ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-931/13 от 02.08.2013 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-931/13

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2013 года г. Волжск

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Костина А.Н., при секретаре судебного заседания Шариповой Л.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

Установил:

Волжский межрайонный прокурор обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил Постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 1046) признать противоречащим закону, недействующим и не подлежащими применению со дня его принятия.

В обоснование заявленного требования указано, что администрацией ГО «Город Волжск» принято постановление от 27 мая 2013 года № 873 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» (в ред. от 28 июня 2013 года № 1046), которое противоречит ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подлежит отмене по следующим основаниям. Данный нормативный правовой акт опубликован в средствах массовой информации - в газете «Волжская правда» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 вышеназванного постановления предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 12 га., расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, в микрорайоне «Машиностроитель» в южной части кадастрового квартала 12:16:0802002 в целях индивидуального жилищного строительства.

Постановлением главы городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории городского округа «<адрес>» были назначены к проведению публичные слушания на тему: «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в южной части кадастрового квартала <адрес> Республики Марий Эл». Постановление опубликовано в газете «Волжская правда» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Волжским межрайонным прокурором был принесен протест на постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», в котором был поставлен вопрос об отмене вышеназванного постановления.

По результатам рассмотрения протеста прокурора постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части уточнения местоположения границ земельного участка, расположенного в южной части кадастрового квартала <адрес> Республики Марий Эл (кадастровый квартал 12:16:0802002), а именно предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 1,2 га., расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, в микрорайоне «Машиностроитель» в южной части кадастрового квартала №, сведения о землях в составе которого внесены в государственный кадастр недвижимости и имеют следующие кадастровые номера: «№».

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с указанными кадастровыми номерами не подлежал обсуждению на публичных слушаниях.

Таким образом, постановление администрации городского округа «<адрес>» от 27 мая 2013 года № 873 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» (в ред. от 28 июня 2013 года № 1046) принято без проведения публичных слушаний по данному вопросу и противоречит действующему законодательству.

Вышеуказанное постановление противоречит федеральному законодательству и в целом незаконно предоставляет разрешение на условно разрешенный вид использования земельных указанных участков без проведения предусмотренных ст. 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации публичных слушаний по данному вопросу, тем самым нарушая право граждан на местное самоуправление.

В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Янгабышев С.Г., заявленные требования поддержал, пояснил аналогичное изложенному в заявлении.

Представитель администрации ГО «Город Волжск» Александрова О.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала удовлетворению заявленных требований. Суду пояснила, что поскольку публичные слушания проводились в отношении кадастрового квартала 12:16:0802002, место нахождение которого указано в оспариваемом постановлении, а публичные слушания были доступны для всех граждан, нарушения прав граждан принятием данного постановления не допущено. Кроме того после внесения представления прокурора, администрацией внесены изменения в оспариваемое постановление, в части указания десяти земельных участков, которые находятся в границах кадастрового квартала 12:16:0802002.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 07 мая 2013 года № 72) на публичные слушания выносятся вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

В соответствии со ст. 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации «Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Судом установлено, что постановлением главы городского округа «<адрес>» от 22 апреля 2013 года № 15 на территории городского округа «<адрес>» назначены к проведению публичные слушания на тему: «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в южной части кадастрового квартала <адрес> Республики Марий Эл». Данное Постановление опубликовано в газете «Волжская правда» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1 Постановления главы администрации городского округа «<адрес>» от 27 мая 2013 года № 783 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 12 га, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, в микрорайоне «Машиностроитель» в южной части кадастрового квартала 12:16:0802002 в целях индивидуального жилищного строительства.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. ФЗ от 07 июня 2013 года № 21-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

По результатам рассмотрения протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, на оспариваемое постановление, постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 873, в части уточнения местоположения границ земельного участка, расположенного в южной части кадастрового квартала <адрес> Республики Марий Эл (кадастровый квартал 12:16:0802002), а именно предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка ориентировочной площадью 1,2 га., расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, в микрорайоне «Машиностроитель» в южной части кадастрового квартала №, сведения о землях в составе которого внесены в государственный кадастр недвижимости и имеют следующие кадастровые номера: «№».

Изложенные обстоятельства полностью подтверждают довод заявления о том, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с указанными кадастровыми номерами не подлежал обсуждению на публичных слушаниях.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление администрации городского округа «<адрес>» от 27 мая 2013 года № 873 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» (в ред. от 28 июня 2013 года № 1046) противоречит действующему законодательству поскольку принято без проведения публичных слушаний в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: «№».

Главой 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что публичные слушания являются формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что оспариваемое постановление нарушает право граждан на местное самоуправление.

Согласно со ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, поскольку незаконно предоставляет разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков без проведения предусмотренных ст. 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации публичных слушаний по данному вопросу в отношении земельных участков с вновь присвоенными кадастровыми номерами.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление предоставляющее разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на участие в осуществлении местного самоуправления, поскольку принято без проведения публичных слушаний.

Заявленные требования следует признать обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, удовлетворить.

Постановление администрации городского округа «Город Волжск» от 27 мая 2013 года № 873 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» (в ред. Постановление администрации городского округа «Город Волжск» от 28 июня 2013 года № 1046) признать противоречащим закону, недействующим и не подлежащими применению со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Костин

Решение принято в окончательной форме:

07 августа 2013 года