Промышленный районный суд г. Смоленска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Промышленный районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
г. Смоленск Дело № 2-93/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2010 года
Промышленный районный суд города Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Родионова В.А.
при секретаре Бучкиной Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ОАО «Жилищник», Администрации г. Смоленска об обязании произвести замену оконных блоков в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к ОАО «Жилищник», Администрации г.Смоленска о об обязании произвести замену оконных блоков в жилом помещении, указав в обоснование своих требований, что они с 1975 года проживают в муниципальной квартире по адресу: . Капитального ремонта дома, 1975 года постройки, до сих пор не производилось. 17 февраля 2009 года ФИО4 подал заявление в ЖЭУ № и его копию ОАО «Жилищник», в котором просил произвести замену сгнивших окон указанной квартиры. На данное заявление ОАО «Жилищник» дало ответ от 05.03.2009 г., из которого следовало, что в связи с тем, что выделение средств на замену окон в муниципальных домах в бюджете не предусмотрено, замена окон производиться не будет. Считают, что данный отказ нарушает их права и законные интересы. Просят суд удовлетворить иск.
Истец ФИО2 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и дополнительно пояснил, что находится в муниципальной собственности, и он в ней проживает совместно со своими родителями на основании договора социального найма с момента постройки дома, то есть с 1975 года. За всё это время капитальный ремонт ни дома, ни квартиры не производился. Оконные блоки в квартире ещё при строительстве доме были установлены некачественные, так как имелись щели в притворах, перекосы. Он и родители своими силами осуществляли текущую покраску оконных блоков, в том числе оконных переплётов с наружной и внутренней сторон. Однако, не смотря на их усилия, оконные блоки в виду указанных недостатков подвергались ускоренному гниению, и в определённый момент производить их окраску стало бессмысленно, так как участки оконных блоков, поражённые гнилью, не поддавались окраске. Окна стали рассыпаться, стекла в них не держаться. Поскольку осуществление капитального ремонта является обязанностью наймодателя, то просит обязать Администрацию г. Смоленска произвести замену окон во всей квартире на новые.
Представитель истца ФИО2 - ФИО5 исковые требования поддержал и суду пояснил, что согласно условий договора социального найма наниматель жилого помещения обязан производить окраску оконных переплётов только с внутренней стороны. Обязанность по окраске оконных переплётов с наружной стороны на нанимателя не возложена. Оконные блоки пришли в негодность и требуют капитального ремонта из-за того, что наймодатель не организовал окраску оконных переплётов с наружной стороны, а потому он должен нести ответственность за их преждевременный износ. Просит суд обязать Администрацию г. Смоленска произвести замену оконных блоков в квартире истцов на новые.
Истцы ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.
Представитель ответчика - Администрации г. Смоленска и третьего лица - управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска ФИО6 исковые требования не признала и пояснила, что обязанность по капитальному ремонту окон возложена на наймодателя. Срок эксплуатации оконных блоков до их капитального ремонта составляет 40 лет и к настоящему времени он не истёк. Преждевременный физический износ окон вызван тем, что истцы не осуществляли их надлежащий текущий ремонт, а потому в иске надлежит отказать.
Представитель ОАО «Жилищник» ФИО7 исковые требования не признал, указав, что ОАО «Жилищник» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку как обслуживающая организация осуществляет только содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Оконные блоки, установленные в отдельно взятой квартире, к общему имуществу дома не относятся.
Третьи лица - управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска, Жилищное управление Администрации г. Смоленска, Управление муниципального имущества Администрации г. Смоленска, филиал ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило.
При таких обстоятельствах, суд находит причину неявки представителей третьих лиц неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что находится в муниципальной собственности и в ней по договору социального найма с 30 декабря 1975 года по настоящее время проживают ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 11-13), что подтверждается объяснениями сторон и письменными материалами дела (л.д. 6, 7).
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
При этом ч. 2 ст. 65 ЖК РФ предусматривает, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а также несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В свою очередь наниматель жилого помещения по договору социального найма согласно ст. 67 ЖК РФ имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, а также обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и проводить текущий ремонт жилого помещения.
