ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-93 от 31.05.2011 Сусуманского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Сусуманский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сусуманский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-93/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года г.Сусуман.

Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего Лорман А.А.,

с участием прокурора Щербаковой С.В.,

представителя заинтересованного лица Потереба И.А.,

при секретаре Маковей О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сусумане 31 мая 2011 года в зале судебного заседания № 1 гражданское дело по заявлению прокурора Сусуманского района о признании нормативного правового акта администрации Сусуманского района Магаданской области противоречащим закону,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сусуманского района обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Сусуманского района, о признании противоречащим закону подпункта 2.5.1 пункта 2.5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20, указав в обоснование требований следующее.

Постановлением администрации Сусуманского района № 20 от 25 января 2011 года утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район». Подпунктом 2.5.1 пункта 2.5 данного административного регламента предусмотрено, что в целях получения указанной услуги, заявитель представляет в комитет по архитектуре Сусуманского района заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства с приложением документов, в число которых входят также паспорт гражданина РФ (для физических лиц) и учредительные документы (для юридических лиц - документы, служащие основанием для деятельности юридического лица, к которым могут относиться устав, учредительный договор либо положение об организациях данного вида). Непредставление заявителем документов, указанных в подпункте 2.5.1 пункта 2.5 административного регламента, является одним из оснований для отказа в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги. Между тем, ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен список документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, который истребование у заявителей паспорта гражданина РФ и учредительных документов у юридических лиц не предусматривает, в связи с чем указанный административный регламент в данной части является, по мнению прокурора, незаконным. Принесенный прокурором района 24 марта 2011 года на упомянутое незаконное постановление администрации Сусуманского района протест, в котором указано на необходимость приведения подпункта 2.5.1 пункта 2.5 административного регламента в соответствие с действующим законодательством, отклонен в полном объеме. Полагая, что вышеуказанный нормативный акт является незаконным и его применение приведет к созданию дополнительных административных барьеров, препятствующие реализации законных прав граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечению свободы такого участия, прокурор Сусуманского района просит признать противоречащим закону подпункт 2.5.1 пункта 2.5 упомянутого административного регламента, утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Щербакова С.В., поддержав требования по изложенным в заявлении основаниям в полном объеме, просила признать противоречащим закону подпункт 2.5.1 пункта 2.5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20.

Представитель администрации Сусуманского района Потереба И.А., заявив в судебном заседании о полном несогласии с заявленными прокурором требованиями, пояснила следующее.

Муниципальную услугу по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район» оказывает комитет по архитектуре. При предоставлении данной муниципальной услуги заявителями являются застройщики - физические и юридические лица, которые, согласно п.2.5 административного регламента, лично предоставляют заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства с приложением документов, предусмотренных административным регламентом. Полагает, что установленное п.2.5.1 указанного административного регламента требование о предоставлении заявителями паспорта гражданина РФ либо учредительных документов, является законным, обоснованным и вызвано исключительно необходимостью установления личности физического лица либо правоспособности юридического лица, обратившихся за получением данной муниципальной услуги. Полагает, что установленное п.2.5.1 указанного административного регламента требование о предоставлении заявителями паспорта гражданина РФ либо учредительных документов, является законным, обоснованным и вызвано исключительно необходимостью установления личности физического лица либо правоспособности юридического лица, обратившихся за получением данной муниципальной услуги. Также считает, что утверждение прокурора о том, что оспариваемый им административный регламент является нормативным правовым актом, поскольку, устанавливая функции комитета по архитектуре и жилищной политике в отношении граждан и юридических лиц, затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, не состоятельно и на законе не основано. Нормативность правового акта, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», определяется иными существенными признаками, к которым права, свободы и обязанности человека и гражданина не относятся. Полагая, что административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденный постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20, соответствует закону, просила отказать прокурору в удовлетворении заявления.

Выслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дополнительно представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 2 ст.19 указанного закона, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, передаваемыми им для осуществления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится в том числе и выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Согласно п.9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый прокурором административный регламент издан органом местного самоуправления - администрацией Сусуманского района, содержит рассчитанные на неоднократное применение правовые нормы - правила приема заявлений о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, согласно п.2.10 административного регламента, разрешение на ввод объекта является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства, что, по мнению суда, свидетельствует о направленности оспариваемого акта на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Поскольку оспариваемый прокурором административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденный постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20, издан исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, суд считает, что таковым он и является.

