Дело № 2-932/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2018 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Петровой С.А.
при секретаре Сычёвой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» об отмене приказа о снижении размера выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ от 25.01.2018,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО4 обратилась в суд с уточненным иском к областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (далее по тексту ОГКУ «Правительство для граждан») об отмене приказа о снижении размера выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ от 25.01.2018, указав в обоснование своих требований о том, что она является сотрудником Заволжского отдела ОГКУ «Правительство для граждан» с 12.01.2015. Приказом директора ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» ей на 20% был снижен размер стимулирующих выплат за качество выполняемых работ, оказываемых услуг (отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна») в январе 2018 года. Считает приказ незаконным, поскольку согласно п.1. трудового договора её заработная плата складывается: из должностного оклада; выплат стимулирующего характера; выплат за качество выполняемых работ, оказываемых услуг; за интенсивность и высокие показатели; выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Согласноп.4.2. Положения об оплате труда, действующего у работодателя, к выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ, оказываемых услуг; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премии по итогам работы за определенный период времени; доплаты за ученую степень; надбавки за почетные звания СССР, РСФСР, Российской Федерации, Ульяновской области; надбавки, отражающие особенности деятельности Учреждения и отдельных категорий работников учреждения; персональные надбавки. Выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы работника учреждения (п. 4.8. Положения об оплате труда). В соответствии с п.2.9. Приложения №1 к Положению об оплате труда, «отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» является показателем интенсивности и высоких результатов работы сотрудников МФЦ. В январе 2018 года отсутствовали жалобы заявителей в отношении её работы. Полагает применение к ней меры в виде снижения размера выплаты стимулирующего характера незаконным и необоснованным. Просит отменить приказ от 25.01.2018 директора Областного государственного казённого учреждения «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» о снижении старшему специалисту группы по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г.Ульяновск, Заволжский район) на 20% размера выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ, оказываемых услуг (отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна») в январе 2018 года; признать недействительным приказ № от 19.03.2018 о внесении изменений в приказ от 25.01.2018 №.
Истица ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что 17.01.2018 в ОГКУ «Правительство для граждан» обратилась ФИО1 Она приняла у неё документы и передала их специалисту ФИО2 При проверке пакета документов ФИО2 обнаружила отсутствие заявления ФИО1 Она созвонилась с заявителем, та ей пояснила что заявления у неё нет, но позже она перезвонила и сказала, что нашла заявление в других документах и обещала завезти его в ОГКУ «Правительство для граждан» на следующий день. На следующий день заявление ФИО1 принес её отец. Она приложила заявление к пакету документов и передала на исполнение в установленные сроки. О случившемся была поставлена в известность руководитель центра ФИО3, с которой у неё плохие отношения. ФИО1 вызывали в центр для дачи объяснений. Жалобы от ФИО1 не поступало.
Представитель истицы адвокат Безпятко В.Г. в судебном заседании уточненные требования и доводы ФИО4 поддержал. Пояснил, что ответчиком грубо нарушены нормы трудового законодательства. ФИО4 не была своевременно ознакомлена с приказами о снижении выплаты стимулирующего характера.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. В отзыве на иск указывает, что истица была принята на работу в отдел по работе с физическими и юридическими лицами на должность <данные изъяты> в ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» (далее учреждение было реорганизовано и переименовано в областное государственное казённое учреждение «Корпорация развития интернет-технологий-многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области (ОГКУ «Правительство для граждан»), с ней был заключен трудовой договор от 12.01.2015 №, издан приказ о приеме на работу от 12.01.2015 №. С 01.11.2017 истица была переведена на должность старшего специалиста группы по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г. Ульяновск, Заволжский район). Согласно докладной записки начальника центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г.Ульяновск, Заволжский район) 17.01.2018 ФИО4 был принят пакет документов по государственной услуге по назначению и выплате государственных выплат отдельным категориям граждан в части назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка от ФИО1 В ходе проверки ведущим специалистом группы сопровождения предоставления государственных и муниципальных услуг ФИО2 было выявлено, что в деле отсутствует заявление. Об этом было сообщено <данные изъяты> ФИО4 Дело было передано ей на доработку. 18.01.2018 около 9.00 час. ФИО4 передала пакет документов ФИО1 вместе с недостающим заявлением, указав, что заявление от ФИО1 передал ФИО4 отец ФИО1 Заявление было подписано. Подтверждения, что указанное заявление подписано именно ФИО1 не имелось. Начальником центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г.Ульяновск, Заволжский район) была представлена служебная записка о снижении ФИО4 размера выплат стимулирующего характера, в связи с тем, что ею был принят не полный комплект документов для предоставления государственной услуги, что могло привести к отказу в ее предоставлении. В целях рассмотрения сложившейся ситуации была созвана комиссия по вопросам выплат стимулирующего характера работникам ОГКУ «Правительство для граждан». Основанием снижения размера выплат послужил протокол заседания комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера работникам ОГКУ «Правительство для граждан» от 19.01.2018 №. ФИО4 была снижена выплата стимулирующего характера на 20% за качество выполняемых услуг. При оформлении документов по результатам заседания комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера работникам ОГКУ «Правительство для граждан» была допущена ошибка, которая не является основанием для отмены оспариваемого истицей приказа.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст.8 ТК РФ).