В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме, типовая форма которого утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 63 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, согласно абзацу 2 пп. "е" пункта 4 которого к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Осуществление капитального ремонта жилого помещения пунктом 5 Типового договора вменено в обязанности наймодателя.
Принимая во внимание, что правоотношения сторон, вытекающие из договора социального найма, возникли в 1975 году, т.е. в период действия Жилищного кодекса РСФСР, то суд полагает необходимым учитывать для разрешения возникшего спора положения данного Кодекса и действовавшего в этот период времени Типового договора социального найма.
Жилищное законодательство РСФСР также определяло, что наймодатель жилого помещения был обязан осуществлять капитальный ремонт, а наниматель - выполнять лишь текущий ремонт.
Так до 1985 года наймодателю вменялось в обязанность "своевременно производить в квартире необходимый капитальный ремонт, как-то: заменять вследствие нормального износа основные конструкции дома, двери, окна, полы, перекладывать печи, ремонтировать центральное отопление, водопровод, канализацию, ванное оборудование и мусоропровод" (подп. "б" п. 4 типового договора найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся, государственной, кооперативной и общественной организации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 октября 1962 г. N 1390). Наниматели жилых помещений были обязаны производить за свой счет текущий ремонт занимаемых ими жилых помещений и мест общего пользования в квартирах. К текущему ремонту жилых помещений и мест общего пользования, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка потолков, окраска стен или оклейка обоями, окраска полов и дверей, оконных переплетов с внутренней стороны, окраска подоконников, вставка стекол, замена оконных и дверных приборов, ремонт электропроводки от ввода в квартиру (п. 13 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 октября 1962 г. N 1390).
После 1985 года и до принятия действующего ЖК РФ (2004 года) наймодатель был обязан своевременно производить ремонт жилого дома, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем; своевременно производить в квартире нанимателя необходимый капитальный ремонт, заменять вследствие нормального износа основные конструкции дома, двери, оконные переплеты, полы, перекладывать печи (в домах, где нет центрального отопления), ремонтировать санитарно-техническое и иное оборудование; производить внутриквартирный текущий ремонт жилых помещений нанимателя в случаях, когда такой ремонт связан с устранением неисправностей отдельных конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем, либо - с производством капитального ремонта. Наниматель жилого помещения был обязан производить за свой счет текущий ремонт занимаемых им жилых помещений и мест общего пользования в квартире: побелку, окраску и оклейку стен, потолков, дверей, окраску полов, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, замену оконных и дверных приборов, а также ремонт внутриквартирной электропроводки (подп. "б" п. 6 и п. 20 типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415).
Таким образом, ранее действующим и действующим в настоящее время жилищным законодательством бремя текущего ремонта жилого помещения возложена на нанимателя, при этом в текущий ремонт включается окраска подоконников и оконных переплетов с внутренней стороны.
Поскольку законодатель подразделяет окраску оконных переплётов как внутри так и снаружи помещения, и в обязанности нанимателя вменяет окраску только внутри помещения, то, следовательно, окраска оконных переплётов согласно договора социального найма производится не нанимателем, а наймодателем.
В соответствии с п. 4.7.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г., окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада).
Согласно п.п. 4.7.2., 4.7.7. указанных Правил неисправностями заполнений оконных и дверных проемов являются: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой.
Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.
Согласно Приложению № 8 Правил полная замена оконных блоков входит в перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В обосновании исковых требований о замене оконных блоков на новые истцы указывают на то обстоятельство, что изначально оконные блоки в их квартире были установлены ненадлежащего качества, так как створки неплотно примыкали к коробке, имелись зазоры. Поэтому, оконные блоки, несмотря на их усилия по надлежащему содержанию, в настоящее время пришли в полную негодность и требуют замены.
