ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-930/15 от 01.06.2015 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

№ 2-930/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Слепнёвой С.О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» к Северобайкальскому РОСП УФССП по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия об уменьшении исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» в лице представителя по доверенности Горбачевой Ж.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указывая в обоснование заявленных требований, что АМО «Северо-Байкальский район» является должником по исполнительному производству, возбужденному в Северобайкальском РОСП <дата> на основании исполнительного листа, выданного Северобайкальским городским судом Республики Бурятия по делу № , вступившем в законную силу <дата> г., предмет исполнения: предоставить Елизаровой Е.Ю. с членами семьи жилое помещение в п. Нижнеангарск, общей площадью не менее 41.1 кв. м. в пользу взыскателя Елизаровой Е.Ю., постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в адрес Администрации <дата>

Администрацией МО «Северо-Байкальский район» были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. <дата> Елизаровой Е.Ю. было предложено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>1, <дата> во исполнение данного требования Елизаровой Е.Ю. было предложено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. Бюджет МО «Северо-Байкальский район» на <дата> утвержден с предельным дефицитом. Доходная и расходная части бюджета не позволили принять новые расходные обязательства на приобретение жилого помещения для последующего предоставления Елизаровой Е.Ю. Многоквартирный дом по адресу <адрес> включен в адресную программы «переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в <дата>», утвержденную Постановлением Правительства РБ от <дата> г., срок расселения граждан проживающих по <адрес> до <дата> На основании указанных обстоятельств и положения ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просила суд уменьшить Администрации МО «Северо-Байкальский район» исполнительский сбор по исполнительному производству от <дата>

В судебном заседании представитель истца по доверенности Горбачева Ж.В. исковые требования и доводы изложенные в иске поддержала в полном объеме, пояснила, что предоставление жилого помещения Елизаровой возможно только в рамках программы по переселению, в связи с дефицитом бюджета выделить денежные средства на приобретение жилого помещения не возможно.

Начальник Северобайкальского РОСП УФССП по РБ Купцова С.Д., являющаяся также представителем по доверенности УФССП России по Республике Бурятия в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснила, истцом не доказано наличие уважительных причин в неисполнении решения суда, в связи с чем основания для уменьшения исполнительского сбора отсутствуют.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Нормой ст. 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрены основания и порядок установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора, являющегося денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в производстве Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия находится на принудительном исполнении исполнительное производство , возбужденное <дата> на основании исполнительного листа, выданного Северобайкальским городским судом РБ на основании решения от <дата> по делу предметом исполнения которого является обязанность Администрации МО «Северо-Байкальский район» предоставить Елизаровой Е.Ю. с членами семьи Лоптевым Ю.Н., Лоптевой Г.М., Лотева А.Ю., Елизарова К.Е. жилое помещение в поселке Нижнеангарск, Северобайкальского района Республики Бурятия, общей площадью не менее 44.1 квадратных метров

В ходе проведения исполнительских действий в период с января по <дата> г. судебным приставом исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП Залуцкой О.С. в адрес должника Администрации МО «Северо-Байкальский район» были направлены три требования об исполнении решения суда: <дата>, <дата>, <дата>

<дата> судебным приставом исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП Залуцкой О.С. вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «Северо-Байкальский район» исполнительского сбора по исполнительному производству в сумме <руб.коп.>.

Из содержания ст. 112 Федерального закона следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. ч.6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления. В качестве первейшего из таких принципов в ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в комментируемый Закон. Данный принцип наряду с прочим нашел свое отражение в определении понятия "вопросы местного значения", данном в ч. 1 ст. 2 данного Закона: вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Принцип самостоятельности бюджетов, в силу ст.31 Бюджетного кодекса РФ означает также право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Положениями ст.52 и ст.53 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, но с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Как установлено в судебном заседании бюджет МО «Северо-Байкальский район» на <дата> был утвержден решением Совета депутатов Муниципального образования «Северо-Байкальский район» от <дата> с дефицитом в сумме <руб.коп.>

<дата> Администрацией МО «Северо-Байкальский район» была утверждена Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2014-2017 годах».

<дата> в адрес Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия была направлена заявка на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме <руб.коп.>. в целях реализации этапа <дата> адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках указанной программы <дата> между Министерством строительства и модернизации ЖКК и Администрацией МО «Северо-Байкальский район» <дата> было заключено соглашение о долевом софинансировании.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд учитывает доводы истца о том, что финансовые средства, предусмотренные в местном бюджете на <дата>. и <дата>., не позволили администрации МО «Северо-Байкальский район» обеспечить жильем взыскателя в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа единовременно и в полном объеме.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому при его взыскании должны соблюдаться вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Таким образом, с учетом анализа вышеуказанных норм законодательства и представленных доказательств уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для уменьшения исполнительского сбора на ? часть, то есть на <руб.коп.>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уменьшить исполнительский сбор на <руб.коп.>. по постановлению судебного пристава-исполнителя Северобайкальского РОСП УФССП по РБ от <дата> о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации МО «Северо-Байкальский район» по исполнительному производству предметом исполнения которого является предоставление Елизаровой Е.Ю. с членами семьи жилого помещения

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 03 июня 2015 года

Судья: В.В. Атрашкевич