Из заявления прокурора Сусуманского района следует, что им оспаривается законность подпункта 2.5.1 пункта 2.5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20. Однако, при исследовании текста оспариваемого документа в судебном заседании, суд, исходя из его структуры, пришел к выводу о том, что оспариваемые прокурором положения содержатся в пункте 2.5.1 данного нормативного акта.

Пунктом 2.5.1 оспариваемого прокурором административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20, предусмотрено, что в целях получения указанной услуги заявитель представляет в администрацию Сусуманского района заявление о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства с приложением следующих документов: 1) правоустанавливающих документов на земельный участок;

2) градостроительного плана земельного участка;

3) материалов, содержащихся в проектной документации - схем планировочной организации земельного участка, схем, отображающих архитектурные решения, сведений об инженерном оборудовании, проекта организации строительства объекта капитального строительства, проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;

4) положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст.49 Градостроительного кодекса РФ);

5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст.40 Градостроительного кодекса РФ);

6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) паспорта гражданина РФ (для физических лиц);

8) учредительных документов (для юридических лиц - документов, служащих основанием для деятельности юридического лица, к которым могут относиться устав, учредительный договор либо положения об организациях данного вида).

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

На основании ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В соответствии с п.п.14 п.1 ст.7 Устава муниципального образования «Сусуманский район», зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 16 сентября 2010 года, к вопросам местного значения Сусуманского района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.(л.д. 36-60)

Постановлением администрации Сусуманского района № 337 от 25.10.2010 г. утверждено Положение о комитете по архитектуре и жилищной политике администрации Сусуманского района. Данный комитет, в соответствии с п. «б», «в» ч.3.7 Положения, выдает разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Сусуманский район», строительство объектов капитального строительства местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также выдает разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. (л.д.28-32)

Согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Согласно ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением вышеуказанных, не допускается.

Таким образом, перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что включение в установленный п. 2.5.1 оспариваемого регламента перечень прилагаемых к заявлению документов, паспорта РФ (для физических лиц) и учредительных документов (для юридических лиц), нарушает ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прямо запрещающую органам местного самоуправления требовать от заявителей представления каких-либо иных документов, кроме перечисленных в ч.ч. 7 и 9 данной статьи, в число которых ни паспорт гражданина РФ, ни учредительные документы юридического лица, не входят.

Доводы представителя администрации Сусуманского района Потереба И.А. о законности и обоснованности вышеуказанных пунктов, ввиду необходимости установления личности заявителя и правоспособности юридического лица, обратившихся с заявлением о выдаче разрешения на строительство, суд полагает несостоятельными.

Согласно ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами, при этом гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Изъятие у гражданина паспорта, согласно п.22 указанного Положения, запрещается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральным законодательством Российской Федерации изъятие паспорта гражданина РФ органом местного самоуправления, равно как и его включение в перечень документов, представляемых для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, не предусмотрено. Приложение же паспорта гражданина РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство, как предусмотрено п. 2.5.1 оспариваемого регламента, предполагает его изъятие у гражданина, что противоречит вышеприведенным требованиям действующего законодательства.

Поскольку из вышеприведенных положений следует, что личность обратившегося с соответствующим заявлением гражданина устанавливается непосредственно при его обращении в орган местного самоуправления и предъявлении удостоверяющего личность документа, суд считает, что содержащееся в оспариваемом административном регламенте требование о приложении к заявлению о выдаче разрешения на строительство, паспорта гражданина РФ не только не основано на законе, но и не вызывается какой-либо необходимостью.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что факт противоречия действующему законодательству оспариваемого прокурором пункта 2.5.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20, в судебном заседании установлен, заявление прокурора Сусуманского района подлежит удовлетворению.

Поскольку оспариваемый прокурором пункт 2.5.1 административного регламента до вынесения решения суда подлежал применению и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд полагает, что его следует признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.

При подаче данного заявления прокурор, согласно п/п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственную пошлину не оплачивал. С органа местного самоуправления государственная пошлина, в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

удовлетворив заявление прокурора Сусуманского района Магаданской области, признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 2.5.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования «Сусуманский район», утвержденного постановлением администрации Сусуманского района от 25 января 2011 года № 20.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение 10 дней со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, день изготовления мотивированного решения установить 06 июня 2011 года.

Председательствующий А.А.Лорман