ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/2021 от 26.03.2021 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-92/2021

УИД 28 RS0019-01-2021-000067-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,

при секретаре – Малышевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о проведении экспертизы проектно-сметной документации "Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района",

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Серышевского района Амурской области обратился с настоящим иском в суд в их обоснование указал, что прокуратурой Серышевского района Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории Серышевского района. В ходе проверки установлено следующее: между администрацией пгт Серышево (заказчик) и ООО «Геостройпроект» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 001 от 30.09.2014 (далее -контракт), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на разработку проектно-сметной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района». Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда на выполнение проектных работ, правовое регулирование которого осуществляется с применением норм параграфов 1 и 4 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Кодекса). В ходе выполнения работ по договорам сторонами подписаны акты о приёмке выполненных работ от 15.12.2014 и справки о стоимости выполненных работ: от 15.12.2014 на сумму 231190 рублей. Администрации пгт Серышево выданы проектная документация Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района». Вместе с тем, экспертиза проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района» не проведена, мероприятия, предусмотренные проектной документацией по строительству защитных сооружений, направленных на защиту территории пгт Серышево от паводковых вод, не осуществляются. В 2019 и 2020 году на территории Серышевского района в том числе пгт. Серышево вводился режим чрезвычайной ситуации в связи с обильными осадками. Таким образом, экспертиза проектной проектно-сметной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района» необходимо для решения вопросов местного значения по защите территории от затопления и решении вопроса по дальнейшем строительстве гидротехнических сооружений. Таким образом, экспертиза проектной проектно-сметной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района» необходимо для решения вопросов местного значения по защите территории от затопления и решении вопроса по дальнейшем строительстве гидротехнических сооружений. Учитывая вышеизложенное уточнив заявленные требования просил обязать администрацию пгт. Серышево в срок до 01.12.2021 выполнить корректировку проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района» и результатов инженерных изысканий, произвести экспертизу проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района».

В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района Сивоздрав Е.В. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, привела доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрация пгт. Серышево ФИО1, в ходе судебного заседания согласилась с уточненными исковыми требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет ряд надзорных функций.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим иском в случае выявления нарушений норм действующего законодательства.

Согласно ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная, документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком, В случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Пунктами 1, 4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

В силу ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений" экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от с 05.03.2007 N 145 заявителем в процессе государственной экспертизы проектов является - заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы.

Как следует из обстоятельств дела, прокуратурой Серышевского района Амурской области проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории Серышевского района. В ходе проверки установлено, что между администрацией пгт Серышево (заказчик) и ООО «Геостройпроект» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 001 от 30.09.2014 (далее -контракт), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на разработку проектно-сметной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района».

Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда на выполнение проектных работ, правовое регулирование которого осуществляется с применением норм параграфов 1 и 4 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Кодекса).

В ходе выполнения работ по договорам сторонами подписаны акты о приёмке выполненных работ от 15.12.2014 и справки о стоимости выполненных работ: от 15.12.2014 на сумму 231190 рублей.

Администрации пгт. Серышево выданы проектная документация Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района».

Судом установлено, что экспертиза проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района» не проведена, мероприятия, предусмотренные проектной документацией по строительству защитных сооружений, направленных на защиту территории пгт Серышево от паводковых вод, не осуществляются.

В 2019 и 2020 году на территории Серышевского района в том числе пгт. Серышево вводился режим чрезвычайной ситуации в связи с обильным: осадками.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защит населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за coбой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

К вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 24 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством муниципального образования. Аналогичные положения содержатся и в п. "г" ч. 2 ст. 11 названного Закона, в котором закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Также, исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа (п. 4 ч. 1 ст. 16 названного Закона), в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера, на что уже было указано выше.

Сводом правил 104.13330 "Строительные нормы и правила 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Таким образом, экспертиза проектной проектно-сметной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района» необходимо для решения вопросов местного значения по защите территории от затопления и решении вопроса по дальнейшем строительстве гидротехнических сооружений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о проведении экспертизы проектно-сметной документации "Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района", подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором Серышевского района в исковом заявлении – обязать администрацию пгт Серышево в срок до 01.12.2021 выполнить корректировку проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района» и результатов инженерных изысканий, произвести экспертизу проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района», является достаточным.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу статей 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральным» органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из представленных доказательств следует, что заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает права значительного числа граждан. В связи с чем, обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Серышевского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о проведении экспертизы проектно-сметной документации "Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт. Серышево Серышевского района" - удовлетворить.

Обязать администрацию пгт Серышево в срок до 01.12.2021 выполнить корректировку проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района» и результатов инженерных изысканий, произвести экспертизу проектной документации «Строительство защитных сооружений от подтопления территории пгт Серышево Серышевского района».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, <...>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 31 марта 2021 года.

Председательствующий ___________________________ Н.А. Демяненко