Мотивированное решение вынесено 20.10.2017г.
Дело № 2-930/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2017 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Воловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угличского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Угличского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности разработать и утвердить положения об особо охраняемых природных территориях местного значения, установить границы особо охраняемых природных территорий,
у с т а н о в и л:
Угличский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием обязать Администрацию УМР в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Угличского муниципального района, установить границы особо охраняемых природных территорий местного значения УМР.
В исковом заявлении указано, что по результатам проверки, проведенной Угличской межрайонной прокуратурой, выявлены нарушения со стороны Администрации УМР в части исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. Установлено, что на территории УМР имеются пять объектов, относящихся к категории особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), расположенных на землях физических и юридических лиц. До настоящего времени органом местного самоуправления в нарушение действующего законодательства положения об ООПТ местного значения не разработаны и не утверждены, межевание земельных участков не произведено, границы не установлены, сведения для постановки данных объектов на кадастровый учет не предоставлены.
В судебном заседании помощник Угличского межрайонного прокурора Шурыгина А.М. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, уточнив срок исполнения заявленных требований- в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Угличского МР по доверенности ФИО1 в судебном заседании по существу иска, с учетом уточненного срока исполнения заявленных требований, не возражал. Подтвердил наличие нарушений со стороны Администрации УМР в части не принятия мер по разработке и утверждению положений об ООПТ, установлению их границ. Пояснил, что в настоящее время органом местного самоуправления принимаются меры для устранения выявленных прокуратурой нарушений: организовываются работы по установлению границ ООПТ, разрабатываются соответствующие положения, однако сделать это ранее, чем через шесть месяцев, не представляется возможным. Указал, что в 2015 году по заявлению собственников земельных участков, расположенных в зоне ООПТ «Правый берег р. Волга», было принято решение об изменении границ данной территории. Необходимые сведения для внесения соответствующих изменений в кадастр были направлены Администрацией УМР в 2016 году в адрес Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Также в Департамент и ранее направлялась информация по ООПТ, имеющихся в Угличском районе, однако постановка данных территорий на кадастровый учет так и не была осуществлена.
Выслушав прокурора, представителя ответчика Администрации УМР, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет понятие особо охраняемой природной территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Часть 1 ст. 1 данного закона устанавливает, что законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Установлено, что в соответствии с Постановлением главы Угличского муниципального округа № 600 от 07.07.2015 г. «Об особо охраняемых природных территориях» на территории Угличского муниципального района утвержден перечень ООПТ местного значения, в которой входит пять объектов: «Остров Александровский», «ФИО2 реки Корежечна», «урочище Передериха», «Правый берег реки Волга», «Правый берег реки Улейма». Данным постановление также определены площадь и границы охранной зоны указанных объектов. ООПТ располагаются на землях физических и юридических лиц.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения на территории Ярославской области регулируются Законом Ярославской области от 28.12.2015 г. № 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ярославской области, иными законами Ярославской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона ЯО от 28.12.2015 г. № 112-з, с учетом особенностей режима особой охраны и целей создания особо охраняемых природных территорий устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: туристско-рекреационные местности; природные резерваты; природно-культурные местности; болотные комплексы; парки.
В силу положений ст. 4 вышеуказанного Закона предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения создаются, реорганизуются и упраздняются в порядке, установленном Правительством Ярославской области, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона. Особо охраняемые природные территории местного значения создаются на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования, по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области. В случае если создаваемая особо охраняемая природная территория местного значения будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Ярославской области, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления муниципального образования Ярославской области согласовывает с Правительством Ярославской области.
Основные характеристики конкретной особо охраняемой природной территории регионального или местного значения, описание ее границ, режим особой охраны определяются положением об особо охраняемой природной территории, утверждаемым соответственно Правительством Ярославской области или органом местного самоуправления муниципального образования Ярославской области. Информация о создании особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения размещается соответственно на портале органов государственной власти Ярославской области и на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Частью 4 ст. 5 Закона предусмотрено, что особо охраняемые природные территории учитываются при подготовке генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, схемы территориального планирования Ярославской области, в том числе при внесении изменений в указанные документы территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, лесоустроительной документации. В части 6 данной статьи указано, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками.
В соответствии со ст. 13 Закона в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития Ярославской области ведется государственный кадастр Ярославской области особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (далее - кадастр).
Кадастр включает в себя сведения о статусе особо охраняемых природных территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Ведение кадастра осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области осуществляют сбор и обновление сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения и направляют их в уполномоченный орган для включения в кадастр.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспорено, до настоящего времени положения об особо охраняемых территориях местного значения в Угличском муниципальном районе не разработаны и не утверждены, межевание участков ООПТ не проведено. Определение границ установленных постановлением главы УМО № 600 от 07.07.2005 г. ООТП на местности не производилось, на кадастровый учет данные объекты не поставлены.
В связи с допущенными нарушениями в области исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в адрес главы УМР ЯО 13.07.2016 г. Угличской межрайонной прокуратурой внесено представление, требования которого не исполнены до настоящего времени.
Суд соглашается с мнением прокурора о том, что длительное неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, касающихся разработки и утверждения положений об ООПТ местного значения, установлении границ данных территорий, является нарушением режима особой охраны указанных территорий, требующих учета и контроля за их состоянием, что соответственно, может повлечь угрозу причинения вреда ООПТ.
Таким образом, суд полагает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая необходимость предоставления ответчику достаточного количества времени для разработки и утверждения соответствующей документации и проведения межевых работ, отсутствие возражений со стороны прокурора, суд полагает возможным предоставить Администрации УМР срок для исполнения возложенных на нее обязанностей в пределах шести месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать Администрацию Угличского муниципального района Ярославской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Угличского муниципального района, установить границы особо охраняемых природных территорий местного значения Угличского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В.Долгощинова