Дело №2-932/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 28 декабря 2018 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Куц О.Н.,
при секретаре – Тагаевой М.Ш.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Нефтекумского района Неменьшева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нефтекумского районного суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением и просит обязать администрацию Нефтекумского городского округа устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов при эксплуатации тротуара в г. Нефтекумск: от остановки магазина «Цветы» по ул. Проспект Нефтяников до гостиницы «Дружба» по ул.Ленина, при доступе с тротуара улицы на остановку общественного транспорта, совмещенную с магазином «Цветы» обеспечить ровное покрытие пешеходных дорожек в соответствии с п. 5.1.11 СП; обеспечить ширину пешеходного пути на менее 1,2 м. в соответствии с п.5.1.7 СП; при эксплуатации участка тротуара от памятника «Первооткрывателям нефти на Ставрополье» до непосредственного пешеходного перехода на пл. Ленина к ДК «Нефтяник» обеспечить ровное покрытие пешеходных дорожек в соответствии с п.5.1.11 СП, мотивируя следующим.
Прокуратурой Нефтекумского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан - инвалидов. В ходе проверки установлено, что при использовании мест общего пользования в административных границах г. Нефтекумска неопределенным кругом лиц не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, маломобильных групп населения к остановкам общественного транспорта, тротуарам улиц г. Нефтекумска. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, выключая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Частью 2 ст. 9 Конвенции установлено, что государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержкой, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильном транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ. В частности, при эксплуатации и содержании указанных мест общего пользования, администрацией не обеспечено приспособление в соответствии с действующим Сводом правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 - (далее по тексту - СП) к беспрепятственному доступу и использованию маломобильными категориями граждан: в г. Нефтекумск, в частности - тротуара от остановки магазина «Цветы» по ул. Проспект Нефтяников до гостиницы «Дружба» по ул. Ленина в нарушение п. 5.1.11 СП покрытие пешеходных дорожек не ровно; в нарушение п. 5. 1.7 СП ширина пешеходного пути не менее 1,2 м. Кроме того, при эксплуатации и содержании участка тротуара от остановки «Сбербанк» по ул. Дзержинского до дома культуры «Нефтяник» по ул. пл. Ленина непосредственно перед пешеходным переходом на пл.Ленина к ДК «Нефтяник» не обеспечено приспособление тротуара в соответствии с действующими СП: на участке тротуара от памятника «Первооткрывателям нефти на Ставрополье» до непосредственно пешеходного перехода на пл. Ленина к ДК «Нефтяник»: в нарушение п. 5.1.11 СП покрытие пешеходных дорожек не ровно. Согласно ч. 1 ст. 6 закона Ставропольского края от 29.04.2016 № 47-КЗ «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Нефтекумского района Ставропольского края» органы местного самоуправления Нефтекумского городского округа в соответствии своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, городских и сельских поселений, входящих в состав Нефтекумского муниципального района своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, городских и сельских поселений, входящих в состав Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, которые осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами го-дарственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами. 03.09.2018 прокуратурой района в связи с выявленными нарушениями законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан - инвалидов начальнику управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского ля внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. По результатам рассмотрения представления прокурора района доводы прокуратуры об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов остались без удовлетворения. Не обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к остановкам общественного транспорта, тротуарам улиц г. Нефтекумска влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - инвалидов, малобильных групп населения, проживающих в Нефтекумском городском округе, гостей города.
В судебном заседании помощник прокурора Нефтекумского района Неменьшев А.Г. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить. Полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, против исковых требований не возражает.
С учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 г., вступившей в силу для России 25.10.2012 г., провозглашен принцип доступности, Который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, выключая информационно- коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конвенции установлено, что государства- участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержкой, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно- коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
Согласно ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться выбирать место пребывания и проживания.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещении), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию помещений, закреплены в СП59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (далее -Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела при проведении прокуратурой района проверки выявлены нарушения требований Федерального закона № 181-ФЗ и Свода Правил в г. Нефтекумск, в частности тротуара от остановки магазина «Цветы» по ул. Проспект Нефтяников до гостиницы «Дружба» по ул. Ленина, а именно: в нарушение в 5.1.11 СП покрытие пешеходных дорожек не ровно; в нарушение п. 5.1.7 СП ширина пешеходного пути не менее 1,2 м, кроме того при эксплуатации и содержании участка тротуара от остановки «Сбербанк» по ул. Дзержинского до дома культуры «Нефтяник» по ул. пл. Ленина непосредственно перед пешеходным переходом на пл. Ленина к ДК «Нефтяник» не обеспечено приспособление тротуара в соответствии с действующими СП: на участке тротуара от памятника «Первооткрывателям нефти на Ставрополье» до непосредственно пешеходного перехода на пл. Ленина к ДК «Нефтяник»: в нарушение п. 5.1.11 СП покрытие пешеходных дорожек не ровно.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, а именно результатами проведенного Управлением труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края мониторинга состояния доступности транспортной инфраструктуры к местам общего пользования, проведенном комиссией по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Нефтекумского городского округа Ставропольского края в августе 2018 года, актом № 1 от 17.08.2018 года обследования участка тротуара от остановки магазина «Цветы» по ул. Проспект Нефтяников до гостиницы «Дружба» по ул. Ленина и тротуара от остановки «Сбербанк» по ул.Дзержинского до дома культуры «Нефтяник» по ул. площадь Ленина на предмет приспособления к беспрепятственному доступу и использованию инвалидами и другими маломобильными группами населения, фототаблицами №1,2,3.4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17, представлением 7-109-2018 от 03.09.2018 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, сообщением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 30.10.2018 года № 4251, актом и фототаблицей от 25.10.2018 года.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Нефтекумского района Ставропольского края, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить.
Обязать администрацию Нефтекумского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов:
- при эксплуатации тротуара в г. Нефтекумск: от остановки магазина «Цветы» по ул. Проспект Нефтяников до гостиницы «Дружба» по ул. Ленина, при доступе с тротуара улицы на остановку общественного транспорта, совмещенную с магазином «Цветы» обеспечить ровное покрытие пешеходных дорожек в соответствии с п. 5.1.11 СП; обеспечить ширину пешеходного пути не менее 1,2 м. в соответствии с п.5.1.7 СП;
- при эксплуатации участка тротуара от памятника « Первооткрывателям нефти на Ставрополье» до непосредственно пешеходного перехода на пл. Ленина к ДК «Нефтяник» обеспечить ровное покрытие пешеходных дорожек в соответствии с п.5.1.11 СП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018 года.
Судья
Нефтекумского районного суда
Ставропольского края О.Н. Куц