ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-932/18 от 24.12.2018 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело (2018)

Поступило в суд 10 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Татарский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Немира Т.В.,

при секретаре Гулько Л.В.,

с участием прокурора Азизова В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского межрайонного прокурора в защиту прав ФИО1 к ООО Татарская тепловая компания» о признании акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии и корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, обязании произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению ФИО1 на сумму 2 980 рублей 01 копейка,

У С Т А Н О В И Л:

Татарский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском о признании акта функционирования узла учета тепловой энергии, а также корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению.

В обоснование иска прокурор указывает, что по обращению пенсионерки ФИО1, проживающей в <адрес>, о нарушении её прав ООО «Татарская тепловая компания» при проведении корректировки размера платы за отопление Татарской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации. В ходе проведенной проверки по факту начисления жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес>, платы за отопление в 2017 году, выявлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации,

Так проверкой установлено, что многоквартирный жилой <адрес> по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, с ДД.ММ.ГГГГ находится в управлении и текущем содержании ООО «УК- Лидер». Дом оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии ВКТ-7 (ОДТПУ], который был допущен к эксплуатации в отопительном периоде 2016 - 2017 г. г..

ООО «ТТК» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей в указанный многоквартирный дом поставку тепловой энергии для получения собственниками помещений коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

До ДД.ММ.ГГГГ поставка тепловой энергии в указанный дом, осуществлялась в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ТТК» и ООО «УК-Лидер». Расчет размера платы за указанные коммунальные услуги и сбор денежных средств за них с собственников помещений данного многоквартирного дома производил ООО «ТТК» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с управляющей организацией (ООО «УК-Лидер»),

По инициативе ответчика ООО «ТТК» распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета (отопления, горячего водоснабжения) в многоквартирных домах на территории <адрес>» была создана. комиссия для проведения обследований узлов учёта (ОДТЛУ) в домах, состоящая из 5 человек, в состав комиссии, были включены мастера ООО «УК-Лидер» Свидетель №2,Н. и ФИО5, определено время проведения обследований. Однако ни ООО «УК-Лидер», ни собственники квартир <адрес> по адресу: <адрес>, о принятии данного распоряжения и о дате предстоящей проверке узла учёта (ОДТПУ) не извещались, в проверке участия не принимали.

Лицом, ответственным за техническое содержание ОДТПУ, документальное оформление, в обязанности, которого входило участие в комиссионном осмотре ОДТПУ является работник ООО «УК-Лидер» Свидетель №1. Однако Свидетель №1 в состав комиссии не был включён, в проверке соблюдения условий эксплуатации прибора учета отопления в доме <адрес> не участвовал, также другие работники ООО «УК-Лидер» Свидетель №2 и ФИО5, включённые в состав комиссии, участия в проверке также не принимали,

21.04. 2017 г, в результате обследования узла учёта тепловой энергии в <адрес>, проведенного по инициативе ответчика, был составлен акт о неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии, В акте обследования, указано, что закончился срок поверки приборов (манометров), измеряющих давление в подающем и обратном трубопроводах.

Составленный ответчиком ДД.ММ.ГГГГ акт послужил основанием для перерасчета в январе 2018 г, платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам дома <адрес> в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой ресурсоснабжашщей организации на неисправность прибора учёта в указанный период, не по показаниям прибора учёта по отоплению, а исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по нормативам потребления коммунальных услуг с применением формулы 3(2) Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, что повлекло в январе 2018 г. корректировку размера платы жильцам дома за отопление и дополнительное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017 год, в том числе и пенсионерке ФИО1 в сумме 3786 рублей 30 копеек.

Прокурор указывает, что факт неисправности общедомового прибора учета (ОДНУ) не доказан, поскольку акт составлен в одностороннем порядке, кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ по 05ю.06.2017 г. коммунальная услуга по отоплению не оказывалась, ввиду прохождения межотопительного периода.

По мнению прокурора, неосновательны доводы ответчика о том, что окончание срока поверки манометра подпадает под понятие неисправность средств измерений узла, поскольку манометры не участвуют в расчете объёма теплоносителя, лишь служат для оценки текущего контроля качества теплоснабжения (давления) в системе отопления.

Прокурор просит признать акт обследования технического состояния приборов учета расхода тепла от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, составленный работником ООО «ТТК», незаконным.

Признать незаконной корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению, произведённую в январе 2018 года, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта обследования технического состояния приборов учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ООО «ТТК» произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению ФИО1 на сумму 2980 рублей 01 копейка.

В судебном заседании прокурор Азизов В.Э., истец ФИО1 исковые требования поддержали.

Представитель ООО «УК-Лидер» - ФИО2 считает иск прокурора обоснованным, пояснила, что жилой многоквартирный <адрес> находится в управлении и текущем содержании ООО «УК-Лидер» с ДД.ММ.ГГГГ.

Между ООО «УК-Лидер» и ООО «ТТК» были заключены договор на обеспечение получателей (потребителей) <адрес> услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, а также агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ (услуги по сбору и начислению за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение), которые расторгнуты по соглашению сторон с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой многоквартирный дом был оборудован узлом учета тепловой энергии и введен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному акту в состав узла учета тепловой энергии, установленного по <адрес>, входят: Т – 21 Комплект (теплосчетчик), ВПР-40 (расходомер), ТП-500-ИВК (термопреобразователь).

Согласно пункту 58 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.

Согласно п. 60 Правил - перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил.

Узел учета тепловой энергии в <адрес> вводился в эксплуатацию без замечаний со стороны РСО ООО «ТТК», что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ узел учета тепловой энергии у потребителя; актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,; ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета прошел периодическую поверку в ЗАО «ИВК-Саяны» и был признан годным для эксплуатации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТТК» в одностороннем порядке вывело ОДТПУ в <адрес> из эксплуатации, на основании акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ. Считает акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОДТПУ в <адрес> выведен из эксплуатации, нелегитимным по следующим основаниям:

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета (отопления, горячего водоснабжения) в многоквартирных домах на территории <адрес>» была создана комиссия, состоящая из 5 человек: председатель комиссии начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес>Свидетель №3, технический директор ООО ТТК Свидетель №4, мастер ООО «УК-Лидер» Свидетель №2, мастер ООО «УК-Лидер» ФИО5, мастер МУП «Водоканал» ФИО12, согласно данному распоряжению срок проверки по пер. Вокзальный, <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен в результате комиссионного осмотра по вышеуказанному распоряжению. ООО «УК-Лидер» в известность о наличии денного распоряжения не ставилась о предстоящей проверке по ОДТПУ не извещалось, в проверке не участвовало. Лицом, ответственным за техническое содержание ОДТПУ, а также за документальное оформление и лицом уполномоченным участвовать в комиссионном осмотре от ООО «УК-Лидер» является Свидетель №1. Ни мастер Свидетель №2, ни мастер ФИО5 отношения к обслуживанию ОДТПУ не имеют и никогда ООО «УК-Лидер» не назначались ответственными за эксплуатацию ОДТПУ, технических навыков в данной области не имеют, в проверках соблюдения условий эксплуатации приборов учета отопления никогда не участвовали. В силу требований пункта 31 Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В соответствии с п. 75 правил узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений; несанкционированного вмешательства в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течении большей части расчетного периода.

Согласно акту повторного (первичного) допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, ОДТПУ введен в эксплуатацию без замечаний с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, срок межповерочного интервала составных частей узла учета истекает в июне 2020 года. Также, согласно акту, указанный в обращении манометр не включен в состав приборов узла учета тепловой энергии, следовательно, истечение срока его межповерочного интервала не может являться причиной выхода из строя данного узла учета.