ФИО4 в соответствии с приказом № от 12.01.2015 была принята специалистом в отдел по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г. Ульяновск, Заволжский район). Далее учреждение было реорганизовано и переименовано в областное государственное казённое учреждение «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области (ОГКУ «Правительство для граждан»), с ней был заключен трудовой договор от 12.01.2015 №.
С 01.11.2017 ФИО4 была переведена на должность <данные изъяты> центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г.Ульяновск, Заволжский район).
В последующем с истицей было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым были внесены изменения относительно размера должностного оклада.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст.129 ТК РФ).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, работодатель обязан обеспечить работнику минимальный уровень заработной платы, а надбавки и выплаты стимулирующего характера устанавливаются и выплачиваются работодателем на основании локальных нормативных актов, в том числе в зависимости от наличия фонда оплаты труда, квалификации работника, сложности и важности выполняемой им работы, степени трудового участия и других факторов, позволяющих работодателю выплачивать данные выплаты.
При этом, определение размера надбавок и доплат стимулирующего характера, является исключительно прерогативой работодателя исходя из индивидуального вклада каждого работника в общий результат деятельности всего трудового коллектива.
В соответствии с трудовым договором от 12.01.2015 № за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных условиями договора ФИО4 установлена заработная плата в размере: должностного оклада; выплаты стимулирующего характера; выплаты за качество выполняемых работ, оказываемых услуг 100% от должностного оклада; за интенсивность и высокие результаты работы 110% от должностного оклада; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Выплаты стимулирующего характера могут быть не выплачены работнику либо выплачены частично в случае имеющихся производственных упущений в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников ОГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».
Как следует из п.4 Положения о системе оплаты труда работников казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» следует, что вопросы, касающиеся установления работникам учреждения выплат стимулирующего характера, повышения или снижения их размеров, а равно лишения работников учреждения выплат стимулирующего характера рассматриваются комиссией по вопросам выплат стимулирующего характера, которая на основании представлений руководителей структурных подразделений оценивает результаты деятельности работников, о чем издается приказ учреждения.
Положение о комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера работникам областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» утверждено приказом № от 13.10.2016 года.
Приложением № 2 к приказу утвержден состав комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера.
Приложением № 1 к указанному положению установлены показатели интенсивности и высоких результатов работы и качества выполняемых работ, оказываемых услуг работников областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий –многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».
В общие показатели качества выполняемых работ, оказываемых услуг всех структурных подразделений входит: соблюдение правил трудовой дисциплины; соблюдение исполнительской дисциплины; отсутствие обоснованных претензий к работе структурного подразделения со стороны других подразделений учреждения.
19.01.2018 состоялось заседание комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера работникам ОГКУ «Правительство для граждан» (протокол №), где принято решение о снижении выплат стимулирующего характера ФИО4 на 20% за невыполнение показателей интенсивности и качества выполняемых работ, оказываемых услуг.
Приказом № от 25.01.2018 ФИО4 снижен на 20% размер выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ, оказываемых услуг (отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна») в январе 2018 года. ФИО4 была ознакомлена с приказом 12.02.2018.
19.03.2018 приказом № внесены изменения в указанный выше приказ следующего содержания: слова «отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» заменить словами «соблюдение исполнительской дисциплины». Основанием для издания приказа послужил протокол заседания комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера работникам ОГКУ «Правительство для граждан» от 16.03.2018 №.
Суд на основании оценки собранных по делу доказательств, учитывая основания и предмет заявленных требований, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4, поскольку полагает, что спорные выплаты носят дополнительный и стимулирующий характер, начисление которых работнику является правом, а не обязанностью работодателя и напрямую зависит от личного вклада работника в деятельность предприятия, а также от деятельности предприятия в целом. Работодатель в пределах своей компетенции, на основании локального нормативного акта, рассмотрел вопрос об установлении выплат стимулирующего характера и снизил истице выплаты стимулирующего характера.
Допрошенные в суде свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО3 подтвердили, что в принятом истицей от ФИО1 пакете документов, отсутствовало её личное заявление о предоставлении услуги. Впоследствии заявление ФИО1 передано в ОГКУ «Правительство для граждан» третьим лицом.
Вместе с тем, в должностные обязанности ФИО4 входит: прием документов от заявителей и выдача результатов предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом проверяет тождественность личности заявителя, обратившегося за предоставлением государственной услуги, с лицом, изображенным в представленных им фотографиях и документе, удостоверяющем личность.
По мнению суда, истицей нарушены должностные обязанности и работодатель правомерно произвел снижение выплат стимулирующего характера.
Оснований для признания недействительным приказа № от 19.03.2018 о внесении изменений в приказ № от 25.01.2018 не имеется. Данным приказом были внесены изменения в приказ № от 25.01.2018.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» об отмене приказа № от 25.01.2018 «О снижении размеров выплат стимулирующего характера в январе 2018 года» и признании недействительным приказа № от 19.03.2018 «О внесении изменений в приказ № от 25.01.2018», отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова