопроводов, смотровых колодцев, очистных сооружений, с сооружением подъездной автодороги к очистным сооружениям.(л.д.13-32)

Судом исследованы: письма администрации городского поселения Данилов от 08.12.2016 г. №2327, 12.01.2017 г. №30, письмо ОАО «Даниловское ЖКХ» от 19.12.2016 г. №2869, заявления Залетаевой Г.И. от 10.11.2016 г., 22.12.2016 г., письмо администрации городского поселения Данилов от 21.02.2017 г. №220, стоимость перевозки воды ОАО «Даниловское ЖКХ» на май 2017 г.

Согласно письму администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 21.02.2017 г. №220, адресованного прокурору Даниловского района, следует, что водоснабжение жителей г.Данилова на данном участке ул.Циммервальда, в том числе и д.89, в виду отсутствия центрального водопровода, осуществляется посредством частных колодцев жителей, центральное водоснабжение данного участка улицы включено на 2021 год в утвержденную до 2026 г. схему водоснабжения, центральный водопровод на данной территории города не строился, а центральное водоотведение построено в 2012 году, ближайший центральный водопровод проходит по ул.Урицкого, примерно в 100 м. от д.89 по ул.Циммервальда, к данному водопроводу имеется возможность подключения, для чего необходимо обратиться в ОАО «ДЖКХ» для выдачи технических условий и ориентировочной сметы на работы.

В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По смыслу пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с Законом Ярославской области от 29.12.2016 № 104-3 «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения перераспределены между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами исполнительной власти Ярославской области.

На основании п.1 ч.1 ст.2 данного закона к полномочиям органов государственной власти относится только организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения.

Остальные полномочия остались в ведении органов местного самоуправления, в т.ч. полномочия по водоотведению в границах городского поселения г.Данилов.

На основании п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1).

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).

Частью 6 статьи 56 ВК РФ запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как указано в части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно листа 17 заключения ООО НПО «Стандарт» № 12/12-НК от 2012г.о техническом состоянии бытовой канализации степень очистки сточных вод, сбрасываемые в водные объекты, должна отвечать требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Станция очистки сточных вод должна исключать загрязнение атмосферы, почвы, поверхностных и подземных вод. В результате визуального обследования выявлено, что очистные сооружения находятся в недопустимом техническом состоянии (л.д. 29, 30).

Администрация городского поселения Данилов представила технико-экономическое обоснование водоотведения стоков по <адрес> и по <адрес> в <адрес> ООО «Проектный центр» 17/2021 где рассмотрены три варианта для устранения нарушения природоохранного законодательства в связи с неисправным состоянием канализации. Вариант 1 – строительство нового канализационного коллектора и канализационная насосная станция с выводом в канализационный коллектор на пересечении ул.К.Маркса и Свердлова, второй вариант - монтируется самотечный коллектор от жилых домов, стоки подаются на очистку компактной установки биологической очистки «Плес», третий вариант – все жилые дома оборудовать индивидуальными емкостями-выгребами с вывозом стоков ассенизаторскими машинами. Стоимость по первому варианту – 6450000руб., по второму – 9530000 руб., по третьему – 518000 руб.

Доводы ответчика о том, что жители сами должны оборудовать по третьему варианту емкостями-выгреба не состоятельны.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 той же статьи организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1).

Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Порядок вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации установлен ст. 22 Закона о водоснабжении и водоотведении. Частью 6 данной статьи: предусмотрено, что в случае согласования вывода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение иными способами.

Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (ч.1 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Обслуживание канализации по ул.Сосновой г.Данилова с момента передачи домов по ул.Сосновой г.Данилова в муниципальную собственность ООО «Газпром трансгаз Москва»с 2007г. не производилось. Дома по ул.Сосновой г.Данилова имеют систему водоотведения с момента постройки, передавались в муниципальную собственность вместе с системой водоотведения и средствами на ремонт. Полномочия по водоотведению находятся у органов местного самоуправления.

Администрация городского поселения Данилов никаких мер к организации водоотведения от жилых, домов иными способами в нарушение приведенных положений закона не приняла.

Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку в нарушение пп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" администрация городского поселения Данилов ЯО не исполняет обязанности по водоотведению от домов жителей ул.Сосновая г.Данилова.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Даниловского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности организовать водоотведение на ул.Сосновая г.Данилова удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения Данилов Даниловского муниципального района Ярославской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на ул.Сосновая г.Данилова Ярославской области организовать водоотведение.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Т.Ю.Грачева