Таким образом, вывод РСО ООО «ТТК» из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в <адрес> вследствие истечения срока межповерочного интервала манометра, измеряющего давление теплоносителя во внутридомовой инженерной системе отопления и применении расчетного метода для определения количества понаставленной тепловой энергии является нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика ООО «ТТК» - ФИО13 в судебное заседание не явился, обратившись к суду с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что с заявленными требованиями не согласен, просил в иске отказать, считает, что действия ООО «ТТК» правомерны. Акт проверки функционирования общедомового узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> действителен и не противоречит действующему законодательству. Ответчик является теплоснабжающей организацией, осуществляющей на основании договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «УК-Лидер», в многоквартирные дома в <адрес> поставку тепловой энергии для получения собственниками помещений коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. В соответствии с положениями Правил коммерческого учета тепловой энергии ООО «ТТК» в адрес ООО «УК-Лидер» было направлено уведомление о направлении специалиста ООО «УК-Лидер» для проверки соблюдения условий эксплуатации и функционирования коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах в <адрес>. Однако на данное уведомление ООО «УК-Лидер» не отреагировало, представителя не направило и доступ к приборам учета не обеспечило. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было издано распоряжение «О проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета отопления в многоквартирных домах <адрес>». В комиссию для участия в данной проверке были включены: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес>Свидетель №3, технический директор ООО «ТТК» Свидетель №4, мастера участков ООО «УК - Лидер» Свидетель №2 и ФИО5, также мастер МУП «Водоканал» ФИО12. По результатам проведенной проверки инженером по КИПиА ООО «ТТК Свидетель №5 и ответственным представителем потребителя Г-вым был составлен акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым узел учета тепловой энергии в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ не допускается в эксплуатацию по причине выявленных в ходе проверки неисправностей: закончился срок поверки приборов (манометров) измеряющих давление в падающем и обратном трубопроводах. После замены манометров была проведена повторная проверка узла учета тепловой энергии представителями ООО «УК-Лидер» и ООО «ТТК» и узел учета был допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что узел учета тепловой энергии, установленный на данном многоквартирном доме, был не исправен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине неисправности (окончания срока поверки) манометров, входящих в состав узла учета тепловой энергии, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению ФИО1 в 2017 году был произведен на сумму 3786 рублей 30 копеек. Считает, что ООО «УК-Лидер» виновно в том, что ненадлежащим образом выполняла работы по содержанию общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, а именно не осуществляло контроль за соблюдением сроков поверки приборов (манометров), входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на данном многоквартирном доме.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей Свидетель №5, ФИО5, Свидетель №1, Свидетель №6, суд приходит к следующему:

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

ФИО1 является собственницей <адрес> в <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.

Из исследованного судом договора от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ООО «УК-Лидер» осуществляет управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, жилое помещение в котором принадлежит истцу ФИО1.

Из договора года следует, что ООО «УК-Лидер» заключило с ООО «ТТК» договор на обеспечение получателей (потребителей) <адрес> услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из исследованного судом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ТТК» приняло на себя обязательства по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, среди которых указанный выше жилой дом, в котором установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.

Из агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «УК-Лидер» и ООО «ТТК» заключили данный договор, согласно условиям, которого ООО «ТТК» обязуется от имении ООО «УК-Лидер» и за его счет совершать необходимые юридические и фактические действия в части коммунальных услуг, оказываемых по отоплению и горячему водоснабжении, в отношении домовладений, согласно приложению , в том числе дому в <адрес>, а ООО «УК Лидер» обязуется оплатить ООО «ТТК» вознаграждение за оказываемые услуги.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что у ООО «ТТК» в силу заключенных договоров и соглашений возникла обязанность поставлять тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в жилой многоквартирный <адрес>, а у ФИО1, как и других потребителей указанной услуги, возникло обязательство оплатить поставленную тепловую энергию в соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которыми в том числе установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги как с использованием приборов учета, так и при их отсутствии.

В силу п. 42(1) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу п. 1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории <адрес>» оплата коммунальной услуги по отоплению на территории <адрес> осуществляется равномерно в течение календарного года. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):

,

где:

Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Pfn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

При этом согласно п. 59(1) Постановления плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Как видно из объяснений сторон в судебном заседании, представленных суду доказательств ФИО1 своевременно и в полном объеме оплачивала коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению равномерно в течение календарного года. При корректировке оплаты коммунальной услуги по итогам 2017 года ООО «ТТК» ей предъявлен счет на сумму 3 786,30 рублей, которую она должна уплатить дополнительно к оплаченной ею сумме.

Не согласившись с указанной суммой корректировки, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Татарскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку по факту нарушения прав ООО «ТТК» при проведении корректировки размера платы за отопление.

При проверке заявления истца в ходе прокурорской проверки установлено, что при расчете платы за коммунальную услугу ФИО1 в период с апреля по июнь 2017 года ООО «ТТК» размер коммунальной услуги рассчитан расчетным путем и был применен повышающий коэффициент, что применение повышающего коэффициента было обусловлено тем, что в ходе проверки функционирования узла учета тепловой энергии в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ была выявлена его неисправность и повышающий коэффициент применялся до устранения неисправности прибора учета.

Вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется в соответствии с Правилами N 354:

а) в течение не более 3х расчетных периодов подряд - в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период;

б) начиная с 4-го расчетного периода подряд - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.

В силу требований пункта 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных договором сроком предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В соответствии с п. 75 вышеуказанного постановления узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений; несанкционированного вмешательства в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

В соответствие с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В подтверждение выхода из строя общедомового узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> суду представлен акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что акт проверки подписан представителем ООО «ТТК» инженером по КИПиА Свидетель №5 и мастером ООО «УК-Лидер» ФИО3, что в многоквартирном доме <адрес> выявлены следующие нарушения (неисправности) узла учета тепловой энергии: закончился срок поверки приборов (манометров), измеряющих давление в подающем и обратном трубопроводе. Узел учета тепловой энергии не допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ. Итоговые показания прибора учета тепловой энергии Т-21 зав. – 2582,80 ГДж.

Доводы ООО «ТТК» о том, что указанный акт был составлен по результатам проверки работы узла учета тепловой энергии, которая осуществлена по нормам действующего законодательства, по мнению суда, несостоятельны.

В соответствии с п. 92 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» результаты проверки узла оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.

Из приказа ООО «ТТК» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принято решение о создании комиссии для проведения проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узлов учета тепловой энергии у потребителей, установленных в многоквартирных домах <адрес>, в том числе ДД.ММ.ГГГГ в доме по пер. Вокзальный, <адрес>. Состав комиссии – технический директор – Свидетель №4, инженер по организационному обслуживанию и ремонту КИПиА – Свидетель №5

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ТТК» просит ООО «УК-Лидер» направить специалиста для проверки соблюдений условий эксплуатации приборов узлов учета тепловой энергии ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме <адрес>.

Из распоряжения администрации <адрес> НСО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что главой <адрес> принято распоряжение о проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета (отопления, горячего водоснабжения) в многоквартирных домах на территории <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес>. Состав комиссии: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> НСО – Свидетель №3, технический директор ООО «ТТК» - Свидетель №4, мастера ООО «УК-Лидер» - Свидетель №2, ФИО5, мастер МУП «Водоканал» - ФИО12

Из исследованного судом акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии, указанные лица в проверке участия не принимали; проверка проведена представителями ООО «ТТК» в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии подписан представителем ООО «ТТК» инженером по КИПиА Свидетель №5 и мастером ООО «УК-Лидер» ФИО3. При этом свидетели Свидетель №5, Свидетель №2, суду пояснили, что Свидетель №2 в проверке ДД.ММ.ГГГГ участия не принимал.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №6 суду пояснил, что о распоряжении администрации <адрес> о проведении проверки не знали, о дате проверки ДД.ММ.ГГГГ уведомлены не были, поэтому никто не уполномочивал ФИО5 либо другого работника на участие в проверке. Ответственным за ежемесячное снятие показаний приборов учета тепловой энергии, осмотр приборов, участие в проверках приборов учета и составлении актов проверок является работник ООО «УК - Лидер» Свидетель №1, поэтому в случае извещения о проверке для участия в ней был бы направлен именно Свидетель №1. Однако, никто из работников ООО «УК Лидер» участия в проверке не принимал, так как о проверке не знал.

