Дело № 2-932/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года город Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Гараничевой И.П.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.Г.,
с участием:
истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Железноводский художественно-строительный техникум»
о признании действий незаконными, возложении обязанности опломбировать приборы учета, обеспечить подключение электроэнергии, предоставить расчет задолженности по электроэнергии, производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, произвести перерасчет платы коммунальных услуг,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Железноводский художественно-строительный техникум» (далее - ГБПОУ ЖХСТ) о признании действий незаконными, возложении обязанности опломбировать приборы учета, обеспечить подключение электроэнергии, предоставить расчет задолженности по электроэнергии, производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, произвести перерасчет платы коммунальных услуг.
Свои требования мотивирует тем, что проживает в общежитии техникума, в котором пользуется помещениями, общей площадью 50,5 кв.м. (комнаты №, № и вспомогательное помещение кухни) и производит оплату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения непосредственно на расчетный счет ответчика. В 2014 году ответчик обратился в суд с иском о взыскании с нее задолженности по оплате коммунальных услуг, решением Железноводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ГБПОУ ЖХСТ о взыскании с нее задолженности по оплате коммунальных услуг были удовлетворены частично, суд взыскал с нее и ФИО4 задолженность за период с января 2012 года по ДД.ММ.ГГГГ за пользование жилым помещением (плата за наем) в сумме 12027 рублей 54 копейки, задолженность за отопление в размере 28791 рублей 86 копеек, в иске ГБПОУ ЖХСТ к ней и ФИО4 о взыскании с них задолженности по оплате коммунальных услуг по нормативу потребления отказал, так как судом было установлено, что в жилых помещениях, находящихся в ее пользовании, установлены приборы учета воды и электроэнергии. Но, несмотря на это, ответчик выставляет счета, на оплату, исходя из нормативов потребления, а не за фактически использованные коммунальные услуги, определяемые по показаниям приборов учета. Она установила электрический счетчик в 2012 году и неоднократно обращалась в Администрацию ГБПОУ ЖХСТ с письменными и устными просьбами опломбировать приборы учета электроэнергии и воды. ДД.ММ.ГГГГ ею подано очередное заявление об опломбировке счетчика электроэнергии (вх.№), до настоящего время счетчик не опломбирован по неизвестным ей причинам, расчет оплаты в 2015, 2016, 2017 и 2018 году ответчик продолжает производить по нормативу потребления электроэнергии, вместе с тем, в квитанциях отсутствует информация о том какой норматив применяется для расчета электроэнергии.
Согласно п.80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Согласно п.81(1) Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. В соответствии с п. 81(2) Правил предоставления коммунальных услуг, в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п.81 Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
Из этого следует, что расчет оплаты электроэнергии ей должен производиться с декабря 2014 года по показаниям прибора учета - электрического счетчика, а не по нормативу. Заявление, поданное ею ДД.ММ.ГГГГ, возвращено ей директором ГБПОУ ЖХСТ ФИО5, с резолюцией «вернуть заявителю, если это написано им». В апреле 2018 года ей была отключена электроэнергия в занимаемых ею жилых помещениях. В связи с тем, что общежитие не газифицировано, она не имеет возможности приготовить себе еду. Об отключении электроэнергии она не была предупреждена надлежащим образом, сведения о размере ее задолженности по электроэнергии у нее отсутствуют. Директор ФИО5 запретил сотрудникам пропускать ее в техникум, что исключает возможность обратиться в Администрацию и бухгалтерию техникума и узнать размер задолженности по электроэнергии, заключить соглашение о ее реструктуризации и погашении долга.
Кроме того, в 2016 году Администрация техникума отменила проведение расчетов коммунальных услуг по потреблению холодной и горячей воды по приборам учета. Обращения в вышестоящие инстанции не дали ответа на вопрос о законности или незаконности действий Администрации техникума.
Министерство образования и молодежной политики в Ставропольском крае рекомендовало ей заключить с техникумом соответствующий договор, в котором урегулировать вопросы осуществления порядка расчетов за потребленные коммунальные услуги, а также вопрос установки, замены и опломбирования индивидуальных приборов учета (счетчиков), пояснив в ответе, что ГБПОУ ЖХСТ техникум является абонентом по договору на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании пункта 8 договора № расчет за отпущенную воду и принятые сточные воды производится техникумом за фактически оказанные услуги, согласно показаниям средств измерений. Но Администрации техникума не выгодно проведение расчетов с потребителями за коммунальные услуги по показаниям счетчиков. Она имеет централизованную подачу горячей и холодной воды во вспомогательном помещении, где и установлены приборы учета водопотребления еще в 2013 году. Счета на оплату холодной и горячей воды, водоотведение техникум продолжает выставлять по нормативу потребления, без учета показаний счетчиков, установленных в ее помещении, мотивируя тем, что общежитие является общежитием коридорного типа, и расчет производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире, т.е. по общему прибору учета, в соответствии с показаниями которого, общий объем потребленных коммунальных услуг распределяется пропорционально количеству постоянно и временно проживающих человек в комнате (ст.51 Правил предоставления коммунальных услуг N° 354).
Фактически в общежитии имеется общий коридор, но в нем отсутствуют места общего пользования, оборудованные холодным и горячим водоснабжением. У жильцов оборудованы индивидуальные санитарные узлы, душевые, кухни, непосредственно в жилых помещениях, с подводкой горячей и холодной воды. В общежитии также проживают и учащиеся техникума. И непонятно, каким образом, производится расчет количества потребленной воды и на какое количество проживающих он рассчитывается? И почему каждый месяц объем воды, подлежащий оплате, остается одинаковым? Полагает, что прибор учета воды ответчиком установлен только на врезке холодной воды на входе на территорию техникума, и он учитывает объем воды, поступающей во все помещения, находящиеся на территории техникума: учебный корпус техникума, спортивный зал, жилой дом, производственные мастерские, котельную и общежитие, а ей незаконно отказывают в начислении платы за водоснабжение по приборам учета.
В соответствии с п.33 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ потребитель имеет право: принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Полагает, что действия ответчика в отказе опломбировке приборов учета, начисления платы за коммунальные услуги без учета показаний счетчиков, а по нормативу потребления, отключении электроэнергии в жилом помещении, являются незаконными и создают ей препятствия в пользовании жилым помещением.
На основании изложенного, просит суд:
- признать незаконными действия ответчика по отказу в опломбировании приборов учета, начислении платы за коммунальные услуги без учета показаний счетчиков, а по нормативу потребления, отключению электроэнергии в жилом помещении №, № и вспомогательном помещении истца;
- обязать ответчика «Железноводский художественно-строительный техникум» (ГБПОУ ЖХСТ) опломбировать приборы учета электроэнергии, холодной и горячей воды, обеспечить подключение электроэнергии в жилом помещении №218, 220 и вспомогательном помещении, находящихся в пользовании истца ФИО1, предоставить расчет задолженности по электроэнергии истцу ФИО1, проводить расчет платы за коммунальные услуги (электроэнергии, холодной, горячей воды, водоотведения), исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, установленных в жилом №№,№ и вспомогательном помещении, находящихся в пользовании истца ФИО1, произвести перерасчет платы за электроэнергию, холодную и горячую воду, водоотведение с 2016 года, с учетом показаний приборов учета.
Истица в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Других основании не имела.
Представители ответчика ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум» в судебном заседании просили в иске отказать, представив возражения на иск, согласно которым, жилые помещения в общежитии техникума используются для временного проживания учащихся и работников ГБПОУ ЖХСТ, общежитие является общежитием коридорного типа и не имеет статуса многоквартирного дома, а комната в общежитии, согласно ч.3 ст.16 ЖК РФ, не является квартирой, в том числе и коммунальной квартирой. Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ и иные нормативные правовые акты РФ, не предусматривают установку в жилых комнатах общежитий, спроектированных и построенных по коридорной системе, оборудования для приготовления пищи и санитарно-технического оборудования, а, следовательно, не предусматривают наличие в жилых комнатах каких-либо индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
В общежитии предусмотрены общие кухни, санитарные узлы и душевые, приборы учета, самовольно установленные истицей, находятся в месте общего пользовании - в общей кухне, также самовольно и незаконно занятой истицей. При этом истица не имеет одобренного уполномоченными организациями и согласованного собственником жилого помещения проекта на установку индивидуальных приборов учета, не имеет разрешения собственника на занятие ею места общего пользования (общей кухни) и на установку в этой общей кухне индивидуальных приборов учета, не имеет акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета, не имеет акта ввода в эксплуатацию самовольно установленных приборов учета, имеет возможность пользоваться коммунальными ресурсами без учета количества этих ресурсов индивидуальными приборами учета, а именно - потреблять воду в местах общего пользования общежития, например, в общем туалете, а также подключиться к электросети от общего кабеля или из комнат соседей, которые не имеют индивидуальных приборов учета. Данное обстоятельство препятствует объективному учету коммунальных ресурсов, фактически потребленных истцом, а, следовательно, делает бессмысленным установку соответствующих приборов учета в занимаемых истцом помещениях и убыточным для ответчика начисление истцу платы за потребленные им коммунальные ресурсы, исходя из показаний приборов учета, самовольно установленных истцом.
При начислении гражданам, проживающим в общежитии, платы за воду и электроэнергию ответчик руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№, нормативами потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Законодательство России устанавливает правила пломбировки приборов учета. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства).
Согласно п.154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответчик заключает договоры о поставке коммунальных ресурсов со сторонними организациями, в соответствии с которыми ответственность перед поставщиками коммунальных ресурсов по оплате коммунальных ресурсов, потребленных и ответчиком, и жильцами общежития, несет ответчик. В частности, такие договоры на 2018 год заключены с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (договор холодного водоснабжения и водоотведения от 06.03.2018г. №), с ПАО «Ставропольэнергосбыт» (договор энергоснабжения от 12.03.2018г. №), с ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» (договоры поставки газа от 15.02.2018г. №, от ДД.ММ.ГГГГ№).
Учет количества поставляемых ответчику коммунальных ресурсов осуществляется на основании показаний приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ответчика и вышеперечисленных поставщиков коммунальных ресурсов. При этом основная часть кредиторской задолженности ответчика перед поставщиками коммунальных ресурсов, в частности - перед ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», возникла из-за задолженности граждан перед ответчиком, в связи с чем, ГБПОУ ЖХСТ, руководствуясь п.п. 117 - 119 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, было вынуждено принять решение о приостановке с ДД.ММ.ГГГГ подачи электроэнергии истице, как должнику.
Истица была неоднократно предупреждена в письменной форме (уведомления от декабря 2017г. без номера, от 17.01.2018г. без номера, от 07.03.2018г. №, от 28.03.2018г. №) о наличии у нее задолженности по оплате коммунальных ресурсов и о предстоящем, в случае непогашения ею задолженности, ограничении подачи ей электроэнергии.
ГБПОУ ЖХСТ, исполняя обязанности собственника общежития, вынужденно несет часть обязанностей исполнителя коммунальных услуг, в части организации бесперебойного обеспечения жильцов общежития коммунальными ресурсами, в том числе горячей и холодной водой и электроэнергией, в части обеспечения сохранности и надлежащего функционирования инженерных коммуникаций, расположенных на территории ГБПОУ ЖХСТ (в т.ч. в здании общежития), в части начисления и контроля внесения платы за потребленные жильцами общежития коммунальные ресурсы, в части расчетов с поставщиками коммунальных ресурсов, подаваемых на территорию ГБПОУ ЖХСТ (в т.ч. в общежитие).
