ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-933/2016 от 15.03.2016 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2- 933/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2016 года Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи С.В. Каленского,

при секретаре Т.В. Купиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6 к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о возложении обязанности,

установил:

Истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков на <адрес>, которые расположены вдоль автомобильной дороги в поселке Кневичи <адрес> края.

ДД.ММ.ГГГГ на указанной автомобильной дороге начался ремонт. Вдоль всех домов была вырыта огромная канава. Кроме того из разговора с рабочими ООО «Трансстроймеханизация», а так же представленного ими чертежного плана стало ясно, что ближайший съезд с основанной трассы будет располагаться на расстоянии более пятистах метров от жилых домов, через этот съезд невозможно будет подъехать к жилым домам. При этом, из указанного чертежа строительства видно, что на противоположной стороне дороги, к каждому жилому дому предусмотрено устройство для съездов. Единственный пожарный проезд к истцам будет перекрыт. В нарушение норм действующего законодательства публичные слушания по проекту плана с участием жильцов не проводились. Полагают, что ответчиком нарушены положения требований пожарной безопасности установленные СНиП 2.07.01-89.

На основании изложенного истцы просят суд, обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края транспорта и дорожного хозяйства Приморского края устранить нарушения прав истцов путем внесения изменений в проект реконструкции дороги Владивосток-Находка, внести в проект реконструкции дороги Владивосток-Находка изменения и предусмотреть в нем расстояние от ворот каждого дома до подпорной стены не менее 6-ти метров, открытый съезд с трассы в пожарный проезд (переулок), а так же сооружение съездов с дороги к воротам каждого дома истцов, предусмотреть расстояние до края проезжей части не менее 6 метров.

В судебном заседании истец ФИО4 поддержал заявленные требования по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении, пояснил суду о том, что обращался в прокуратуру, где нарушений в области строительства не нашли.

Представитель истца ФИО1ФИО9 поддержала заявленные требования, просила из удовлетворить. Пояснила о том, что нарушены строительные нормы и правила, что может считаться поводом для удовлетворения требований. Дорога почти прилегает к воротам домов жильцов.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Департамента транспорта и дорожного хозяйства <адрес> с требованиями не согласилась, предоставила суду письменный отзыв, в котором указала, что проектная документация объекта «Строительство автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный на участке км. в <адрес> II и III пусковые комплексы» получила положительное заключение государственной экспертизы. Оснований для изъятия земельного участка и жилого дома не усматривается, поскольку в соответствие с проектной документацией указанные объекты не входят в полосу отвода строительства автомобильной дороги. Автомобильная дорога Владивосток – Находка – порт Восточный является дорогой регионального или межрегионального значения. Поскольку съезд транспортной развязки, приходящей по <адрес> не относится к магистральным дорогам, требования п. 11.6 Свода правил не нарушены.

Представитель третьего лица ООО «Трансстроймеханизация» извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть указанное дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования истцов удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «О переименовании отдельных органов исполнительной власти Приморского края», Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморского края» департамент дорожного хозяйства Приморского края переименован в департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права ФИО1 является собственником дома с земельным участком, расположенным по адресу: Приморский край г.Артем, с. <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером На основании свидетельства о государственной регистрации права ФИО2 является собственником дома с земельным участком расположенным по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером . На основании свидетельства о государственной регистрации права ФИО10 является собственником ? доли в праве собственности на дом с земельным участком расположенным по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером На основании свидетельства о государственной регистрации права ФИО4 является собственником ? доли в праве собственности на дом с земельным участком расположенным по адресу: Приморский край г.Артем, с. <адрес> Земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером На основании свидетельства о государственной регистрации права ФИО11 является собственником дома с земельным участком расположенным по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером 25:27:080001:0981. На основании свидетельства о государственной регистрации права ФИО5 является собственником дома с земельным участком расположенным по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с номером .

В соответствии с п. 3 ст. 30, п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ земельные участки для строительства органам исполнительной власти предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков для строительства органам исполнительной власти во временное пользование законодательством не предусмотрено.

Из представленных документов следует, что Департаментом транспорта и дорожного хозяйства ПК ведутся работы по строительству автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный на участке в Приморском крае.

Между Департаментом дорожного хозяйства Приморского края (Заказчиком Департамент) и ООО «Трасстроймеханизация» (Подрядчиком ООО «ТСМ») заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении подрядных работ по объекту «Строительство автомобильной дороги Владивосток-Находка- порт Восточный».

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса. Случаи, в которых производится изъятие земельного участка у собственника путем выкупа, установлены в ч. 1 ст. 49 ЗК РФ. Выкуп для государственных нужд принадлежащим гражданам на праве собственности объектов недвижимости осуществляется только в случае, если они входят в полосу отвода автомобильной дороги и изымаются в установленном действующем законодательстве порядке. Вместе с тем, оснований для изъятия земельного участка и жилого дома не имеется, поскольку в соответствие с проектной документацией указанные объекты не входят в полосу отвода строительства автомобильной дороги.

Проектная документация объекта «Строительство автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный на участке км. в Приморском крае II и III пусковые комплексы» ДД.ММ.ГГГГ получила положительное заключение государственной экспертизы. Генеральной подрядной организацией ООО «Трансстроймеханизация». Разрешение на строительство выдано департаментом градостроительства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиями технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а атк же результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В выводах заключения государственной экспертизы отдела государственной экспертизы проектов департамента градостроительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проектные решения выполнены в соответствии с заданием на проектирование, градостроительным планом, принятые проектной документацией конструктивные решения соответствуют технологическим и эксплуатационным требованиям, требованиям противопожарных и других норм действующих на территории Российской Федерации. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ департамент транспорта дорожного хозяйства Приморского края информировало ФИО1 (для объявления жителям <адрес><адрес>) о том, что при строительстве указанной автомобильной дороги предусмотрена организация съездов к домовладениям, расположенным в <адрес> к домам <адрес>, в соответствии с документацией, принятой к производству работ подрядной организацией ООО «Транстроймеханизация».

Ссылку истцов о том что ответчиком нарушены требования п. 11.6 СП 42.13330.2011 суд находит необоснованной. Выделяемые сводом правил в составе улично-дорожной сети улицы и дороги магистрального и местного значения, а так же главные улицы имеют разные юридические характеристики. Данные понятия не являются тождественными категориями. Нормативное предписание содержащееся в пункте 11.6 свода правил, применяется при проектировании и строительстве магистральных дорог. Согласно данным таблицы 4 изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утвержденных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па, автомобильная дорога Владивосток – Находка – порт Восточный является дорогой регионального или межмуниципального значения.

Поскольку съезд транспортной развязки, проходящей по <адрес> не относится к магистральным дорогам, требования п. 11.6 Свода правил не нарушены.

Кроме того, ссылка истцов о том, что строительные работы осуществляются не в соответствии с планом, суд находит несостоятельной, так как к настоящему времени строительные работы не завершены и не возможно установить их соответствие или несоответствие строительному плану.

Право собственности или законное владение истцов строительством объекта не нарушается.

Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Как предусмотрено частью 2 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 1.1 Положения установлено, что департамент дорожного хозяйства Приморского края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление дорожным хозяйством Приморского края и регулирование правоотношений в данной сфере.

Положением на Департамент возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2.1.3) и функции осуществления деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2.2.2).

Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги

В соответствии со ст.16 257- ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Разрешение на реконструкцию автомобильных дорог выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Проектная документация реконструкции дороги прошла государственную экспертизу, и суд не вправе вносить какие-либо изменения, поскольку юридически не имеется оснований подменять органы государственной власти уполномоченные вносить изменения в проектную документацию.

Следует отметить, что дорожная деятельность на территории Приморского края осуществляется в соответствии с Государственной программой Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 годы». Расходы на реконструкцию предусматриваются бюджетом Приморского края.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Внесение изменений в проектную документацию влечет изменение бюджетного финансирования государственного проекта, что является нарушением прав и законных интересов Департамента финансов Приморского края, в частности нарушения ст. 158 Бюджетного кодекса РФ

По смыслу п. 1, п. 2 ст. 15 ГК РФ возникновение у лица права требовать возмещения убытков обусловлено нарушением его прав. Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь. Реализация прав истцов возможна в соответствии со ст.12,15 ГК РФ, что в данном случае не заявлено.

Руководствуясь ст.13,195-199 ГПК РФ суд,

решил:

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6 к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о возложении обязанности – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий: