ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9326/18 от 06.12.2018 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-9326/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретаре Серикове Р.В.,

С участием представителя ответчика ФИО1,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Военному комиссариату Амурской области о взыскании расходов на оплату обучения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с данным исковым заявлением к Военному комиссариату Амурской области, в обоснование заявленных требований указав, что работает у ответчика с 01.04.1995 года в отделе подготовки и призыва граждан на военную службу в должности медицинской сестры. В декабре 2016 года истцу было вручено уведомление о необходимости подтверждения права на занятие медицинской деятельности. По договору от 17.05.2017 года истец находилась на обучении по циклу «Первичная медико-профилактическая помощь населению» в ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж». Стоимость обучения составила 13200 рублей. Расходы по оплате обучения истец несла самостоятельно. После прохождения полного курса обучения с 17.05.2017 года по 16.06.2017 года ФИО2 выдано удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста. Однако Военный комиссариат Амурской области отказался компенсировать истцу расходы на обучение. Отказ Военного комиссариата Амурской области считает незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, истец ФИО2 просила суд взыскать с военного комиссариата Амурской области в ее пользу расходы на оплату обучения по сертификационному циклу «Первичная медико-профилактическая помощь населению» в ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» в 2017 году в размере 13200 рублей.

Будучи извещенной о месте и времени судебного заседания в него не явилась истец, о причинах неявки суду не сообщила, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Учитывая мнение представителя ответчика, а также положения ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившегося истца.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Амурской области с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указала, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) контракты заключаются согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Согласно расходному расписанию Военному комиссариату Амурской области, как получателю денежных средств федерального бюджета, по расходованному коду бюджетной классификации было выделено 90000 рублей бюджетных средств на цели профессиональной переподготовки работников, при этом потребность указанных денежных средств в 2017 году составила 260000 рублей. В 2017 году дополнительные средства на указанные статьи расходов Военному комиссариату Амурской области не выделялись, а выделенные денежные средства в размере 90000 рублей были реализованы. На момент обучения ФИО2 в ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» в период с 17.05.2017 года по 16.06.2017 года лимиты бюджетных средств, выделенных Военному комиссариату Амурской области для обучения специалистов в 2017 году, были исчерпаны. 17.05.2017 года между истцом и ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» был заключен договор, в соответствии с которым ФИО2 обязана оплатить полную стоимость обучения в размере 13200 рублей за счет собственных средств в кассу ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж», в связи с чем оснований для взыскания с Военного комиссариата расходов на обучение не имеется. Представитель ответчика просил в иске ФИО2 отказать.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В силу ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя всоответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 03.08.2012 года № 66н утверждены Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, согласно которым совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки (п. 3). Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности (п. 4).

Из материалов дела следует, что истец ФИО2 проходит службу в Военном комиссариате Амурской области в должности медицинской сестры.

27 декабря 2016 года ФИО2 вручено уведомление, согласно которому срок действия сертификата истца как специалиста истекает 16 июня 2017 года, в связи с чем ей необходимо в срок до 16 июня 2017 года предоставить действующий сертификат специалиста, подтверждающий право истца на занятие медицинской деятельностью. Одновременно разъяснено, что в случаю не предоставления такого сертификата, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае истечения срока действия специального права в соответствии с Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Военного комиссариата Амурской области № 359 от 18 апреля 2017 года ФИО2 направлена на повышение квалификации в ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» в период с 17 мая 2017 года по 16 июня 2017 года, на указанный период за ФИО2 сохранена средняя заработная плата по основному месту работы.

17 мая 2017 года между ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» и ФИО2 заключен договор № 1088 об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам по специальности «сестринское дело» цикла «первичная медико-профилактическая помощь населению».

Пунктом 4.1 договора установлена цена оказываемых услуг, которая составила 13 200 рублей.

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № 1821 от 05.06.2017 года, кассовому чеку от 05.06.2017 года стоимость образовательной программы оплачена истцом в полном объеме в размере 13 200 рублей.

16 июня 2017 года по окончанию образовательной программы и сдачи итоговой аттестации истцу были выданы сертификат специалиста, регистрационный номер № 30496, о допуске ФИО2 к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «сестринское дело», удостоверение о повышении квалификации, регистрационный номер 6778, по дополнительной профессиональной программе «первичная медико-профилактическая помощь населению».

Как следует из материалов дела, 16 января 2018 года ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила произвести оплату за обучение в размере 13 200 рублей.

11 мая 2018 года ответчиком отказано истцу в возмещении расходов на обучение в заявленном размере со ссылкой на то, что лимиты бюджетных средств на данные цели в 2017 году были израсходованы в полном объеме, и дополнительные средства распределителем не доводились. Заявление ФИО2 с приложенными к нему документами были возвращены последней без исполнения.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 69).

Повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности (п.п. «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291).

В соответствии с п.п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Из статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ следует, что выполнение лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Следовательно, наличие сертификата специалиста является обязательным условием для занятия медицинской деятельностью, предусмотренным законом.

Таким образом, системное толкование вышеприведенных норм позволяет суду прийти к выводу, что повышение квалификации в рассматриваемом случае является обязанностью работодателя в силу статей 187, 196 Трудового кодекса РФ. Работодатель должен создавать все необходимые условия для обучения и предоставлять гарантии, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, трудовыми договорами.

При таких обстоятельствах, анализируя вышеприведенных положений закона, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что повышение квалификации ФИО2 является условием продолжения ее работы по должности медицинской сестры, а именно, наличие сертификата о допуске к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности является необходимым условием выполнения ей обязанностей по занимаемой должности, и обусловлено требованием закона, в связи с чем заявленные истцом требования о взыскании денежных средств, потраченных на повышение квалификации, являются обоснованными.

При этом суд считает необходимым отметить, что недостаточное финансирование не является достаточным основанием для отказа истцу в выплате денежных средств, потраченных на обучение, при наличии у работодателя обязанности по организации обучения.

Доводы представителя ответчика о том, что, поскольку договор об образовании на обучение заключен между истцом и образовательным учреждением, то Военный комиссариат Амурской области не является стороной данный правоотношений и не должен компенсировать работникам расходы за обучение, судом не могут быть приняты во внимание в виду того, что именно по направлению работодателя истец ФИО2 была направлена на повышение квалификации в ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж», что также подтверждается приказом Военного комиссариата о направлении на курсы повышения квалификации № 359 от 18.04.2017 года.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства в совокупности с положениями закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца ФИО2 к Военному комиссариату Амурской области в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые заявление ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Амурской области в пользу ФИО2 расходы на оплату обучения в размере 13200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 10 декабря 2018 года.

Председательствующий: Е.А. Фирсова