Пункты 117 - 119 Правил № наделяют исполнителя коммунальных услуг правом ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги должникам.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Аналогичную норму содержит п.3 Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утв. постановлением Правительства РФ от 14.11.2014г. №.
Учитывая положения пунктов 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг, следует сделать вывод о том, что под фразой «по показаниям приборов учета» имеются ввиду показания именно общих (квартирных) приборов учета, а не индивидуальных приборов учета.
Третьи лица - Министерство имущественных отношений Ставропольского края и Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, в судебное заседание представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела и представленные письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 39 ФЗ-273).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1190 утверждены «Правила определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии» (далее - Правила №), согласно которым структура платы за коммунальные услуги соответствует плате за коммунальные услуги, установленные частью 4 статьи 154 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 Правил №, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение относительно порядка определения размера платы за коммунальные услуги содержится в п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
Согласно пункту 4 Правил N 1190, определение размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений, осуществляется организациями, являющимися исполнителями коммунальных услуг, в соответствии с пунктами 51 и 52 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Организация, осуществляющая образовательную деятельность и являющаяся исполнителем коммунальных услуг, предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений в общежитии, входящем в жилищный фонд такой организации, по договорам найма жилого помещения в общежитии.
Согласно п.7 Правил N 1190, совокупный размер платы за коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не может превышать размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в расчетном периоде, определенном в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета соответствующего вида коммунального ресурса, в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно п.51 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Согласно п.52 правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, комнаты № - №, расположенные в общежитии, являющемся государственным имуществом Ставропольского края, и находящемся в оперативном управлении государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Железноводский художественно-строительный техникум», предоставлены истице ФИО1 на состав семьи 4 человека (осн. кв. - ФИО1, ее дочери - ФИО4 и ФИО6, внучка ФИО7), что подтверждается контрольным талоном к ордеру №, согласно которому ФИО1 предоставлено право на занятие комнаты № в малосемейном общежитии <адрес>
С момента вселения в указанное общежитие и по настоящее время истица ФИО1 проживает в вышеуказанных комнатах общежития, договор найма жилого помещения между истицей и собственником общежития не заключен.
Общая площадь занимаемых ответчицей помещений составляет <данные изъяты>, что сторонами по делу не оспаривалось.
Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями о регистрации ФИО1 по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, имеющимися в ее паспорте, а также копией решения Железноводского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Иноземцевскому СГПТУ-5 разрешено использование второго этажа общежития по <адрес> под малосемейное общежитие.
Согласно выписке из решения Железноводского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№, среднему городскому профтехучилищу № в поселке Иноземцево также разрешено переоборудовать 5 этаж по <адрес> в малосемейное общежитие.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права и выписке из ЕГРН, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, имеет 5 этажей и 1 подземный этаж.
Согласно техническому паспорту общежития, 2 и 5 этаж здания переоборудованы под малосемейное общежитие, о чем свидетельствует отнесение кухонь, душевых и санузлов к комнатам, занимаемым жильцами, и отсутствие кухонь и санузлов, являющихся местами общего пользования.
Судом также установлено, что между ответчиком и ресурсоснабжающими организациями заключены договоры на поставку газа, договор электроснабжения и договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно договору электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «Ставропольэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, осуществляет продажу электрической энергии ответчику, как потребителю, а также путем заключения договоров с третьими лицами оказывает услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии ответчику, как потребителю, а потребитель оплачивает приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ холодного водоснабжения и водоотведения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» подает ответчику, как абоненту, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую и техническую воду и принимает стоки, а абонент оплачивает водоотведение и принятую воду.
Согласно сведениям об узлах учета и приборах учета воды, датой их опломбирования является ДД.ММ.ГГГГ, дата очередной поверки - ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании приборы учета поставляемых ответчику коммунальных ресурсов установлены на границе раздела балансовой принадлежности, то есть на месте подключения сетей абонента к городским сетям, при этом здание общежития приборами учета воды и электроэнергии не оборудовано, в связи с отсутствием у ответчика денежных средств на эти нужды, а расчеты с жильцами общежития за потребленные коммунальные ресурсы производятся по тарифам, утвержденным собственником.
Судом также установлено, что квитанции для оплаты за пользование жилым помещением, за содержание жилого помещения и за потребленные коммунальные услуги, согласно которым жильцами общежития производится их оплата, ежемесячно формирует главный экономист техникума ФИО3 и представляет их жильцам общежития для оплаты.
Правилами № предусмотрены условия и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, согласно пунктам 117-119 которого, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг возможно после письменного предупреждения (уведомления) потребителя - должника, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно предупреждению от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истица указала, что не согласна с задолженностью, ответчик довел до ее сведения, что за ней числится задолженность на ДД.ММ.ГГГГ за потребленные ею коммунальные ресурсы в размере 74980 рублей 66 копеек и предупредил ее о приостановлении подачи электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ в случае ее непогашения.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, от получения которого истица отказалась, ответчик довел до ее сведения, что за ней числится задолженность на ДД.ММ.ГГГГ за потребленные ею коммунальные ресурсы в размере 68790 рублей 40 копеек и предупредил ее о приостановлении подачи электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ в случае ее непогашения до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истица была уведомлена ответчиком о наличии у нее на ДД.ММ.ГГГГ задолженности за потребленные ею коммунальные ресурсы в общей сумме 68790 рублей 40 копеек, а также о необходимости ее погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, которое истица получила ДД.ММ.ГГГГ, она была оповещена ответчиком о наличии у нее по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженности за потребленные коммунальные ресурсы в общей сумме 78110 рублей 52 копейки, которую ей предлагалось погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также о возможном приостановлении подачи электроэнергии в соответствии с п.п. 117-119 Правил, в случае непогашения задолженности.
Иных допустимых и относимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о соблюдении ответчиком порядка ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, ответчиком суду не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была отключена подача электроэнергии истице.
В судебном заседании представитель ответчика - главный экономист техникума ФИО3 пояснила, что указанная в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ задолженность в размере 78110 рублей 52 копейки сложилась у ФИО1 по всем потребленным коммунальным ресурсам за период с 2014 года по ДД.ММ.ГГГГ, включая и ту задолженность, которая была взыскана с ФИО1 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, а отследить оплату жильцами общежития каждой из коммунальных услуг в отдельности она не имеет возможности.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердил и представитель ответчика ФИО2, пояснив, что учет задолженности по каждой из предоставленных жильцам коммунальных услуг ответчиком не ведется.
Как следует из представленного ответчиком суду расчета задолженности, истицей должна быть отплачена электроэнергия за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 9111 рублей 92 копейки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2018 года истицей должна быть оплачена электроэнергия в общей сумме 2417 рублей 94 копейки, исчисленная ответчиком по нормативам потребления на двух человек.
Как следует из представленных истицей квитанций по оплате, выданных ей ответчиком за те же периоды для оплаты коммунальных услуг, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она была должна оплатить за электроэнергию 8375 рублей 40 копеек (с января по июнь 2017 года - 683,85 в месяц, с июня по декабрь 2017 года - 712,05 в месяц), а с января по март 2018 года - 2137 рублей 50 копеек (712,05 рублей в месяц).
Пояснить причину установленных судом расхождений в представленных ответчиком суду расчетах задолженности и в выданных ответчиком истице квитанциях на оплату, представители ответчика в судебном заседании не смогли.
Согласно представленным истицей кассовым чекам, она оплатила ответчику за предоставленные коммунальные услуги за 2017 год общую сумму в размере 36879 рублей 89 копеек, а за период с января по апрель 2018 года оплатила 6728 рублей 52 копейки.
Учитывая пояснения представителей ответчика о том, что истице была приостановлена подача электроэнергии в связи с образовавшейся у нее общей задолженностью по оплате коммунальных услуг, суд считает подлежащими удовлетворению требования истицы о признании незаконными действий ответчика по отключению электроэнергии в предоставленных ей жилых и вспомогательном помещении и возложении обязанности на ответчика по предоставлению ей расчета задолженности по электроэнергии и возобновлении электроснабжения.
Доводы ответчика о том, что основная часть кредиторской задолженности ответчика перед поставщиками коммунальных ресурсов, в частности - перед ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», возникла из-за задолженности граждан перед ответчиком, в связи с чем, ГБПОУ ЖХСТ, руководствуясь п.п. 117 - 119 Правил предоставления коммунальных услуг, было вынуждено принять решение о приостановке с ДД.ММ.ГГГГ подачи электроэнергии истице, как должнику, суд не может признать основанными на законе, так как, согласно п. 118 Правил №, в случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Согласно подпункту "в" пункта 122 Правил №, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что ограничение предоставления той или иной коммунальной услуги затрагивает права потребителя на обеспечение благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений, в связи с чем, должно рассматриваться как крайняя мера, применяемая в исключительных случаях и в строгом соответствии с установленной процедурой.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств и объяснений сторон позволяют суду прийти к выводу о нарушении ответчиком пунктов 118, 122 Правил.
Исходя из порядка приостановления и прекращения предоставления коммунальных услуг населению, предусмотренного Правилами N 354, оснований для ограничения (приостановления) ответчиком коммунальной услуги по электроснабжению в помещениях, используемых истицей, в связи с задолженностью по оплате других коммунальных платежей не имелось, поскольку основанием для отключения (ограничения) конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги, задолженность по которой указывается в уведомлении об отключении.
В нарушение указанной нормы права ГБПОУ ЖХСТ не представило суду доказательств надлежащего формирования платежных документов на оплату коммунальных услуг в отношении ФИО1 и указания в них задолженности по каждому виду услуг отдельно, а равно доказательств исполнения своих обязанностей предусмотренных Правилами.
Кроме того, в соответствии с требованиями жилищного и гражданского законодательства, ответчик вправе организовать ведение претензионной и исковой работы в отношении лица, не исполнившего обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Оценивая представленные истицей доказательства в обоснование ее требований о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за коммунальные услуги без учета показаний счетчиков, а по нормативу потребления, возложении обязанности проводить расчет платы за коммунальные услуги (электроэнергии, холодной, горячей воды, водоотведения), исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, установленных в жилом помещении №№,№ и вспомогательном помещении, находящихся в пользовании истца ФИО1, производстве перерасчета платы за электроэнергию, холодную и горячую воду, водоотведение с 2016 года, с учетом показаний приборов учета, суд приходит к следующему.
Согласно ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Железноводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу, в иске ГБОУ СПО ЖХСТ к ФИО1, ФИО4 о признании их утратившими право пользования жилыми помещениями № и 220, расположенными в общежитии, и выселении, по основаниям незаконного занятия истицами мест общего пользования - помещения кухни, отказано.
Решением Железноводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, с ФИО1 и ФИО4 в солидарном порядке взыскана задолженность за пользование вышеуказанным жилым помещением (плата за наем) в сумме 12027 рублей 54 копейки за период с января 2012 года по ДД.ММ.ГГГГ, а также плата за отопление в размере 28791 рубль 76 копеек, за тот же период, при этом, в иске ГБОУ СПО ЖХСТ к ответчикам о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по нормативу потребления за водоснабжение, водоотведение, подогрев воды, вывоз мусора, электроэнергию, отказано.
Как было установлено судом при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, в помещениях, занимаемых ответчиками, установлены индивидуальные приборы учета воды и электроэнергии, в связи с чем, суд посчитал необоснованными требования истца о взыскании с ответчиков оплаты за потребление воды и электроэнергию по нормативам.
