ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-930/13 от 26.07.2013 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-930/13

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2013 года г. Волжск

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Костина А.Н., при секретаре судебного заседания Шариповой Л.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» и администрации городского округа «Город Волжск» выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта,

Установил:

Волжский межрайонный прокурор обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие Собрания депутатов городского округа «Город Волжск», выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», обязать Собрание депутатов городского округа «Город Волжск» разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск» в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

Обосновывая свои требования, указал, что Волжской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения земельного законодательства и законодательства о муниципальной собственности выявлены нарушения законов в деятельности Собрания депутатов городского округа «Город Волжск», выразившиеся в следующем.

Представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Волжск» является Собрание депутатов городского округа «Город Волжск» в соответствии со ст. 23 и ст. 24 Устава городского округа «Город Волжск», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 30.06.2005 № 89 (в ред. от 29.05.2013 № 388).

В исключительной компетенции представительного органа городского округа «Город Волжск» находится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск».

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 29.05.2013 № 395 признано утратившим силу решение Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 26.01.2006 № 152 «Об арендной плате за землю на 2006 год» (в ред. от 21.03.2012 № 285), утверждавшее Положение «О порядке определения годовой арендной платы за землю», Перечень корректирующих коэффициентов, характеризующих вид деятельности арендатора и целевое использование земельного участка, порядок определения коэффициента, учитывающего срок аренды земельного участка.

Таким образом, в нарушение требований закона Собранием депутатов городского округа «Город Волжск» на настоящий момент не принят муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск».

Бездействием Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на пользование землей в соответствии с порядком и условиями, установленными в соответствии с федеральным законом. Данные нарушения в свою очередь также создают предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку неурегулированность правовых отношений в данной сфере не обеспечивает законность деятельности органов местного самоуправления по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Волжск», поскольку создает препятствия в предоставлении гражданам в аренду земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Волжск».

До судебного заседания Волжский межрайонный прокурор уточнил заявленные требования. Суду представлено уточненное заявление, в котором прокурор просит признать незаконным бездействие Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» и администрации городского округа «Город Волжск», выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», обязать Собрание депутатов городского округа «Город Волжск» и администрации городского округа «Город Волжск» разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск» в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

В обоснование уточненных заявленных требований дополнительно указано на то, что согласно ст. 35 Устава ГО «Город Волжск» полномочиями администрации является экономическое планирование и осуществление экономической политики, управление муниципальным казенным имуществом.

Поскольку Собранием депутатов городского округа «Город Волжск» и администрацией городского округа «Город Волжск» не разработан и не утвержден муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск» нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на пользование землей в соответствии с порядком и условиями, установленными в соответствии с федеральным законом.

Собранием депутатов городского округа «Город Волжск» суду представлен письменный отзыв на заявление, в котором указано, что в рамках возложенной на Собрание депутатов компетенции по определению порядка предоставления, использования земельных участков, находящимися в муниципальной собственности (подпункт 2 пункта 2 статьи 26 Устава) решением Волжского городского Собрания № 193 от 29 апреля 2003 года утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении городского округа «Город Волжск» (далее - Положение). Абзац 6 пункта 2.3. раздела 2 Положения к полномочию Администрации городского округа «Город Волжск» относит утверждение порядка определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Полагает, что разработать и принять муниципальный правовой акт, в рамках возложенных полномочий, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения, должна администрация городского округа «Город Волжск», а не Собрание депутатов.

В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Янгабышев С.Г., уточненные заявленные требования поддержал, пояснил аналогичное изложенному в уточненном заявлении.

Представитель Собрания депутатов ГО «Город Волжск» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала удовлетворению заявленных требований. Суду пояснила аналогичное изложенному в отзыве. Дополнительно пояснила, что решение Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 26.01.2006 № 152 «Об арендной плате за землю на 2006 год» (в ред. от 21.03.2012 № 285), утверждавшее Положение «О порядке определения годовой арендной платы за землю», перечень корректирующих коэффициентов, характеризующих вид деятельности арендатора и целевое использование земельного участка, порядок определения коэффициента, учитывающего срок аренды земельного участка, которое впоследствии признано утратившим силу, было принято за пределами полномочий Собрания депутатов городского округа «Город Волжск». При этом оно действовало поскольку, никем не обжаловалось.

Представитель администрации ГО «Город Волжск» в суд не явился о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.

Согласно ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статьей 36 Конституции Российской Федерации определено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 указанного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 23 Устава городского округа «Город Волжск» структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

-Представительный орган городского округа, именуемый Собрание депутатов ГО «Город Волжск»;

-Глава городского округа, именуемый председатель Собрания депутатов ГО «Город Волжск»;

-Исполнительно –распорядительный орган городского округа, именуемый Администрация ГО «Город Волжск»;

-Финансовый орган городского округа, именуемый Финансовое управление ГО «Город Волжск».

На основании п. 5 ч. 1 и п. 6 ч. 2 ст. 26 Устава городского округа «Город Волжск» в исключительной компетенции Собрания депутатов городского округа находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа. К иным полномочиям Собрания депутатов городского округа относится определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории городского округа.

Судом установлено, что Волжской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения земельного законодательства и законодательства о муниципальной собственности выявлено, что решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 29 мая 2013 года № 395, признано утратившим силу решение Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 26 января 2006 года № 152 «Об арендной плате за землю на 2006 год» (в ред. от 21 марта 2012 года № 285), утверждавшее Положение «О порядке определения годовой арендной платы за землю», перечень корректирующих коэффициентов, характеризующих вид деятельности арендатора и целевое использование земельного участка, порядок определения коэффициента, учитывающего срок аренды земельного участка.

Решением Волжского городского Собрания № 193 от 29 апреля 2003 года утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении городского округа «Город Волжск».

По день рассмотрения дела в суде указанное Положение не отменено и является действующим.

Согласно абз. 6 пункта 2.3 раздела 2 данного положения, глава администрации в области земельных отношений в пределах своей компетенции осуществляет полномочие по утверждению порядка определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки.

Указанное свидетельствует, о том, что представительный орган городского округа «Город Волжск» установил порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», передав соответствующие полномочия администрации ГО «Город Волжск».

Таким образом, оснований для удовлетворения уточненных заявленных требований о признании незаконным бездействия Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» и обязании Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», не имеется.

Из материалов дела и пояснений представителя Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» следует, что по день рассмотрения настоящего дела в суде муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», не принят.

Суд соглашается с доводами прокурора и представителя Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» о том, что полномочиями по разработке и утверждению муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», обладает администрация ГО «Город Волжск».

Довод заявления о том, что бездействием администрации городского округа «Город Волжск» нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на пользование землей в соответствии с порядком и условиями, установленными в соответствии с федеральным законом является обоснованным. Данные нарушения в свою очередь также создают предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку неурегулированность правовых отношений в данной сфере не обеспечивает законность деятельности органов местного самоуправления по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Волжск», поскольку создает препятствия в предоставлении гражданам в аренду земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Волжск».

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что бездействие  администрации городского округа «Город Волжск»,   выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск»  являются незаконными. Заявленные требования в указанной части следует признать обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Волжск», выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск».

Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск» в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» и обязании Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа «Город Волжск», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Костин

Решение принято в окончательной форме:

29 июля 2013 года