Гражданское дело №2-930/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Зеленчукская, КЧР 5 ноября 2013 года
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Щербина О.Н.,
при секретаре судебного заседания Долаевой Л.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Зеленчукского района Яблонского Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Зеленчукского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Зеленчукского района о признании бездействия администрации Архызского сельского поселения в виде нарушения порядка ведения реестра муниципального имущества незаконным,
установил:
Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании бездействия администрации Архызского сельского поселения в виде нарушения порядка ведения реестра муниципального имущества незаконным.
В судебном заседании старший помощник прокурора Зеленчукского района Яблонский Е.С. поддержал заявленные требования и суду пояснил, что прокуратурой Зеленчукского района в ходе проверки исполнения антикоррупционного законодательства выявлены нарушения порядка распоряжения и учёта муниципального имущества Архызского сельского поселения. Органы местного самоуправления ведут реестр муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок ведения реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 № 424. Данным Приказом установлены правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, и подлежащим учету в реестрах. Ведение реестров осуществляется уполномоченным органом муниципального образования.
В реестре муниципального имущества Архызского сельского поселения под номером 5 числится дорога с асфальтовым покрытием. В силу ст. 130 ГК РФ дорога является недвижимым имуществом. Однако в нарушение требований закона реестр не содержит обязательных сведений по объекту муниципального имущества. Отсутствуют: кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе), сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В соответствии с п. 8 порядка ведения реестров муниципального имуществе (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 № 242) сведения об объектах учета содержащихся в реестре носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок.
Бездействие органов местного самоуправления Архызского сельского поселения выразившееся, в отсутствии в реестре муниципального имущества предусмотренных законом сведений по объекту недвижимости нарушает требования ст. 4, 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления», в соответствии с которыми основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются доступность, достоверность открытость информации о деятельности органов местного самоуправления.
Подобная ситуация нарушает права неопределенного круга граждан на получение достоверной информации о муниципальном имуществе Архызского сельского поселения Зеленчукского района в целях занятия предпринимательской и иной деятельностью, основы федеральной политики в области регулирования порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и ведения реестра муниципального имущества, а также интересы Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования.
Кроме того, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в данном случае к информации об объектах муниципального имущества в силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.08г «О противодействии коррупции» также относится к мерам противодействия коррупции.
В связи с изложенным, просит признать бездействие администрации Архызского сельского поселения в виде нарушения порядка ведения Реестра муниципального имущества незаконным и обязать администрацию Архызского сельского поселения в срок до 1 июня 2015 года привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями Порядком ведения реестров муниципального имущества (утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424), дополнив информацию по дороге с асфальтовым покрытием, указанием на кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе), сведениями о кадастровой стоимости недвижимого имущества, реквизиты документов-оснований возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Представитель заинтересованного лица, администрации Архызского сельского поселения, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, при этом в заявлении указав, что заявленные требования признает в полном объеме, со сроками установленными для устранения указанных нарушений согласен.
По правилам ст. 167 ГПК РФ в данном случае суд вправе рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть заявление прокурора Зеленчукского района о признании бездействия администрации Архызского сельского поселения в виде нарушения порядка ведения реестра муниципального имущества незаконным, в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Зеленчукского района требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
В своём ответе от 16.09.2013 г. за № 464 на запрос прокурора Зеленчукского района, Администрация Архызского сельского поселения направила копию Реестра недвижимого имущества Администрации Архызского сельского поселения. Графы указанного Реестра содержат следующие сведения: порядковый номер, наименование объекта, дата принятия к учету, регистрация права собственности. В вышеуказанном реестре под номером 5 числится дорога с асфальтовым покрытием.
Согласно справке старшего помощника прокурора Зеленчукского района, в ходе проверки исполнения антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной и муниципальной собственности выявлены нарушения порядка распоряжения и учета муниципального имущества Архызского сельского поселения. В реестре муниципального имущества Архызского сельского поселения под номером 5 числится дорога с асфальтовым покрытием. В силу ст. 130 ГК РФ дорога является недвижимым имуществом. Однако в нарушение требований закона реестр не содержит обязательных сведений по объекту муниципального имущества. Отсутствуют: кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе), сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Как указано в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правила ведения органами местного самоуправления Реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в Реестры, общие требования к порядку предоставления информации из Реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в Реестрах установлены Порядком ведения органами местного самоуправления Реестров муниципального имущества (утверждённым Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424). Согласно ч. 2 этого Порядка объектами учета в Реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В ст. 4 Порядка указано, что Реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленным суду Реестром муниципальной собственности администрации Архызского сельского поселения не содержит сведений о кадастровом номере муниципального недвижимого имущества, о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе), нет сведений о кадастровой стоимости недвижимого имущества, о дате возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, нет реквизитов документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведений об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В соответствии со ст. 3 Порядка ведения органами местного самоуправления Реестров муниципального имущества (утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424) ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; и осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
Кроме того, отсутствие в реестре муниципального имущества предусмотренной законом информации по объекту недвижимого имущества нарушает требования ст. 4, 6 Федерального закона от 9 февраля 2009г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления», в соответствии с которыми основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются доступность, достоверность открытость информации о деятельности органов местного самоуправления.
Согласно ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 14. ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», ст. 13 Закона КЧР «О местном самоуправления в КЧР» к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п. п. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы, местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Ни одного проекта бюджета, в который включались бы необходимые для надлежащего ведения реестра недвижимого имущества сельского поселения расходы за последние годы, суду не представлено. Не представлены какие-либо доказательства поэтапного исполнения требования закона о ведении реестра муниципального имущества для устранения нарушений ведения реестра муниципальной собственности.
В виду чего, суд с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, считает необходимым установить для этого срок, а также считает возможным установить его до 1 июня 2015 года, как и просит заявитель. При этом ГПК РФ предусматривается возможность обращения с заявлениями об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объёме нарушенных прав и свобод. Этот срок необходимо учитывать с учётом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме нарушений.
Доказательств в подтверждение невозможности к указанному в заявлении сроку исправить допущенные нарушения суду не представлено.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики – удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Архызского сельского поселения в виде нарушения порядка ведения реестра муниципального имущества незаконным.
Обязать Администрацию Архызского сельского поселения в срок до 1 июня 2015 года привести реестр муниципального имущества в соответствие с требованиями порядка ведения реестров муниципального имущества (утв. Пр. Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 года № 424) дополнив информацию по дороге с асфальтовым покрытием указанием на кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведениями о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе), сведениями о кадастровой стоимости недвижимого имущества, реквизитами документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственностью на недвижимое имущество, сведениями об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения.
Решение отпечатано в совещательной комнате на компьютере в одном экземпляре.
Председательствующий судья подпись О.Н.Щербина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>