Свидетель Свидетель №5 пояснил суду, что в проверке Свидетель №2 в проверке ДД.ММ.ГГГГ участия не принимал, но акт ему подписал.

Из показаний свидетеля Свидетель №2 в судебном заседании установлено, что он не участвовал в проверки узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме <адрес>. Он не помнит, при каких обстоятельствах подписывал акт о проверке, однако подтвердил, что подпись похожа на его. Но достоверность изложенных в нем сведений подтвердить не может, так как прибор не видел и в силу занимаемой должности с такими приборами не работает.

Свидетель Свидетель №3 суду пояснил, что лично прибор учета тепловой энергии не осматривал и на момент проверки ему никто не сообщал об отсутствии пломб на приборе учета и истечении срока поверки. Между ним и присутствовавшими при проверки работниками ООО «ТТК» была договоренность собраться вместе с работниками ООО «УК Лидер» и сверить документы о поверке всех узлов учета, которые хранятся в ООО «УК Лидер», и только после этого составить акт проверки. Поэтому акты проверки на месте не составлялись. Когда через несколько дней он напомнил об указанной договоренности работникам ООО «ТТК», ему было сообщено, что акты уже составлены и его подпись в актах не требуется. При таких обстоятельствах он не может подтвердить достоверность информации, указанной в акте проверки.

Свидетель Свидетель №1 пояснил в судебном заседании, что в его обязанности входит ежемесячное снятие показаний приборов учета тепловой энергии, участие в проверках приборов учета и составление актов проверок. Он не знал, что ДД.ММ.ГГГГ в доме <адрес> проводилась проверка функционирования прибора учета тепловой энергии. ДД.ММ.ГГГГ он снимал показания ОДПУ в указанном доме, визуально прибор учета был в работоспособном состоянии, никаких внешних повреждений замечено не было.

Согласно пунктам 31 - 34, 82 - 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее по тексту - Правила), суд приходит к выводу, что оспариваемый акт нельзя признать законным, поскольку он был составлен с нарушением требований действующего законодательства.

Так, в соответствие с пунктами 31, 32, 82 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом исполнитель вправе и обязан осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.

В силу положений пункта 85 Правил проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;

г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" и "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Таким образом, по смыслу приведенных положений Правил, проводимая исполнителем проверка, требующая доступа в жилое или нежилое помещение потребителя, которую исполнитель вправе и обязан проводить, должна осуществляться в заранее согласованное с потребителем время, в присутствии потребителя, который должен подписать акт проверки. При этом, в случае отказа потребителя от подписания акта, акт должен быть подписан исполнителем и двумя любыми незаинтересованными лицами.

При таких обстоятельствах лица, не принимавшие участия в проверке функционирования прибора учета тепловой энергии, не могут свидетельствовать о его неисправности, акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ не является доказательством вывода из строя прибора учета, его неисправности, поскольку он составлен по итогам проверки, которая фактически не проводилась. Кроме того, в указанном акте не указаны индивидуальные характеристики как узла учета тепловой энергии, стоящего в <адрес> в <адрес>, так и монометра, не указаны данные о последней поверке, о сроках действия поверки, времени истечения поверки монометра на данном узле учета тепловой энергии, что лишает возможности оценить объективность выводов проверки.

Из договора оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «УК-Лидер» заключил договор с Свидетель №1 на оказание услуг по снятию ежемесячно (с 23 по 25 число каждого месяца) показаний с тепловых приборов учета, установленных в жилых многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК-Лидер». В обязанности включено: производить технический осмотр ТПУ, участвовать в комиссиях при составлении актов ввода ТПУ и актов о неисправности, производить демонтаж неисправных ТПУ.