В целях проверки обоснованности вышеприведённых доводов истцов по делу была проведена судебная строительная экспертиза. Согласно экспертного заключения ООФ «» № от ДД.ММ.ГГГГ физический износ оконных блоков в составляет более 60% и требуется их полная замена. Замена оконных блоков обусловлена, как и истечением срока эксплуатации, так и некачественно и несвоевременно проведенным текущим ремонтом. Масляная окраска оконных блоков снаружи здания должна проводиться не реже одного раза в 4 года, окраска окон внутри помещения раз в 8 лет. Выявлено, что окраска производилась некачественно, без снятия старого слоя краски и шпатлевки, в результате чего образовался большой слой краски, который отслаивался с наружной стороны и способствовал гниению деревянных конструкций. Оконные блоки являются конструктивным элементом здания и в данном случае их замену следует отнести к капитальному ремонту (л.д. 111).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО1 пояснил, что основной причиной физического износа оконных блоков является истечение срока их эксплуатации, который рассчитан на 40 лет, а также отсутствие качественного ремонта, который заключался в производстве периодической окраски. Окна подлежат покраске, как с наружной, так и с внутренней стороны. Вместе с тем, отсутствие окраски с внутренней стороны не влияет на их износ. Если окна покрасить с внутренней стороны, но не красить с наружной, то они всё равно будут подвергаться гниению, так как наружная сторона окон находится в агрессивной среде. Таким образом, гниение оконных блоков вызвано отсутствием надлежащей окраски оконных переплётов с наружной стороны.
Согласно "Ведомственных строительных норм. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р)" (утв. Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446) деревянные оконные блоки при физическом износе 61 - 80 % подлежат полной замене.
Из "Ведомственных строительных норм. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. ВСН 58-88 (р)" (утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312) усматривается, что продолжительность эксплуатации оконных блоков до капитального ремонта (замены) составляет 40 лет.
Ответчик не признавая исковые требования, ссылается на вышеприведённые положения ВСН 58-88 (р), указывая, что сорокалетний срок эксплуатации оконных блоков не истёк, а потому обязанность по их капитальному ремонту (замене) не наступила. Не смотря на то, что по условиям договора социального найма, наниматель не обязан красить оконные переплёты снаружи помещения, такая обязанность свою очередь не возложена и на наймодателя, а потому вины ответчика в том, что наступил их преждевременный физический износ вследствие отсутствия окраски, нет.
Оценивая данную позицию ответчика, суд отмечает, что действительно многоквартирный эксплуатируется с момента вселения в него истцов в 1975 года, то есть 35 лет.
Вместе с тем, установленный в Приложении № 3 к ВСН 58-88 (р) сорокалетний срок эксплуатации оконных блоков является рекомендуемым. Так в п. 2.2 ВСН 58-88 (р) установлено, что сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым Прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым Прил. 3 (для элементов зданий и объектов).
Согласно п. 2.3 ВСН 58-88 (р) органы управления жилищным хозяйством независимо от их ведомственной принадлежности, министерства и ведомства, эксплуатирующие объекты коммунального и социально-культурного назначения, могут корректировать продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, приведенные в Прил. 2 и 3, при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении условий комфортного проживания и обслуживания населения.
Ни наймодателем в лице Администрации г. Смоленска, ни управляющей организацией ОАО «Жилищник» оценка технического состояния оконных блоков в до настоящего времени не производилась и решение о сроках их капитального ремонта не принималось. Следовательно, сорокалетний срок эксплуатации оконных блоков не является безусловным, а потому решение о их капитальном ремонте может быть принято с учётом их фактического состояния.
Более того, не имеется правовых оснований для утверждения, что обязанность по окраске оконных переплётов снаружи возложена на нанимателя. Как отмечалось судом выше по условиям ранее действовавших и действующего в настоящего время договора социального найма в обязанности нанимателя входит только окраска оконных переплётов с внутренней стороны, а, значит, вины истцов в гниении окон из-за отсутствия окраски оконных переплётов с наружной стороны нет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что оконные блоки в квартире истцов подлежат замене (капитальному ремонту) вследствие истечении срока их эксплуатации и физического износа. Обязанность по их замене должна быть возложена на Администрацию города Смоленска как на наймодателя, в обязанности которого входит осуществление капитального ремонта жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, а также не организовавшего надлежащей окраски оконных переплётов с наружной стороны, вследствие чего они подверглись гниению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска в течение 3-х месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу произвести замену четырёх деревянных оконных блоков в на новые деревянные оконные блоки, соответствующие ГОСТу 23166-99 «Блоки оконные», проантисептированные аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами.
В удовлетворении исковых требований к ОАО «Жилищник» отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Родионов