Учитывая установленные обстоятельства, доводы представителя ответчика о том, что установленные истицей приборы учета горячей и холодной воды не могут быть приняты для расчета размера платы за потребленные ресурсы, так как они установлены истицей самовольно, в самовольно занятом истицей помещении кухни, суд не может признать состоятельными, так как допустимых и надлежащих доказательств этому ответчиком не представлено.
Согласно подп. "и" п. 33 Правил №, потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п.81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Как следует из показаний представителей ответчиков, ответчик принял решение до 2016 года производить истице начисления за водоснабжение и водоотведение, исходя из показаний приборов учета, установленных истицей и принятых в эксплуатацию ответчиком, а после мая 2016 года истице был произведен перерасчет за услуги за водоснабжение по нормативам потребления, так как ответчик посчитал, что приборы учета, установленные ФИО1 были ошибочно введены в эксплуатацию ответчиком.
Учитывая, что приборы учета, установленные истицей, были проверены и опломбированы ответчиком, и ранее принимались им для расчета размера платы ФИО1 за потребленные ею коммунальные ресурсы, суд считает требования истицы и в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов и блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире, т.е. потребленный объем коммунальных ресурсов распределяется согласно количеству фактически проживающих в общежитии жильцов (п. 51 Правил).
Однако, 2 этаж общежития, на котором расположены комнаты, предоставленные истице для проживания, переоборудован под малосемейное общежитие и не имеет на этаже общих кухонь, туалетов и душевых.
О том, что квартира истицы не является коммунальной указано и в возражениях ответчика на иск.
Кроме того, здание общежития не оборудовано коллективным прибором учета воды и электроэнергии, не установлены в нем и поэтажные приборы учета коммунальных ресурсов, в связи с чем, потребленный жильцами общежития объем коммунальных ресурсов ответчик не имеет возможности распределить согласно количеству фактически проживающих в общежитии жильцов, что не должно ущемлять права потребителей коммунальных услуг.
Истица, как потребитель коммунальных услуг, оплату за которые производит непосредственно ответчику, как исполнителю коммунальных услуг, вправе требовать от ответчика учета при расчете размера платы за коммунальные услуги показаний введенных ответчиком в эксплуатацию приборов учета (п."у" статьи 31 Правил N 354).
Вместе с тем, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий ответчика по отказу в опломбировании приборов учета, обязании ответчика опломбировать приборы учета электроэнергии, холодной и горячей воды, истице надлежит отказать, так как истицей не представлено доказательств заключения с ответчиком соответствующих договоров водоснабжения, водоотведения и электроснабжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.154, 157 ЖК РФ, ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум» о признании действий незаконными, возложении обязанности опломбировать приборы учета, обеспечить подключение электроэнергии, предоставить расчет задолженности по электроэнергии, производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, произвести перерасчет платы коммунальных услуг,
удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ответчика по отключению электроэнергии в жилом помещении №, № и вспомогательном помещении истца, отказе в начислении платы за коммунальные услуги без учета показаний счетчиков, а по нормативу потребления.
Обязать «Железноводский художественно-строительный техникум» обеспечить подключение электроэнергии в жилом помещении №, № и вспомогательном помещении, находящихся в пользовании истца ФИО1, предоставить расчет задолженности по электроэнергии истцу ФИО1, проводить расчет платы за коммунальные услуги (электроэнергии, холодной, горячей воды, водоотведения), с учетом объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, установленных в жилом №№,№ и вспомогательном помещении, находящихся в пользовании истца ФИО1, произвести перерасчет платы за электроэнергию, холодную и горячую воду, водоотведение с 2016 года, с учетом показаний приборов учета.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий ответчика по отказу в опломбировании приборов учета, обязании ответчика опломбировать приборы учета электроэнергии, холодной и горячей воды, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья И.П.Гараничева