ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-933/2018 от 25.04.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Солониной Е.А.,

при секретаре Шакировой Н.З.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности от <данные изъяты> г., представителя ответчика Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО3, действующей на основании доверенности от <данные изъяты> г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-<данные изъяты>/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» о признании ответа, договора служебного найма, дополнительного соглашения к договору служебного найма незаконными и подлежащими отмене, возложении обязанности по заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании ответа, договора служебного найма, дополнительного соглашения к договору служебного найма незаконными и подлежащими отмене, возложении обязанности по заключению договора социального найма. В обоснование иска указала, что с <данные изъяты> года состоит в трудовых отношениях с БУ ХМАО-Югры «<данные изъяты>» в должности заместителя директора по экономике. <данные изъяты> года между истцом и Управлением делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заключен договор №<данные изъяты> найма служебного жилого помещения – квартиры №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в г. <данные изъяты>. Считает, что указанный выше договор является юридически некорректным, а потому подлежит дезавуированию в связи со следующим. Спорное жилое помещение находится в государственной собственности. Однако, именно специализированный режим в виде служебного найма документально не подтвержден, так как не зарегистрирован ЕГРП, что противоречит закону. На основании изложенного, просит признать ответ Аппарата Губернатора ХМАО-Югры от <данные изъяты> года, договор служебного найма жилого помещение от <данные изъяты> года №<данные изъяты>, дополнительное соглашение к договору служебного найма от <данные изъяты> года незаконными и подлежащими отмене, возложить на Аппарат Губернатора ХМАО-Югры обязанность по заключению с ФИО1 договора социального найма на состав семьи из трех человек.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечены ФИО4, ФИО5, в качестве соответчика Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий».

В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения согласно исковому заявлению.

Представитель ответчика Аппарата Губернатора ХМАО-Югры исковые требования не признала, дав пояснения согласно возражениям относительно искового заявления.

Представитель ответчика БУ ХМАО-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», третьи лица ФИО4, ФИО5, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, жилое помещение, по поводу которого возник спор, расположено по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. <данные изъяты>, дом <данные изъяты><данные изъяты> квартира №<данные изъяты>, является собственностью Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и находится в оперативном управлении БУ ХМАО-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий».

На основании договора служебного найма жилого помещения №<данные изъяты> от <данные изъяты> года указанное жилое помещение передано нанимателю ФИО1 и членам ее семьи ФИО4 (муж), ФИО5 (сын) на период трудовых отношений с органами государственной власти автономного округа, Учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 06.07.2009 года №281-рп «Об отнесении жилых помещений к жилищным фондам автономного округа» спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду автономного округа и включена в число служебных помещений.

Информация об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Управлением делами Губернатора автономного округа направлена в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. №<данные изъяты>).

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Договор найма служебного жилого помещения в силу ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с абз. 3 п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Таким образом, основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.

Отсутствие указанной информации в регистрирующем органе на объем прав истца в отношении спорного жилого помещения не влияет и не свидетельствует о предоставлении квартиры на иных условиях найма.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцу спорное жилое помещение предоставлено во временное пользование в качестве служебного на период трудовых отношений с соблюдением требований жилищного законодательства на основании распоряжения о служебном жилом помещении и договора найма служебного жилого помещения, собственником решение об исключении жилого помещения, о котором возник спор из числа служебных не принималось, истцом не доказано, что занимаемое ее семьей жилое помещение является жилым помещением муниципального жилищного фонда социального использования, а также то обстоятельство, что они пользовались или пользуются им на условиях социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятие с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57 и ст. 63 ЖК РФ).

Истец ФИО1 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, в Аппарате Губернатора ХМАО-Югры не состояла и не состоит. Данные обстоятельства признавались и не оспаривались истцом в судебном заседании.

Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 на условиях договора служебного найма, решение о предоставлении жилого помещения истцу на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, более того, жилое помещение не относиться к жилищному фонду социального использования.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» о признании ответа, договора служебного найма, дополнительного соглашения к договору служебного найма незаконными и подлежащими отмене, возложении обязанности по заключению договора социального найма, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» о признании ответа, договора служебного найма, дополнительного соглашения к договору служебного найма незаконными и подлежащими отмене, возложении обязанности по заключению договора социального найма, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 03 мая 2018 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Е.А. Солонина

копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Е.А. Солонина