В соответствии с актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме <адрес>, утвержденных представителями ООО «ТТК» и представителями ООО «УК Лидер», как потребителем услуг, следует, что узел учета тепловой энергии в указанном доме допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Указанным актом определен состав узла учета, в него вошли: теплосчетчик Т-21, следующая поверка ДД.ММ.ГГГГ, расходомер ВПР-40, следующая поверка ДД.ММ.ГГГГ, датчик КТП 500, следующая поверка ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании указанные в актах проверки поверки приборов учета подтверждены копией паспорта теплосчетчика Т-21 Компакт РМД, копией паспорта счетчиков-расходомеров ВРТК-2000, копией паспорта датчик КТП 500.

Манометр в составе приборов узла учета не значится.

Согласно п. 1 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.

Таким образом, отсутствие манометра в составе приборов учета тепловой энергии основано на понятии узла прибора тепловой энергии, данном в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1034 и соответствует позиции ООО «ТТК» и ООО «УК Лидер», изложенной в актах повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

При таких обстоятельствах утверждения ООО «ТТК» о том, что истечение срока поверки манометра свидетельствует о неисправности всего узла учета тепловой энергии, суд находит безосновательными. Кроме того, манометр является прибором, показания которого свидетельствуют о качестве поставляемой тепловой энергии и не участвует в ценообразовании при оплате коммунальной услуги.

При таких обстоятельствах акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверную информацию об эксплуатации прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме <адрес> с истекшим сроком поверки, а также о неисправности прибора учета.

Совокупность исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый истцом акт составлен в отсутствии потребителей тепловой энергии или их представителей, время проведении проверки не было заранее согласовано с потребителями или с его представителем ООО «УК Лидер», что является нарушением пункта 85 указанных Правил. Доводы представителя ООО «ТТК» в судебном заседании об обратном не свидетельствуют, поскольку в силу прямого указания в законе информация о проведении соответствующей проверки должна быть доведена до потребителя способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения. При этом потребитель обязан сообщить исполнителю о возможной дате (датах) и времени допуска в жилое помещение для проведения проверки.

Установленные и подтвержденные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствуют о составлении оспариваемого акта в нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, в связи с чем, он не может быть признан законным, поэтому исковые требования прокурора, предъявленные к ответчику ООО «ТТК» о признании акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у ответчика ООО «ТТК» при сложившихся обстоятельствах не имелось оснований для применения повышающего коэффициента при расчете размера платы за тепловую энергию, поэтому корректировка размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению по <адрес> на сумму 3786,30 рублей является незаконной.

В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28483- АЧ/04 среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3.1 и приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42.1, 59.1 и 60.1 Правил N 354.

Согласно представленным ООО «ТТК» расчетам, корректировка оплаты коммунальной услуги по тепловой энергии в <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> по итогам 2017 года без учета повышающего коэффициента и применения расчетного способа оплаты услуги выглядит следующим образом: (235535,41 х 64,5 /790,4 – 18414,12)= 806,57 рублей.

Разница между 3786,58 и 806,57, то есть сумма в размере 2980,01 рублей подлежит перерасчету ФИО1, поэтому в этой части исковые требования Татарского межрайонного прокурора суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ надлежит взыскать с ООО «Татарская тепловая компания» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Татарского межрайонного прокурора в защиту прав ФИО1 к ООО «Татарская тепловая компания» о признании акта функционирования узла учета тепловой энергии, а также корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению удовлетворить.

Признать акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> незаконным.

Признать корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению по <адрес> на сумму 2980,01 рублей незаконной.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Татарская тепловая компания» произвести ФИО1, проживающей в <адрес> перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 2980,01 рублей.

Взыскать с ООО «Татарская тепловая компания» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья Т.В. Немира